Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Использование современных информационных технологий на уроках татарского языка и литературы

Гайнутдинова Нурфия Мансуровна, учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» Московского района г. Казани

В современном мире значительно повысились требования к выпускникам школ. При вступлении в самостоятельную жизнь человек должен научиться мобильно, осваивать огромное количество информации, получать знания с первого взгляда. Поэтому обучение, основанное на вербальной системе, когда учитель словесно даёт знания, а ученик воспринимает на слух или получает информацию из учебников, по старым методикам и учебникам, недостаточно.

Кардинально изменить систему обучения в школе, в том числе и татарскому языку и литературе, позволяет использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ). В настоящее время использование компьютера при обучении позволяет значительно повысить качество получения знаний, увеличить объём усвоенной информации, активизировать учебный процесс.

Используя информационные технологии, бывает проще обеспечить принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Это связано со спецификой мультимедийных средств обучения: они оказывают комплексное воздействие на формирование и развитие психических структур учащихся, мышление превращается в объёмное, образное.

В то время как печатные источники информации формируют навыки мыслительной деятельности, связанной со структурой печатного текста, которой свойственны последовательность, линейность, аналогичность, мультимедийные средства, использующие образ, цвет, звуки, позволяют создавать целостные модели узнавания, что, по мнению психологов, действует на «чувственном уровне». Мультимедийные средства, благодаря использованию графики, видео, анимации, позволяют более наглядно преподнести учебный материал, тем самым существенно повышая интерес школьника к изучаемому предмету.

Как известно, человек при помощи органов зрения получает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. Причём информация, получаемая по зрительному каналу, легче, быстрее, надёжнее запечатлевается в памяти школьника.

Средства, используемые при мультимедийном обучении, вырабатывают у школьников культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению. При обучении на компьютерах педагогу проще проводить в жизнь педагогические принципы: принцип наглядности, принцип прочности, принцип систематичности и последовательности, принцип связи обучения с практикой, принцип целостности и единства процесса обучения, принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и многие другие.

При изучении татарского языка и литературы применение ИКТ помогает учителю в представлении информации, позволяет ускорить овладение языком и обеспечить приемлемый уровень для его применения в современной жизни.

Внедрение информационных технологий – одна из насущных задач, стоящих перед учителями татарского языка и литературы.

В данной области компьютер используют в следующих направлениях:

-для просмотра видеоклипов, кинофрагментов, спектаклей и т.д.;

-для объяснения, представления, закрепления изучаемого материала;

-для воспроизведения ситуативных упражнений;

-для проведения тестов в форме срезов, контроля и диагностики знаний, умений и навыков.

-для создания презентаций, подбора дополнительной информации с выходом в Интернет.

Основной формой использования современных ИКТ на уроках татарского языка и литературы является применение мультимедийных ресурсов, созданных в программе Power Point. В этой программе можно демонстрировать различные лекции, их фрагменты, иллюстрированные презентации. При проведении такого урока достаточно одного компьютера и проектора, или возможно проведение урока в компьютерном классе. В данном случае ученики изучают учебный материал через образное восприятие, что позволяет запомнить его практически в полном объёме. После просмотра проводится обсуждение материала и тестирование.

При использовании презентаций на уроках осуществляется смена деятельности учащихся:

1. Моделируется процесс усвоения знаний, который приводит к результативному итогу.

2. Моделируется мыслительная деятельность.

3. Возникает возможность не только выбора правильного варианта ответа, но и его проверки.

4. Рождается возможность использования ситуативных упражнений обучающих правильному произношению в диалогах, монологах, грамотному письму.

5. Имеется возможность подачи знаний в форме электронной игры, что приветствуется среди учеников.

Кроме того, учителя используют на уроках такие ресурсы Интернета, как виртуальную библиотеку www.bibliotekar.ru, тренажёры, разноуровневые тесты, мультимедийные учебники. Учителя, владеющие ИКТ, могут самостоятельно создавать учебно-методические материалы: презентации к урокам, тесты, кроссворды, медиапроекты.

Кроме использования ИКТ на уроках, имеется возможность вовлечь в эту деятельность самих учащихся. Учитель может давать задания по составлению презентаций по определённым темам:

- по творчеству татарских поэтов, писателей, художников, артистов, знаменитых людей;

- «татарское народное творчество»;

- «татарские национальные блюда»;

- «Кем бы я хотел стать»;

- «Мой идеал – кто он?».

Таким образом, уроки, построенные с использованием ИКТ, дают возможность более глубоко и всесторонне изучить учебный материал, участвовать в конкурсах, олимпиадах, стать всесторонне развитыми личностями. При этом следует помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по татарскому языку и литературе может быть эффективным при условии обеспечения органической связи и сочетаемости с традиционными методами и приёмами обучения.

Могу привести собственные примеры успешного проведения занятий по татарской литературе с использованием мультимедийных средств.

С помощью компьютерных презентаций мной были проведены уроки, посвящённые творчеству великого татарского поэта Г. Тукая, первого татарского учёного-энциклопедиста К. Насыйри, классика татарской прозы, основоположника татарской лингвистики Г. Ибрагимова.

На экран с компьютера направлялось изображение, голос в записи читал отрывки из их произведений. На экране перед учениками проходили фотографии того времени, представала хронология памятных дат, раскрывались наиболее яркие эпизоды творческих биографий. По ходу демонстрации приходилось давать пояснения и даже прерывать видеоряд, чтобы дать пояснения некоторых утверждений, приводимых в презентации. К примеру, во время просмотра презентации по К. Насыйри, по книгам которого получали образование все выдающиеся деятели татарской литературы рубежа XIX-XX вв., мои ученики заинтересовались этимологией названий некоторых его книг. Я с удовольствием разъяснила многие непонятные термины, рассказала интересные истории, связанные с рядом понятий. Кстати, после этого занятия мы решили узнать побольше об этом замечательном человеке, посетив его музей в г. Казани.


Список использованной литературы:

1. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения:[Электронный ресурс].-Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

2. Информационные технологии в образовании: материалы научно-практической конференции.- Саранск, 2004.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152