Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Развитие креативного мышления на уроках английского языка через использование интерактивных методов (обучение в сотрудничестве по С.Кэйгану)

Гараева Римма Ахатовна, учитель английского языка МАОУ «Гимназия-интернат 4»

Основная задача учителя – воспитать и развить в ученике гармоничную личность, готовую к реальной жизни, к тому, что ожидает ее в будущем, вне зависимости от того, касается это будущих профессиональных обязанностей или взаимоотношений с людьми.

Мир меняется, и этот факт заставляет нас подстраивать и перестраивать наше мышление под него. Учителю уже недостаточно просто обладать информацией и передавать ее. Его успешно заменяют другие источники: книги, интернет и др. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать следующие умения: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации[2, с.9].На сегодняшний день в задачи учителя входит научить ученика анализировать полученную информацию, подходить к вопросу критически, постоянно сомневаться и перепроверять информацию, научить ученика искать информацию и доказательства ее достоверности. Но и этого может оказаться недостаточно. Современный мир требует от нас нестандартного решения проблем. Поэтому, будучи учителями, в школе мы должны научить учеников мыслить креативно.

Понятие «креативное мышление» (от англ. «create» - создавать, творить) означает способность человека находить нестандартные решения различных проблем и при этом более эффективно их преодолевать[1, с.433].

Исходя из определения можно утверждать, что процесс креативного мышления не ограничен каким-то определенным видом деятельности. Соответственно, можно научить ребенка мыслить креативно и на уроках английского языка.

Для того чтобы научить кого-либо мыслить «за рамками», учителю необходимо самому подойти к проблеме нестандартно. Часто учебники по английскому языку к текстам для чтения и аудирования предлагают упражнения, вопросы в которых требуют однозначного ответа. Ученику, чтобы справиться с заданием, достаточно понять транслируемую информацию и передать ее в требуемой форме.

Данные упражнения можно разнообразить и переформировать их таким образом, что они будут отвечать и задачам развития креативного мышления. Приведем в пример фрагмент (аудирование) комбинированного урока английского языка, проведенного в 7 классе, в рамках темы «Food for thought».

Ученики сидят в командах по 4 человека в соответствии с обучением в сотрудничестве по С.Кэйгану[3, с.7.1]. У каждого есть свой номер (1,2,3,4). №1 и №3 – А, №2 и №4 – В. №1 и №2, №3 и №4 – shoulder partners, №1и №4, №2и №3 – face partners.Учащиеся ознакомлены с правилами поведения при командной работе: каждый ученик имеет право высказываться только в строго отведенное для него время и не перебивает других участников команды.

Ход урока:

1. Students, please, look at the screen. There are two pictures(слайд 1). You will have 1 minute to think and then describe what you see and what you think is in the pictures(учитель включает таймер и дает ученикам время на размышление).

The time is up. Now, in your teams, one by one describe what you see and what it could be. Let’s do Round Robin[3, с.1.4], number threes, you can start(учитель опрашивает по 1-2 ученика из каждой группы). Would you like to know what it is? Answer: Brain cell (left picture) and the Universe (right picture) (слайд 2).

2. Now we will listen to the text about Nick. But we will do it step by step (paragraph by paragraph). After each step you will have a task to complete.

3.Before we start, let’s have a look at the useful vocabulary (слайд 3, ученикам дается опорная лексика).

4.Are you ready? Typescripts: Nick was a strong, healthy railroad man. He got along well with his fellow workers and was consistently reliable on the job. However, he had a bad habit (слайд 4).

Dear students, I’ll give you some time to think about the following question and give a reason: What was Nick’s bad habit? And why do you think so?(ученикам дается время на размышление).

Now turn to your shoulder partner and share your answer (Partners B start). Don’t forget to use the phrases to express your opinion (I think, in my opinion, etc.)(опрос нескольких учеников, спросить мнение их собеседника).

5.Shall we go on? Typescripts: He was a pessimist who constantly feared the worst.

One summer day, the crews were told they could quit an hour early in honor of the foreman's birthday. When the other workmen left, Nick the notorious worrier, was accidentally locked in a refrigerated boxcar that was in the railroad yard for repairs.

He panicked. He shouted and banged until his voice went hoarse and his fists bloodied. His noises, if anyone heard them, were assumed to be coming from a nearby playground or from other trains backing in and out of the yard.

Nick reckoned the temperature in the car was zero degrees. "I can't get out of here," he thought. "I'll freeze to death." He found a cardboard box. Shivering uncontrollably, he scrawled a message to his wife and family. "So cold," he wrote, "body's getting numb. If I could just go to sleep. These may be my last words."

The next morning....

Now you’ll have to think and complete the sentence an then share it with your face partner(опрос учеников, желающих высказаться).

6. Let’s listen what happened.

Typescripts: The crew opened the boxcar's heavy doors and found Nick's body. According to the autopsy, every physical sign indicated he had frozen to death. But....

Dear students, in your teams, answer the question: What surprised the crew?(мозговой штурм). Please, all number ones stand up and tell me the best answer in your team (Опросить каждую команду).

7. Let’s continue.

Typescripts: The car's refrigeration unit wasn't working. The temperature inside was about 18 degrees C and there was plenty of fresh air .

So why did Nick die? Share with your shoulder partner(опросить желающих ответить).

Answer: Nick's worst fear had become reality.

Well now, in your teams entitle the story(обсуждение в команде и принятие решения).

All students number 4? Could you stand up and tell the class how your team would entitle this story (опросить каждую команду). The title of the story is «The Power of the Mind».

8. Do you remember what was in the picture I’ve shown you in the beginning of the lesson? (Brain cell and the Universe). What do you think is in common between those two pictures and the story? Please, give a reason(учитель дает время на размышление и проводит фронтальный опрос).

На примере данного фрагмента можно увидеть, как упражнения, направленные на развитие конвергентного мышления (тип мышления, который направлен на нахождение единственного, устоявшегося решения) можно переформировать таким образом, чтобы они способствовали развитию дивергентного мышления (мыслительный процесс или метод, используемый для создания творческих идей при помощи исследования множества возможных решений)[1, с.433].

Важно построить урок так, чтобы у учащихся была возможность проявить и развить свою креативность, при этом одновременно выполняя также стандартные требования в ходе урока. На изложенном выше примере фрагмента урока аудирование мы наблюдаем, как возможно развить творческое мышление учащихся через использование интерактивных методов обучения и групповых и парных форм организации деятельности учащихся на уроках английского языка.

В заключение, приведем несколько советов от Билла Колларадля мотивации учителей на развитие креативного мышления учащихся на уроках[4].

Suggestions For Promoting Creative Thinking In The Classroom: 1. Establish a climate of mutual respect between teacher and students.

2. Encourage all students to participate in class activities through providing a wide range of involvement activities.

3. Withhold Judgment of student contributions and ideas.

4. Beware of convergent thinking.

5. Help channel students into creative activities where they will experience a certain degree of success.

6. Allow students to experience failure.

7. Find the time to plan your lessons in a manner that allows for student input and original thinking.

8. Be prepared to experience criticism from colleagues and supervisors.

9. Be a creative teacher!

10. Creativity takes time.

11. Maintain Your Uniqueness.

12. Challenge yourself.

13. Havefunteaching!


Список литературы:

1. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // «Психология мышления» под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – С. 433-456.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

3. Dr.Spencer Kagan, Miguel Kagan Kagan Cooperative Learning Structures. – 2nd edition. – Kagan Publishing, 1994. – 480 p.

4. www.billcollar.com


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152