Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Современные подходы к изобразительной деятельности как средство развития креативных способностей детей дошкольного возраста

Нуриева Энже Тановна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №109 комбинированного вида»
Советского района г.Казани

Все дети очень любят рисовать. Творчество для них – отражение душевной работы. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

...Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне....

писал Эдуард Успенский.

Это свойство детей я положила в основу своей профессиональной деятельности, решая одну из приоритетных задач дошкольной педагогики - формирование творческой личности. «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Так высказывался о роли рисования в жизни человека еще в древние времена греческий философ – Аристотель. А наш современник Василий Александрович Сухомлинский, отмечая взаимосвязь интеллектуального развития ребенка с развитием детской руки, в чем изобразительная деятельность играет не последнюю роль, писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Но мой жизненный опыт показал, что по мере взросления детей развитие навыков изобразительной деятельности приостанавливается, а то и прекращается вовсе. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигли в других сферах. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что, дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью, а взрослые, в большинстве своем, не умеют рисовать вообще. Но, как показывает опыт, именно художественным видам деятельности отводится особая роль в развитии творческих способностей детей, которые, в свою очередь, оказывают огромное влияние на формирование личности в целом.

По диагностическим данным, дети в 5-летнем возрасте дают 90% оригинальных ответов, в 7-летнем – 20%, а взрослые – лишь 2%. Вот почему так важно именно в раннем детстве вызвать у ребенка устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности, тем самым способствуя развитию его творческого и интеллектуального потенциала.

Изучив и проанализировав авторские методики и разработки (И.А.Лыкова Программа" Цветные ладошки"; Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»; А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»; А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»; Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; журналы «Дошкольное воспитание» и др.) я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, т.к. они позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, способствуют формированию творческого начала, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают уверенность в своих силах.

Впоследствии мои теоретические знания и практический опыт оформились в методическую тему «Развитие креативных способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной деятельности», а работа по этой теме стала приоритетным направлением моей профессиональной деятельности.

Основная цель этой работы - формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования. В процессе работы с применением нетрадиционных техник и приемов изодеятельности стараюсь решать следующие задачи:

- формирование изобразительных умений и навыков в образовательной области «Художественное творчество»;

- формирование у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования, удовлетворение потребности детей в самовыражении;

- формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие эстетических чувств через восприятие формы, цвета, композиции;

- создание и систематическое обогащение художественно-эстетической развивающей среды.

Основными формами организации образовательного процесса является проектная деятельность по различным темам («Осенний вернисаж», «Зимние забавы», «Салют, Олимпиада!» «Путешествие в машине времени», «Четыре времени года», «Здравсьвуй, сказка) и т.д., кружковая работа, а также организация экскурсий на природу, выставок, конкурсов, совместных мероприятий с родителями («Творческие гостиные», викторины и т.д.). Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Я обратилась к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они предлагают следующие методы для развития детского творчества:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, мы знаем, что главным методом дошкольной педагогики является игра, как основной вид деятельности детей. И каждое мое занятие я стараюсь строить как маленькую игру, как увлекательное путешествие в мир искусства, в мир детской светлой сказки. Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста чаще всего подходит пальцевая живопись. Это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками. В этом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется. Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные техники, такие, как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Далее следует предложить технику монотипии (получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения). Особый интерес для детей представляет разновидность данной техники - монотипия пейзажная, когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток).

С удовольствием дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе). Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Большой интерес вызывает у детей и работа с разнообразным материалом: соленым тестом, ватой, бумагой, крупами, предметами природной и бытовой сферы, которые дают неограниченные возможности для творческого развития детей. Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Причем источником творческого вдохновения во время таких увлекательных занятий может служить как сам процесс, так и его результат. Ну, разве может оставить равнодушным ребенка процесс рисование ладошечкой или кусочком целлофанового пакетика, желтым осенним листочком или половинкой сырого картофеля? А какой простор для полета детской фантазии и творческого воображения дает изображение обычной кляксы на листе бумаги. Практика показывает, что взрослый, чаще всего в кляксе видит лишь кляксу, воображение ребенка – школьника чаще всего ограничивается 2-3-мя ответами. Фантазия же детей дошкольного возраста на тему «Клякса» - просто безгранична.

Клякса для ребенка – дошкольника это: солнышко, звездочка, цветок, деревце, осминожка, ежик, рыбка, пушистый цыпленок, герой любимого мультфильма и т.д. Мало увидеть, важно еще и дорисовать кляксу, завершить воображаемый предмет. И на листе бумаге могут появится целые сюжеты, представляющие собой неповторимые, уникальные шедевры детского изобразительного творчества.

Среди разнообразных видов нетрадиционных техник есть наиболее распространенные, которые я уже перечислила, но есть и мало пока изученные, но представляющие огромный, в том числе и воспитательный интерес. Я стараюсь находиться в постоянном поиске всего нового, оригинального, интересного для детей. Ведь чем раз­нообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно­сти и первые проявления творчества

Одним из таких видов нетрадиционной техники рисования является эбру. Эбру – это искусство рисования на воде, такое древнее, что никто не знает, когда точно оно возникло. Известно, что первое упоминание в летописях датировано ХI веком. Родиной эбру считают Индию, но наибольшее распространение и развитие оно получило в Турции, где сохранилось до наших дней. Сегодня это искусство приобретает популярность и в нашей стране. А уникальность и ценность этой техники в работе с детьми заключается в том, что во время занятия с использованием эбру дети испытывают незабываемые эмоциональные переживания и творческое вдохновение, как от самого процесса, так и от его результата. Каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым. Ведь предугадать, как растекутся краски, в своем прекрасном танце, очень сложно. В этом и заключается самоценность и креативность этого метода. В работу с детьми я стала внедрять эту технику осторожно, начиная с детей старшего дошкольного возраста, т.к. она показалась мне не совсем простой и обычной. Но у детей эта техника вызвала огромной интерес и они без труда овладели ее основами.

Эффективность использования нетрадиционных техник и приемов в работе с детьми по изо деятельности прослеживается в результатах диагностического исследования, проводимого мной в течение учебного года. Для определения уровня развития творческих способностей детей использую методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». Исследование провожу дважды в год - в начале и в конце учебного года. При обследовании детей одного возраста делю на две подгруппы: контрольная группа – групповые занятия с традиционным подходом к изо деятельности и экспериментальная группа – кружковая работа с приоритетным использованием нетрадиционных техник рисования.

В начале года, дети обеих групп (экспериментальной и контрольной), как правило, показывают одинаковый уровень развития творческих способностей.

Вторичная же диагностика, проводимая в конце учебного года, всегда показывает более значительный скачок в развитии творческих способностей у детей экспериментальной группы.

К примеру, приведу результаты диагностического обследования за 2012-2013 учебный год.

Первичная диагностика – начало года:

- никто из детей не показал очень высокий уровень;

- только 20 % детей показали высокий уровень развития творческих способностей, (т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины);

- 50 % детей показали средний уровень,( т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии);

- 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, (т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия);

- 5 % детей показали очень низкий уровень, (т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии).

В конце года произошли изменения:

- 15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, (т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии); в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

- высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

- средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

- низкий уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

- очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Дети экспериментальной группы показали более ощутимую динамику в развитии творческий способностей

Результаты мониторингового исследования позволили мне сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития творческих способностей детей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Подтверждением высокой результативности в работе с детьми по изо деятельности с использованием нетрадиционных техник является систематическое участие воспитанников нашего детского сада в выставках творческих работ и конкурсах детского рисунка, организованных не только в рамках нашего дошкольного учреждения, но и за его пределами, где наши дети демонстрируют достаточно высокие результаты, получая заслуженные награды и дипломы (районный конкурс «Дети рисуют космос» - Диплом 1 степени, 2011 год; районная выставка детского рисунка, посвященная творчеству Г.Тукая, Диплом 2 степени, 2012 год; 4 Всероссийский конкурс «Талантоха» 1 и 3 места в номинации «рисунок», 2013 год.)

Не может не радовать и тот факт, что ежегодно примерно 70-75% моих воспитанников - выпускников нашего детского сада, посещавших изостудию, продолжают обучение в художественных школах и студиях, принимая успешное участие уже в школьных конкурсах и выставках-вернисажах (школы №№ 171,174, 175) .

Осуществлять преемственность в развитии творческих способностей детей мне помогают родители воспитанников, с которыми у меня устанавливаются тесные доверительные отношения в течение всего учебного года. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации и беседы, дни открытых дверей и комплексные открытые мероприятия, с демонстрацией детьми различных техник изо деятельности, тренинги и мастер-классы, конкурсы детского рисунка и выставки совместных с родителями творческих работ. Такая совместная работа с родителями очень радует и детей, и взрослых, создает ребенку эмоционально-комфортное состояние, способствует его творческой самореализации, стимулирует развитие его творческого потенциала.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

О способах альтернативных я постаралась рассказать.

Свою большую эффективность они успели доказать.

Занятья нетрадиционные включают множество идей.

Порою провокационных, но интересных для детей.

В них необычно сочетаются материал и инструмент.

И все прекрасно получается, и равнодушных, точно нет!

Я в детстве часто рисовала обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало – я рисовала на стекле.

Вот так мы постепенно и знакомились

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей!

Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!

























  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152