Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Современные подходы в коррекции развития дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Тарасова Виолетта Юрьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №151 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г. Казани

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача детского сада в рамках реализации ФГОС дошкольного образования – обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофоиологических и других особенностей. Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада №151 Ново-Савиновского района г.Казани «Академия детства» является коррекция речевых нарушений. В детском саду функционируют две группы для детей с заиканием, общее количество воспитанников – 24, возраст от 3 до 7 лет. Вопрос предупреждения и коррекции изменений в личности заикающегося ребенка является одним из наиболее важных аспектов изучения этого речевого нарушения. По имеющимся данным около 6% детей в России страдает заиканием, у многих это речевое нарушение приводит к появлению фиксированности на дефекте, что дезорганизует всю психическую и социальную деятельность ребенка, осложняет его адаптацию в окружающем мире. Задача оказания комплексной помощи заикающемуся ребенку-дошкольнику является актуальной и практически ценной.

В группе для детей 5-7 лет:

- заикание осложняется фонетико-фонематическим недоразвитием речи у 3 детей;

- заикание осложняется общим недоразвитием речи у 3 детей;

- задержка психического развития у 5 детей; из них у 2 сенсомоторная алалия.

Цель нашей работы – коррекция заикания, профилактика и коррекция изменения личности ребенка достигается путем решения следующих задач:

- устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения;

- в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции;

- совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме;

- закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка;

- снизить уровень эмоционального напряжения;

- способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств;

- развивать общую и мелкую моторику.

Эти задачи успешно решаются коллективом детского сада (педагогами, специалистами, медицинскими работниками) во всех видах деятельности детей, в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников, согласно Основной общеобразовательной программе детского сада, на основе «Программы логопедической работы с заикающимися детьми», «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы С.А.Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина.

В детском саду созданы все условия для успешной коррекционной работы. Кабинеты специалистов, музыкальный и спортивный залы, бассейн, медицинский блок оборудованы в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Логопедический кабинет оснащен необходимой мебелью и оборудованием, постоянно пополняется библиотека методической литературы. В работе с детьми используются как готовые игры и пособия, так и созданные своими руками: напр. игры для развития дыхания, слухового внимания, развития мелкой моторики, лексики, грамматики, звукопроизношения. Имеются и широко используются современные технические средства: компьютер и интерактивная доска. Новые технологии применяются в развитии дыхания (программа БОС-здоровье), в подготовке к обучению грамоте, в занятиях по развитию речи, для коррекции темпа и ритма речи (программа «Метроша»), при обследовании речи детей (собственная разработка «В гости к Смешарикам»).

Для оказания максимально качественной помощи детям нами разработан «Единый тематический коррекционно-развивающий план занятий в группе для детей с заиканием». План является основой, дающей возможность поддерживать устойчивые связи и отношения между учителем-логопедом, воспитателями логопедической группы и специалистами, работающими с заикающимися детьми. Работа специалистов подчинена задачам речевой коррекции, в планировании прежде всего учитывается содержание логопедических занятий.

В работе мы активно используем коррекционные технологии (обследование и коррекция речевых нарушений, логомассаж, дыхательная гимнастика и др.), здоровьесберегающие (программа БОС-здоровье, кинезиологические упражнения, самомассаж и корригирующие упражнения, гимнастика для глаз), технологии развивающего обучения (визуализация, раннее обучение чтению, составление рассказов-описаний по плану, дидактический синквейн).

Особенностью работы наших групп можно считать логоритмические занятия, которые являются обязательными и проводятся 1 раз в неделю по плану учителей-логопедов. О необходимость проведения логоритмических занятий с заикающимися детьми говорили авторы известных учебников и практических пособий: Г.А.Волкова, И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская, В.И.Селиверстов, Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, Р.Е.Левина.

На занятиях мы активно используем такие формы работы, как фонетические упражнения (фонетическая ритмика), логопедические распевки, методы развития ритмов речи, одним из которых являются кинезиологические упражнения. Активно используя в работе авторские распевки Т.С.Овчинниковой, Н.В.Нищевой, Е.А.Поддубной, мы относимся к материалу творчески, часто адаптируем его в соответствии с возрастом, речевыми и голосовыми особенностями и возможностями детей. Разрабатываем и собственный речевой и музыкальный материал.

В течение трех лет мы ежедневно применяем фонетическую ритмику, логопедические распевки, комплексы кинезиологических упражнений в коррекционной работе с заикающимися детьми. В результате комплексной работы наблюдается стойкое улучшение всех сторон речи наших воспитанников. По результатам промежуточной диагностики детей, поступивших к нам в возрасте 3-х лет 2 года назад, и обследования детей того же возраста, поступающих из общеразвивающих групп, у наших воспитанников лучше развита артикуляторная и мелкая моторика, физиологическое и речевое дыхание, они способны контролировать свое поведение, умеют доводить до конца поставленную задачу.

Известно, что начинать коррекционную работу без объективного исследования речевых возможностей ребенка невозможно. У детей с речевыми нарушениями снижена познавательная активность, нередко отмечается тревожность, негативизм, неустойчивость внимания. Мы посчитали актуальным разработать такое компьютерное пособие для обследования речи именно этой категории детей, которое позволит проводить обследование дозировано, будет формировать у детей уверенность в собственной успешности, создавать мотивацию для следующих занятий. Так появилось пособие «В гости к Смешарикам». Процесс обследования превратился в увлекательную игру с героями любимых мультфильмов. Пособие дает ребенку возможность личного участия в процессе, что повышает мотивацию к общению, вызывает уверенность в собственных силах. В дополнение к пособию разработана речевая карта для фиксации результатов обследования речи, в которой отмечаются и личностные особенности заикающегося ребенка: наличие или отсутствие заикания во время выполнения задания, особенности дыхания и голосоведения, отношение ребенка к заданию и др.

Пособие «В гости к Смешарикам» было представлено на VIII Республиканский конкурс «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан», в номинации «Инновации в образовании».

Как уже говорилось выше, актуальной для нашего города остается проблема коррекции заикания у дошкольников. К сожалению, не все дети имеют возможность попасть в коррекционные группы. Для них была открыта группа кратковременного пребывания «Речевичок». Группа работает по субботам, в течение трех часов с детьми проводятся занятия по развитию речи, продуктивной деятельности, занятие в сенсорной комнате, логоритмика. Группу посещают 12 детей от 3 до 6 лет. В перспективе планируем открыть подобную группу для младших школьников, наших выпускников.

Наши воспитанники активно участвуют во всех мероприятиях внутри детского сада, а так же и в районных и городских конкурсах. Дети свободно общаются со сверстниками и взрослыми. 85% наших воспитанников выпускаются из логопедических групп с хорошей речью. Наши выпускники успешно обучаются в школах различного вида, в том числе, в школах с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях. Они активно занимаются в кружках и секциях дополнительного образования. Конечно, у некоторых детей возникают рецидивы заикания. Для них в нашем детском саду работает консультативный пункт, где дети и родители могут получить квалифицированную помощь в течение года.






















































  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152