Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Использование игровых форм работы на уроках истории для укрепления когнитивных способностей учащихся

Гимадеев Ильфат Халялетдинович, учитель истории и обществознания 1 кв. категории
СОШ №35 Приволжскоого района г. Казани,
лауреат городского конкурса «Лучший учитель года города Казани – 2014»

Когнитивные способности учащихся напрямую зависят от их интереса к предмету. А. Эйнштейн говорил: «Если человек не обладает интересом и любопытством, то он, по крайней мере, слеп». Таким образом, великий физик подчеркивал значение интереса в познавательной деятельности человека. Поэтому для того чтобы приступать к деятельности, направленной на укрепление когнитивных способностей учащихся необходимо выявить уровень их интереса к предмету.

Уровень интереса мы измеряли, используя педагогический мониторинг по системе Н.И. Рудковского и А.А. Гина, основанный на принципе анкетирования. Анкетирование проводилось в 6-8 классах в начале октября 2013 года. Нами были выбраны именно эти параллели, поскольку в связи с переходным возрастом в этих классах меняется система ценностей и отношение к учебе.

Согласно положениям мониторинга, уровень интереса достаточен для достижения успеха учащимися в учебе, если он достигает числа 3 на вертикальной шкале диаграммы. Положительную тенденцию продемонстрировали 6-е классы. В 7-х и 8-х классах уровень интереса лишь ненамного превысил число 3, а в некоторых классах и вовсе его не достиг. Исходя из вышесказанного, перед нами встала необходимость выбора методов и приемов, которые повысили бы уровень интереса у обучающихся и позволили бы им укрепить когнитивные способности.

Предлагаемый нами метод - использование игровых форм работы на уроках истории для укрепления когнитивных способностей учащихся.

Игровая форма работы с детьми позволяет учащимся одновременно осваивать несколько навыков: развивать коммуникативные способности, воспринимать информацию в облегченной форме, эмоционально разряжаться, развивать в себе креативность, преодолевать психологический барьер. Одновременно с этим игровые формы работы позволяют учителю провести урок интересно и продуктивно. При помощи игровых форм работы учитель может объяснять материал в нестандартной легкодоступной форме, отрабатывать свое методическое мастерство. Интеллектуальные игры весьма разнообразны. Их можно разделить на три группы:


• интеллектуальные игры на развитие логики и абстракции

• интеллектуальные игры на развитие памяти

• интеллектуальные разминочные игры, направленные на расслабление учащихся после восприятия сложной информации


К первой группе игр можно отнести такие игры, как историческое «Что? Где? Когда?», «Ассоциация», «По следу мастера», «Контакт». Ко второй группе игр относятся «Шляпа», «Пантомима», «Разворот». Наконец к разминочным играм принадлежат «Стул», «Поймай ошибку».

Каждая из данных игр имеет специфику своего применения как в части урока, так и в развитии определенных универсальных учебных действий.

В данной статье мы хотим остановиться на первой группе игр, поскольку именно они направлены на получение новых знаний, а не только на закрепление материала.

Рассматривая первую группу игр, также следует заметить, что каждая из них направлена на развитие определенных способностей. Игра «Что? Где? Когда?» ориентирована на развитие логического мышления. Она представляет из себя групповую вопросно-ответную форму работы. Правила игры предусматривают следующий ход ее проведения: ведущий задает вопрос, после чего дается минута командам для размышления и записи правильного ответа. Победа достается команде правильно ответившей на большее количество вопросов по сравнению с другими командами. Вопросы могут существенно отличаться друг от друга по форме: устный вопрос, визуальная загадка, музыкальный вопрос, черный ящик и др. Данная игра часто проводится в качестве внеклассной работы.

Игра «Ассоциация» представляет собой проектирование ситуации или описание исторического портрета. Задача учащихся угадать, о каком городе, событии или историческом деятеле идет речь. Можно проводить как индивидуально, так и в групповой форме работы. Название игры говорит за себя, что игра направлена на развитие ассоциативного мышления, а также повторение материала.

«Контакт» представляет собой игру-загадку. Ведущий загадывает слово, связанное с историческим материалом, но не называет его, а лишь говорит первую букву. Задача игроков подобрать к первой букве слова связанные с историей и при помощи вопросов подводить учеников к этому слову. Если другой ученик догадался о чем идет речь, то говорит условное слово – «контакт» после которого они вместе называют слово. Задача ведущего опередить их и самому назвать это слово. Если контакт состоялся, то ведущий называет другую букву. Так постепенно разгадывается слово ведущего. Игра позволяет развивать память и быстроту мыслительного процесса. Ученики могут проводить ее и без участия учителя.

Все вышеописанные игры, несмотря на их достоинства, направлены на закрепление уже пройденного материала. Мы представляем игру, которая позволяет учащимся вместе с учителем полноценно изучать новый материал.

«По следу мастера». В основе игры должен лежать маршрут с проектированием ситуаций, которые могут иметь несколько вариантов решения задачи (методика открытых задач). На применении данной методики хотелось бы остановиться более подробно, поскольку в отличии от предыдущих игр (Что? Где? Когда?, Ассоциация и др.) позволяет не только повторить изученный материал, но и весьма эффективно преподать новый материал. Данную форму работы можно проводить как в старшем, так и в среднем звене.

Наиболее удобно использовать «По следу мастера» в тех темах, где необходима работа с картами. К примеру, в 6-ом классе в объяснении темы Крестовые походы.

Игра представляет ролевую форму работы.

Учитель – мастер, который ставит цель перед учениками и на каждом этапе определяет задачи. Ученики - ассоциируют себя с той ролью, которую им дает учитель.

Так может происходить объяснение темы «Крестовые походы» в 6-ом классе при помощи данной игры.

Основная часть:

1. Причины крестовых походов. Учитель кратко обозначает положение в Европе к началу Крестовых походов. Затем класс разделяется на группы, где каждая из них представлена каким-либо сословием. Группа феодалов – должна была обозначить свою выгоду в походах (возможность получения новых земель на Востоке) группа крестьян свою выгоду (возможность избежать голодной смерти и уйти от феодального гнета) группа духовенства должна сформулировать обоснование похода именно на Иерусалим – задача повышенной сложности (христианская святыня, оказавшаяся в руках мусульман). Выступления групп не должны быть жестко регламентированы: ученик из группы крестьян может выступить в роли феодала и др.

После выступления каждой группы подводится итог учителем.

2. Первый крестовый поход учитель ставит задачу - отправится к Иерусалиму. Группы крестьян и феодалов говорят о своем вооружение и подготовки к походу. Учитель (мастер) обозначает цель - добраться до Иерусалима. Крестьяне должны рассказать, как они добирались без лошадей, страдая в пути от болезней и голода, и описать свое вооружение по картине, феодалы оговаривают свое вооружение. Далее работа с картой- мастер показывает путь и крестьяне и феодалы должны спроектировать чем они занимались в пути ( часто грабежам подвергались и христианские города) мастер сам подводит к такому выводу подведя крестоносцев к относительно богатым Балканским городам ( -Вы подошли к богатым городу София в котором много провианта, а у вас нет еды, Что вы будете делать?). При штурме Иерусалима ставится задача мастером наиболее быстро доставить осадные орудия к Иерусалиму ( ученики должны догадаться, что лучше это сделать по морю - контрольное решение - купцы привозят осадные орудия по морю) При третьем крестовом походе группы должны выступить от имени европейских королей. На втором этапе также появляется группа мусульман, которые от своего имени должны рассказать о крестоносцах и дать им оценку. При этом возможен вариант, когда ученики завязывают дискуссии внутри одной команды.

3. Выводы по крестовым походам также подводятся в ролевой форме от имени крестьян феодалов и мусульман...

Описанный нами фрагмент урока Крестовые походы с использованием проектирования ситуации позволяет преследовать несколько целей: во-первых ученики получают не готовый материал, а сами доходят до нужных выводов, во-вторых идет непосредственное погружение в историческую обстановку, и наконец, ученики отрабатывают навыки групповой работы.

При проведении игры в качестве мастеров можно привлекать учеников старших классов или развитых учеников из класса, в котором проводится игра.

Представленная нами игра еще ждет своего дальнейшего развития в методическом плане. Некоторые ее элементы уже были апробированы на занятиях в среднем звене.

Важным результатом внедрения представленных игровых форм работы является повышение интереса учеников к предмету, что отразилось при повторном педагогическом мониторинге, проведенном в январе 2014 года.


В первой (синей) колонке отображены данные по мониторингу октября 2013 года, во второй (красной) колонке показаны данные мониторинга января 2014 года. Мы видим, что многие классы продемонстрировали положительную тенденцию повышения уровня интереса. Повышение интереса напрямую сказалось на повышении познавательных способностей учащихся, что нашло отражение в результативности учеников в предметных олимпиадах и конференциях различных уровней по истории и успешном выступлении команды в городском туре интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?».



Олимпиады

Конференции городского и республиканского уровня

Интеллектуаль-ные игры

Воспитательная работа

Параллели

7-11

8-11

6-11

8-11

Количество учеников

8

4

36

все

Название мероприятий

Школьный, муниципальный, республиканский этапы всероссийских олимпиад

Конференция имени Лобачевского, «Шаг в науку»,

«Служу Отечеству»

Городской турнир «Что? Где? Когда?», дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины

Воспитательные мероприятия школьного, муниципального и республиканского уровней

Результативность

Призеры и победители муниципального и республиканского этапов (7, 8, 11 класс)

Дипломы победителей и сертификаты участников конференций

Дипломы победителей и сертификаты участников

Победитель районного тура «Лидер года»

Из данных таблиц мы видим, что применение игровых форм работы укрепляет познавательные способности не только в среднем, но и в старшем звене обучающихся.

В заключение хочется сказать, что постоянное самосовершенствование учителя позволит ему оставаться не просто хорошим профессионалом, но и постоянно ищущим себя методистом - учеником.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152