Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Современный урок в действии / Гуманитарный цикл

Языковая дефиниция в структуре современного урока: вербализация, типология (методический аспект)

Агапова Екатерина Сергеевна, к.ф.н., учитель гимназии №28 Вахитовского района г. Казани

Все сферы человеческой деятельности имеют собственный язык для выражения понятий, называния объектов окружающей нас действительности, процессов, происходящих вокруг, следовательно, говоря о любой области знания, следует учитывать весь возможный наличный состав лексических единиц языка, а также возможности его организации. Одной из важных составляющих языка любой науки является дефиниция, категория, заимствованная из логики и фиксирующая состояние знаний в определенный момент действительности. Особо следует выделить дефиниции, используемые в процессе обучения, так как им свойственна связь как с логической дефиницией, так и ситуацией обучения. При этом учебная дефиниция представляет собой достаточно сложное образование и подразделяется на определенные типы.

Основное назначение учебных дефиниций – служить для разъяснения учащимся незнакомых слов и понятий: необходимо отличить и отграничить определяемый предмет от других, раскрыть сущность определяемого предмета, установить или уточнить значение термина. Любая дефиниция имеет определенную структуру, состоящую из левой (определяемое понятие) и правой (анализа левой части) частей, связанных, как правило, дефинитивной связкой, которая может выражаться различными оборотами речи («это», «называется», «представляет собой» и т.д.). Дефиниция в структуре целого текста всегда обособляется, как правило, с помощью средств актуального членения и является своего рода «смысловой вершиной» текста. К какому бы предмету не относилась дефиниция, ее составление всегда осуществляется по определенным правилам: определение должно быть четким и ясным, не содержащим двусмысленности; понятие не должно определяться через само себя; в определении должны указываться существенные признаки; определение не должно быть логически противоречивым; дефиниция должна быть краткой и построенной в соответствии с правилами грамматики.

В ходе учебного процесса дефиниция разъясняет, делает неизвестное понятным и доступным, подготавливает учащегося к такому виду речевой деятельности, как рассуждение. Однако это не означает, что дефиниция – это нечто постоянное и неизменное. Например, определение суффикса будет различным в следующих возрастных группах: Суффикс - это часть слова, которая стоит между корнем и окончанием и помогает образовать новые слова (начальная школа); Суффикс - значимая часть слова, которая, как правило, находится после корня и служит для образования новых слов (5-8 классы); Суффикс представляет собой постфикс с деривационным значением (1 курс филологического факультета).

При сравнении научного определения числительного (Числительное - класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счете, кратности (повторяемости), совокупности) с учебным определением (Числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете) мы видим, что в процессе обучения при определении числительного дефиниция получается неполной. Учителю приходится жертвовать некоторыми характеристиками и видами числительных, но в то же самое время упрощается и ускоряется процесс усвоения понятия «числительное», так как избегаются неизвестные детям виды числительных, подробного рассмотрения которых не удастся избежать, если не сократить количество признаков в определяющей части определения.

Чем шире и глубже ученик познает мир вокруг, тем точнее будут его определения понятий. Следовательно, одна из задач учителя – научить ученика построению правильной дефиниции, так как отсутствие определений для некоторых понятий может сделать процесс изучения материала непонятным и неэффективным. Именно эту причину достаточно часто указывают методисты в качестве одной из основных причин неусвоения учащимися учебного материала. Таким образом, чтобы успешно давать дефиниции понятиям, ученику необходимо владеть определенным минимумом знаний об определении: знать, что такое признаки предмета, выделять их, приводить предметы в систему, соотносить родовые и видовые понятия.

Как отмечается многими методистами, дефинирование слова, вводимого в речевую практику, осуществляется следующим образом: накапливаются опытные факты; выясняются сходства объекта с другими; выявляются характерные особенности объекта; последовательно соединяются все существенные признаки, отвлеченные от объекта. Рассмотрим определение предлога «к». Сначала сравниваем данное слово с другими словами, например, дом, мир, идти, делать, хороший, плохой, на, от, или, а, но, не и т.п. К каким словам относится предлог «к»? (К служебным, которые связывают главные слова внутри словосочетания и предложения: лежать на столе; хороший или плохой; не плакать, а смеяться; сделать к такому-то сроку). Что он показывает при соединении главных слов? (Направление: приблизиться к дому, идти к школе; назначение: приготовить к завтраку, ожидать кого-то к ужину; срок: прибыть к семи часам, сделать к восьмому сентября). Соединяем все признаки: «Предлог «к» - это служебное слово, соединяющее главные слова внутри словосочетания или предложения, показывающее направление, назначение и срок». Знания о структуре дефиниции и умение давать определение изученному явлению можно закрепить путем выполнения следующих заданий: назовите части готового определения, вставьте в определение пропущенную часть, найдите ошибки в определении понятия, сформулируйте определение изученного понятия.

Современными исследователями выделено множество типов дефиниций, самым распространенным из которых является семантическая дефиниция. В ней проводится тождество определяемого и определяющего, она отличается четкой логико-семантической структурой, так как делится на родовое определение (классификатор) и видовое определение (идентификатор). Классификатор обычно выражается существительным или субстантивным словосочетанием. Идентификатор может быть выражен как самостоятельной пропозицией (придаточным предложением), так и зависимой (обособленным определением, предложно-падежным словосочетанием). Семантическая дефиниция выстраивается по принципу иерархической организации частей в направлении «от общего к частному», что выражается в синтаксическом подчинении видовой части (элемента конкретизации) родовой (элементу отождествления). Эта разновидность дефиниции, чрезвычайно часто встречающаяся в информативных текстах, например, энциклопедиях, словарях, используется в учебных текстах.

Другие типы дефиниций можно обозначить как синтаксические и контекстуальные. К первым относятся синтаксически самостоятельные высказывания, в которых отсутствует логико-семантическое отождествление правой и левой частей, выраженное в структуре высказывания. Они формируют значение термина, не указывая на его место в понятийном поле, определяющая часть не имеет строгой иерархической организации, не опирается на принцип раскрытия нового понятия через определенное. К контекстуальным дефинициям относятся семантически неполные высказывания определенного текста, характеризующие определяемое понятие; данный тип дефиниции интертекстуален, апеллирует к прагматической компетенции и фоновым знаниям адресата. Контекстуальная дефиниция не имеет четкой логико-семантической и синтаксической структуры.

В реальности все типы дефиниций могут следовать друг за другом, дополняя друг друга, что позволяет выбрать наиболее подходящее для учебной ситуации определение.


Литература:

1. Зарва А.М. Дефиниция как типологическая разновидность научного текста: Дис. ... канд. филол. наук. – Нальчик, 2003. – 156с.

2. Коротеева О.В. Дефиниция в педагогическом дискурсе: Дис. ... канд. филол. наук. – Волгоград, 1999. – 208с.

3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов Р.М. Методика преподавания русского языка – М.: Просвещение, 1990. – 365с.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152