Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дошкольная академия

Речевое развитие ребенка-дошкольника в условиях реализации стандартов нового поколения

Милонова Светлана Ринатовна, старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №50 комбинированного вида» Советского района г.Казани

С нового учебного года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того - исходного, базового уровня образовательной системы. Задача принятого 1 января 2014 года ФГОС ДО – обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень. Данному нововведению, трудно найти аналоги, по крайней мере, в отечественной образовательной практике. ФГОС ДО нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха.

Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба вектора увязаны воедино. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему «образовательную ценность». В логике стандарта, собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.

В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым "общественным» взрослым (воспитателем). Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Педагог – ключевая фигура в организации образовательного процесса. Стандарт призван раскрепостить педагога, позволить педагогу проявить свои творческие возможности, организовать «зону ближайшего развития» ребенка с учетом особенностей детского развития, обладающего профессиональной критичностью, владеющего компетенциями в отношении обоснования выбора программ, технологий, форм и способов взаимодействия с разными категориями детей от младенчества до школы, с учетом их интересов, их неповторимой индивидуальности

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а никакого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах.

Стандарт обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста по пяти областям (социально-коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое), выделяя речевое развитие в самостоятельную область. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребенка, осознания себя и окружающего мира. Он является определяющим для развития речи и личности человека.

Дошкольный возраст - качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Успех развития речи обеспечивается не только богатством и правильностью речи взрослого, но и растущими потребностями ребенка в общении, желании узнать, понять новое, удивительное. Стремление быть понятым, сообщить другому о чем-то, необходимость воздействовать на другого, чтобы вызвать с его стороны желаемое ответное действие, являются теми мотивами, которые побуждают маленького ребенка к активному овладению языком. Речь включается во все виды деятельности дошкольника: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную активность ребенка. Взаимодействие взрослого и ребенка во всех видах деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот - путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. Принятый ФГОС задает стратегию развития дошкольного образования, в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности для включения в этот процесс всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ.
































  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152