Вихерева Наталья Александровна, учитель начальных классов 1 кв. категории
МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой» Московского района г. Казани
Деятельность – наиболее эффективная и полноценная форма овладения знаниями, умениями и навыками. В основе учебной деятельности лежит самостоятельная целенаправленная активность ученика. По требованиям ФГОСов урок необходимо выстраивать на основе системно-деятельностного подхода. В основе деятельностного подхода лежит технология деятельностного метода (ТДМ), разработанная Л.Г.Петерсон. Напомним базисную структуру, урок открытия новых знаний (ОНЗ) по технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон:
- мотивация,
- актуализация и пробное действие,
- выявление места и причины затруднения,
- построение проекта и выход из затруднения,
- реализация построенного проекта,
-первичное закрепление,
- самостоятельная работа с самопроверкой
- включение в систему знаний,
- рефлексия учебной деятельности.
Данная структура даёт подробное представление учителю об алгоритме формирования у ученика стереотипа деятельностного самостоятельного мышления, который впоследствии должен лечь в основу критического мышления ученика.
Организационное пространство урока, построенного в соответствии с требованиями деятельностного подхода, наиболее полноценно реализуется при использовании модели «1:1».
Модель «1 ученик : 1 компьютер» - это образовательная среда, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии сетевого взаимодействия, инновационные приёмы поиска, накопления, обработки, сохранения учебной информации.
Модель «1 ученик – 1 компьютер» («1:1») предполагает использование на уроке ресурсов мобильного класса (комплектнетбуков с ПО в количестве 30 с зарядными устройствами, маршрутизатора, обеспечивающего установление внутри класса локальной сети).
Учебный процесс в модели «1 ученик : 1 компьютер» обладает рядом преимуществ:
-современный компьютер в образовательном пространстве модели «1:1» становится мощным инструментом получения знаний и развития мышления учащегося, более того компьютер становится не только обучающим средством, но и средством наглядности и демонстрации учебного материала;
-улучшается усвоение учебного материала, благодаря интерактивным возможностям нетбука учащегося учитель имеет возможность создать условия для получения каждым ребёнком индивидуального уровня нагрузки, к которому в данный момент ученик готов;
- работая по модели «1:1», учитель получает разнообразный набор
форм организации урочной деятельности: от урока внутри кабинета
до урока вне стен школы (пример тому «парковый» урок(https://edu.tatar.ru/community/index/6907?page=5), что дает возможность «живому» поиску и накоплению информации с дальнейшей её обработкой и сохранением;
- наряду с решением традиционных образовательных целей и задач, урок по модели «1:1» способствует формированию у учащихся умений и качеств XXI века: самостоятельность и критичность мышления, креативность, умение работать в команде, качества сотрудничества, позитивную адаптацию к новой информации.
Организация урока по модели «1:1» требует от учителя осознания следующих ключевых моментов:
- от уровня готовности оборудования зависит результативность его использования на уроке (необходимо оборудование готовить заранее и системно контролировать техническое состояние мобильного класса: исправность нетбуков, уровень заряда батареи, при необходимости возможность установления внутри класса локальной сети – wireless-cmpc);
- учителю необходимо чётко представлять, на каком этапе урока и для чего он использует нетбуки; во-первых, это обеспечит соблюдение санитарных норм (первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут, учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут), во-вторых, выполнение этого условия позволяет спроектироватьсодержание урока и познавательную деятельность учащихся.
Модель «1:1» предполагает использование новых видов оценивания на уроке. Данное оценивание предполагает как отметочный, так и неперсонифицированный, безотметочный принцип. Оценивание предполагается на любом этапе урока по критериям, предложенным учителем или выработанным совместно с учениками в процессе урока. Определяют следующие виды оценивания: с точки зрения, назначения оценивания и его места на уроке, формирующее, текущее, итоговое; с точки зрения субъекта, выполняющего оценивание, - самооценивание и оценивание по предложенным критериям. Формирующее оценивание можно организовать на этапе мотивации (урок по ТДМ) с целью выявления готовности к изучению нового материала. Оно может предполагать проверку домашнего задания или выявление первичных представлений и знаний по теме урока. Текущее оценивание проводится на этапе выполнения тренировочных упражнений (урок развития умений, УРУ) с целью выявления ошибочных умений. Итоговое оценивание организуется на этапе рефлексии с целью оценивания уровня собственной познавательной активности ученика.
Программное обеспечение нетбуков позволяет использовать ресурсы мобильного класса на всех этапе урока по ТДМ. Наиболее подробно рассмотрим функции программы e-learningclassroommanagement. Данная программа реализуется в условиях кабинета, каждый ученик имеет отдельный нетбук, устанавливается связь между ноутбуком учителя и каждым нетбуком ученика в среде локальной сети wireless-cmpc.
№ | Функция программы | Для чего используется |
1 | Транслирование экрана | демонстрация действий учителя |
2 | Экран студента | демонстрация действий ученика |
3 | Общая доска (совместное выполнение рисунков, схем, моделей, построение алгоритмов, загрузка иллюстраций, графиков и т.д.) | совместное действие на общей плоскости (не более 5 человек) |
4 | Экзамен (составление и выполнение теста, получение оценки и статистики выполненного теста) | проверка знаний по теме, рефлексия |
5 | Групповое обучение: -групповой разговор, -тематический разговор (допускается загрузка файлов с заданиями, рисунков) | организация работы в группе |
6 | Разговор (диалог, совместная письменная речь) | организация обсуждения |
7 | Отправленный файл (передача файла с заданием как отдельно ученикам, так и отдельной группе) | организация самостоятельной работы |
8 | Удалённое управление | - управление классом, - контроль работы учеников, -организация работы в группах |
Обобщая предложенные выше рассуждения, предлагаю обратиться к опыту учителей начальных классов МБОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой», использующие в течение второго полугодия 2011-2012 уч. года и в 2012-2013 учебном году ресурсы мобильного класса на уроках в начальной школе. Уроки учителей по модели «1:1» представлены в виртуальном сообществе в разделе «Методическая работа» на сайте «Электронное образование в РТ»https://edu.tatar.ru/community/index/6907
Внедрение модели «1 ученик : 1 компьютер» в учебный процесс - это одна из самых актуальных на сегодняшний день образовательных инноваций. Переход к ней требует построения комплексной информационной инфраструктуры образовательного учреждения, выстраивания системы мониторинга происходящих в школе изменений и деятельности по алгоритму внедрения модели.
Вместе с тем, переход к модели «1 ученик : 1 компьютер» носит не технологический, а гуманитарный характер, и ориентирован не на технику, а на учащихся, которым предстоит после окончания школы жить и работать в совершенно других, по сравнению с предыдущим поколением, условиях.
Мы рассмотрели одну из форм реализации модели «1:1» - урок. Данная модель имеет и другие формы реализации – внеурочная деятельность, проектная деятельность. Более подробная информация представлена на сайте edugalaxy.intel.ru
Литература:
Ярмахов Б.Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. - М.: 2012