Колесников Денис Петрович, Гайнуллин Гусман Салихжанович,
Учителя английского языка высшей квалификационной категории
МАОУ лицей-интернат №2 Московского района г. Казани
Впервые о сингапурском проекте мы услышали весною 2011 года и, конечно же, это внесло сумятицу в наши планы на лето. И здесь разрешите мне немного рассказать, что это за проект.
Успехи Сингапура во многих отраслях, в том числе в экономических, не раз подвигали руководство Республики Татарстан ездить и обучаться их передовому опыту. И именно в Сингапуре наше руководство убедилось, что на ряду с прочим, нужно перенимать и опыт образования.
Система образования Сингапура за последние лет 50 достигла очень высокого уровня эффективности и мирового признания. Это видно через международные тесты знаний в двух базовых дисциплинах – математике и чтении. Это такие тесты как TIMSS ( Trends in International Mathematics and Science Stud) (мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования ) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study ) (международное исследовании качества чтения и понимания текста ).
И так, побывав там, наше руководство решило заключить договор об обмене опытом с фирмой Educare, основной компанией-подрядчиком по обучению и переподготовке педагогических кадров в Сингапуре.
Сюда по документам, дошедшим до нас, нам предстояло не только прозаниматься с сингапурскими тренерами целый месяц, но и показать позже наши уроки с применением сингапурских приемов этим тренерам (что-то вроде "открытых уроков").
Преподавание всех модулей было на английском языке, а после завершения каждого модуля (а их было 4) учитель сдавал обязательную письменную работу.
Модули:
1. Cooperative Learning - Обучение в Сотрудничестве. (ученик-ориентированное обучение)
2. Critical Thinking - Развитие критического мышления.
3. PBL - Проблемно-ориентированное обучение (ПОО)
4. Professional Learning Societies - Профессиональные школьные сообщества
Итак, тренинг...
Мы начали с самого тяжелого модуля - PBL (Problem Based Learning - Проблемно Ориентированное Обучение). PBL напоминает знакомую нам с советских времен Проблемное обучение. Знакомые элементы присутствуют, но все же это другая методика. Основное различие - в PBL нет сверки с эталонным ответом. То есть основная идея PBL - сам процесс нахождения решения, а не ответ. Роль преподавателя - это роль эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта в выполнении группового задания.
В нашей реальной жизни проблемы представляют собой практически постоянно меняющееся разнообразие условий и неизвестных величин, влияющих на подход к их решению. Для достижения успеха в выбранной профессии ученикам нужно научиться выходить из нестандартных ситуаций, возникающих за стенами школы, что, собственно, и является целью PBL .
Позже, уже в течение учебного года мы отметили, что PBL на самом деле очень интересный и эффективный метод обучения. Его преимущества:
1. Основная идея - процесс нахождения решения, а не сам ответ.
2. Усиление роли самостоятельного образования (основная часть работы выполняется учащимися, а не преподавателем).
3. Повышение уровня освоения, развитие практических навыков (нет зубрежки, идет самостоятельное освоение материала и, как следствие, усваиваемость на гораздо более высоком уровне).
4. Обучает работе в команде (это одно из требований работы в 21 веке).
5. Повышает мотивацию к образованию (так как учащиеся сами разрабатывают методы и ищут материалы, ведь человек всегда ценить то, что сделано своими собственными руками).
Вторая неделя была гораздо легче - Critical Thinking (Умение Критически Размышлять). Это достаточное новая дисциплина в университетах, это то чему мы учителя уделяем мало внимания в школе. Нам очень понравилось сравнение нашего Сингапурского тренера: "ученик – это стакан", "учителя - это кран" (с льющейся водой), "вода- это знания» (которые эти самые учителя пытаются дать ученикам). Понятное дело, что каждый учитель дает полный напор "воды", вот только проблема в том, что больше определенного объема "стакан" вместить не сможет. Вывод - вместо того чтобы давать большой напор "воды", надо дозировать, так чтобы только важное вошло (и самое главное - осталось) в "стакане".
Третьим, и быть может самым веселым и поэтому продуктивным модулем, был Cooperative Learning – Обучение в Сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве - это структурированная организация обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек), в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а, не потребляя их в уже готовом виде.
Лозунг: От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех;
Почему Обучение в Сотрудничестве очень популярно за рубежом? Предлагаем вашему вниманию сравнение традиционного урока у нас в России и того каким он должен быть (и какой он есть, в частности, в Сингапуре):
Традиционный урок | Современный урок |
- обучение (натаскивание) для экзаменов; | - обучение для компетенций; |
- индивидуальное учение (соревнование); | - обучение в сотрудничестве; |
- в центре – учитель; | - в центре – ученик; |
- ‘‘боровы* и бревна’’ * | - Равенство* |
* «Боровы» – те учащиеся, которые быстрее всех делают задания. Они постоянно тянут руки, чтобы ответить и это замечательно. Однако нужно дать высказаться всем учащимся.
* «Бревна» - слабые, застенчивые или медленные учащиеся. Именно они больше всего страдают он недостатка внимания учителя.
*Равенство – структуры Обучения в сотрудничестве обеспечивают равномерное участие всех учеников.
Плюсы структур Обучения в Сотрудничестве:
Академический успех;
Развитие критического мышления;
Вербализация знаний;
Развитие чувства толерантности;
Социализация;
Возрастание симпатии по отношению к учителю, классу, предмету;
Ну и последним модулем нашего тренинга была неделя «Professional Learning Communities» («Профессиональные школьные сообщества»). Здесь мы вместе проводили анализ образовательной практики из того наилучшего, что есть в зарубежных образовательных системах.
В заключении, мы бы хотели сказать так – преподавание в школе нелегкий труд, если это делать на совесть. Но наше счастье в том, что мы как птицы двукрылые – вооружены классической системой обучения по советской системе и не менее интересной и эффективной – сингапурской. Здесь то и рождается замечательный эффект синтеза двух лучших систем.
PS. На последок, мы бы хотели поделиться с вами одним из эффективных сингапурских приемов – «Quiz-Quiz-Trade» (Викторина-и-Обмен), который мы применяем на своих уроках.
«Викторина-и-Обмен»
(коротко: 2 ученика опрашивают друг друга, получают ответы, а затем они обмениваются картами, чтобы повторить этот процесс уже с новыми партнерами.)
Пошаговая инструкция:
1. Каждый ученик получает карту-викторину, которая включает вопрос и ответ.
2. Ученики передвигаются по комнате и находят партнера.
3. Партнер А спрашивает партнера Б.
4. Партнер Б пытается правильно ответить.
5. Партнер А хвалит партнера B или поправляет. (в зависимости от правильности ответа)
5. Партнеры меняются ролями.
6. Партнеры обмениваются картами и благодарят друг друга. (обмен картами с вопросами – это самое важное в этой структуре).
7. Партнеры расходятся и повторяют это же самое с другими учениками в комнате.
Где же применять ее?
Эта структура очень эффективна, когда нужно повторить какой-либо материал, блок, тему. Особенно эффективен этот прием перед экзаменом или вместо него, так как Quiz-Quiz-Trade занимает мало времени (около 4-5 минут всего) и в нем быстрая ротация вопросов (т.к. ученики после каждого вопроса меняются партнерами и вопросами).
Нашим ученикам очень нравиться этот прием.