Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Современный библиотечный урок

Шакирова Марзия Шайхулловна, библиотекарь высшей квалификационной категории,
заведующая библиотекой МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г.Казани

Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чем главное дело.
К.Д. Ушинский

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима. Это одна из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. Осуществить поставленные ФГОС цели и задачи возможно только развивая интерес к чтению книг. На сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Наше время называют « веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать полезной. А информационная грамотность предполагает приобретение знаний о библиотечных учреждениях и хранящихся в них типах документов, способности к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек. Распространение библиотечно - библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.

Библиотечный урок – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.

Современный библиотечный урок – это урок формирования информационной грамотности, которая представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, мировоззренческих и поведенческих качеств личности при её взаимоотношениях с информацией, позволяющих ей эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

Исторически главная цель уроков - обучение учащихся пользованию библиотеками. Развитие новых информационных технологий оказывают влияние на развитие и содержание образовательной функции школьной библиотеки. Сегодня речь идет не только о пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Возникла необходимость формирования у школьников информационной грамотности, которая включает:

- формирование культуры чтения,

- библиотечно-библиографическую грамотность,

- медиаграмотность,

- навыки критического мышления.

Информационная грамотность является основой для последующего непрерывного развития учащихся.

Сегодня главной целью современного процесса обучения является не заучивание определенного количества фактов учащимися, а развитие их способности учиться. Для этого используют такие новые подходы, как личностно-ориентированное, деятельностное обучение. Такие подходы применяются и в организации библиотечных уроков.

Основные положения, которые присутствуют в этих подходах:

- собственный опыт учащихся, получаемый через самостоятельную деятельность;

- активное вовлечение компонентов критического мышления;

- приоритет индивидуальности каждого учащегося в процессе обучения;

- наличие партнерских отношений между учеником и учителем;

- использование интеграции предметов.

Сегодня выделяется три уровня обучения в школьных библиотеках, которые соответствуют трем ступеням общеобразовательной школы:

1. Начальный уровень. Цель - формирование представлений о библиотеке, книге, источниках информации. Традиционные библиотечные уроки будут результативными при условии использования интерактивных и игровых методов обучения.

2. Информационно-поисковый уровень. Цель - формирование знаний об инструментах информационного поиска, аналитических умений при работе с информационными источниками.

3. Эвристический уровень. Цель - формирование информационного мировоззрения, навыков информационно-поисково-аналитической деятельности в ходе проведения самостоятельного исследования. На этом уровне необходимо использование таких методов обучения, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, метод открытий.

При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:

– принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;

– принцип преемственности;

– последовательное усложнение при подаче материала уроков;

– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

2. Овладение методами аналитико-синтетической переработки информации.

3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).

Библиотечный урок может быть использован при проведении интегрированных уроков совместно с учителями-предметниками.

Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Для проведения занятий мною используются традиционные формы: виртуальные экскурсии и путешествия по страницам книг, тематические уроки - обзоры, уроки – персоналии, интеллектуальные турниры, библиографические игры, литературные путешествия, конференции с элементами игровой деятельности. Также применяется и нестандартные формы: урок-размышление, урок – диспут, урок-презентация, урок-видеопутешествие. Результативность и эффективность урока зависит и от таких моментов, как использование интерактивной доски, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. Работа на интерактивной доске значительно повышает интерес к уроку и нравится детям, она существенно увеличивает темп урока, способствует более прочному запоминанию материала, вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет учащимся активно участвовать в уроке. Благодаря разнообразию методов и приемов интерактивной доски, традиционные формы работы с книгой приобретают новое видение. Они становятся более увлекательными.

Структура библиотечного урока

Структура урока включает теоретическую часть и практикум. Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и творческого начала.

Подготовительный этап занятия предполагает выбор темы, места и форму проведения занятия. Желательно провести предварительный тестовый опрос учащихся с целью выявления уровня их подготовки. Необходимо подобрать и изучить нужную литературу, подготовить наглядный материал, оформить книжную выставку по теме, по мере необходимости стенды, плакаты, подобрать цитаты. Важной частью подготовки занятия является составление плана его проведения, где обязательно рассматриваются цели и задачи урока, разрабатывается ход самого урока, его основное содержание, продумываются контрольные вопросы. Кроме этого, необходимо продумать техническое оснащение, подготовить раздаточный материал для практической части урока.

Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.

Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.

Результативность урока зависит от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся. В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).

Разработана система занятий для 1-4 классов начальной школы, для 5-8 классов средней школы. В 9-х и11-х классах проходят занятия по технологии написания и оформления рефератов, создание проектов. Система занятий предлагает необходимый минимум знаний об информации и информационной культуре и рассчитана на реализацию силами гимназии и библиотеки, предусматривая при этом обязательное проведение уроков информационной культуры в каждом классе.

Уроки строятся с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся, поэтому многие занятия предусматривают практические задания, цель которых закрепить и проверить усвоение пройденного материала. Например, если происходит знакомство с каталожной карточкой, то читатели сами составляют карточки на книги: в начальной школе - самую простую, в средней школе – по правилам библиографического описания. Если изучается справочная литература, дети обязательно выполняют информационно-поисковые задания с обязательным объяснением алгоритма ее нахождения.

В зависимости от содержания темы, возраста и подготовки выбираются различные методические пути и приемы изложения конкретного материала.

Ожидаемые результаты реализации системы уроков:

по окончании начальной школы учащиеся должны:

уметь правильно называть произведения (фамилия автора, заглавие книги);

знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие); уметь определять по ним примерное содержание книги;

уметь самостоятельно выбирать научно - популярные и художественные книги, использовать справочную литературу, периодическую печать;

знать источники информации на непечатных носителях фоно, видео, аудио материалы).

По окончании основной школы учащиеся должны:

уметь пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, знать структуру каталогов и картотек;

уметь пользоваться справочным аппаратом книги;

знать и уметь использовать многообразие справочных изданий;

уметь правильно пользоваться научной, научно - популярной литературой, обладать первоначальными умениями наиболее рациональной работы с книгой;

знать многообразие информационных ресурсов,

уметь правильно оформить результаты самостоятельной работы.

Обновляется образование, вводятся новые программы. Но главным остается умение детей учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Какого читателя мы воспитываем, таким он и будет во взрослой жизни. Именно здесь в школьной библиотеке незаметно формируется духовное здоровье нации.


Литература:

Агапова И. А. Давыдова М. А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки. Издательство: Учитель, 2014

Баркова И.В. Смотр – конкурс профессионального мастерства библиотекарей «Библиотечный урок ХХI века»/ И.В. Баркова// Шк. Библиотека.-2012 №2-3 с.99-103.

Гендина Н.И. Мастер-класс «Учебный курс» Основы информационной культуры личности в библиотеке: концептуальные основы и методика проведения занятий / Гендина Н.И. // Шк. Библиотека.-2009 № 6-7 с.78-83.

Задорожная Е.В. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия. Издательство: Учитель, 2014

Библиотечные уроки [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://novichokprosto-biblioblog.blogpost.ru/2013/04/blog-post.html


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152