Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дидактика современного урока

Онлайн урок – модель современного урока

Алексеева Татьяна Александровна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории,
г. Казань «Гимназия 102 им.М.С. Устиновой»

Современный урок - это урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентно способного выпускника.

Современный урок – как форма организации учебного пространства своими корнями упирается в современную дидактику. «В современной дидактике сущность обучения не сводится ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Её отличает разумное сочетание педагогического управления с активностью школьников. Современная дидактика стремиться к разумному рационализму. Её кредо и главная цель – выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.» (И.П.Подласый)

Сегодня, когда мы работаем по Федеральному государственному стандарту второго поколения, мы, учителя, всё чаще отвечаем на вопрос не только что преподавать детям, какое содержание должно быть на нашем уроке, а ещё и как это содержание донести до детей. И второй вопрос, на мой взгляд, как учить, наиболее главный на сегодня.

Современный урок сочетает в себе классическую структуру с новым содержанием, отвечающим требованиям информационного общества. На современном уроке используются новые технологии информационные, проблемные, игровые. Но дидактическая основа традиционна – это взаимодействие учителя и ученика как двух действующих сил, поэтому как и раньше современный урок начинается с учителя. Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным, он должен быть в первую очередь, любящим и понимающим жизнь, как главное богатство на Земле. И естественно, он должен быть патриотом своей страны, интернационалистом, знатоком общемировой культуры, компетентным в вопросах религии. Учитель – свободная личность. Он трудолюбив и активен. Он универсален в применении методик и технологий современного обучения. Такой учитель способен учить и воспитывать детей, организовывать учебное пространство в соответствии с требованиями ФГОС. «Чтобы работать в современной школе, нужно владеть дидактическими системами и технологиями, направленными не столько на передачу знаний, сколько на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию.» (А.В.Хуторской)

Одним из моделей современного урока является онлайн урок. Современный учитель способен подготовить и провести онлайн урок. Онлайн урок – это один из новых видов урока. Онлайн урок – по-другому это видео урок соответственно с использованием информационно-компьютерных технологий. Этот вид урока попадает в классификацию уроков по способу организации учебного пространства. Любой онлайн урок – это обучение в режиме реального времени через Интернет с помощью демонстрации экрана учителя, при этом нет географических ограничений. Онлайн урок в современной школе должен быть построен с учетом определенных требований к уроку. Онлайн урок, прежде всего, должен быть методически верно построен: согласно образовательным целям и задачам урока. Должна быть подготовлена техническая сторона урока, то есть наличие мобильного класса и умение работать на нетбуках; должны быть выдержаны на уроке нормы СанПина: работа на компьютере на одном уроке в начальной школе не должна превышать 10 минут. Онлайн урок - традиционная методическая канва и содержание, но новый способ изложения учебного материала с использованием интернет - ресурсов, способ, который будит мышление школьников, активизирует его деятельность, тем самым делает учение интересным, творческим, полезным.

Я привожу фрагмент такого урока. В онлайн урок можно вставить видеоматериалы. Например, проводя урок математики во 2 классе (по УМК «Школа 2100», учебник «Математика» автор Т.Е.Демидова) по теме «Плоские и объёмные фигуры», я заранее подготовила с группой ребят видеоролик практической работы, взяв материал учебника с.46 №1.

В задании предлагается сначала по образцу начертить на листе геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники и треугольник; вырезать их и составить аппликацию кораблика на тетрадном листе; а потом вылепить из пластилина шар, куб, пирамиду и, прижимая их к поверхности парты, наблюдать меняется ли у фигур форма. На этапе актуализации и пробного первичного действия, используя ресурсы мобильного класса, каждый ученик смотрит видео фрагмент и выполняет практическую работу. Этап урока длится не более 12 минут, видео фрагмент рассчитан на 90 секунд. Каждый ученик работает в удобном ему темпе, кому–то нужно повторить видео фрагмент, он просматривает его дважды. По завершению этого этапа урока каждый ученик готов назвать тему урока «Плоские и объёмные фигуры», что и соответствует требованиям ФГОС.

Основное преимущество онлайн урока перед традиционным в том, что его можно провести вне стен класса, его можно провести при дистанционном обучении. И особенно, что, на мой взгляд, важно, на этом уроке полноценно могут участвовать дети, которые находятся на домашнем обучении. Используя интернет ресурсы, учитель пересылает урок по электронной почте ученику. Например, в сервисе Linoit учитель на цветных стикерах пишет задание к уроку, ученик выбирает свободный стикер, решает это задание, пишет ответ. Таким образом, может быть организована на уроке обратная связь учитель- ученик.

Онлайн урок отвечает требованиям Федерального государственного стандарта второго поколения, раскрывает новые возможности для творческой деятельности учителю и ученику в современной школе.


Литература:

1.Педагогика Том 1 - Подласый И.П.- Особенности современной дидактики.

2.А.В.Хуторской. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное /А.В.Хуторской. – М.: Высшая школа ,2007.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152