Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дидактика современного урока

Современный урок русского языка – новая парадигма образования

Никитина Зоя Павловна, учитель русского языка 1 кв. кат
СОШ №147 Авиастроительного района г. Казани

«Не для школы, а для жизни мы учимся»

Римская пословица


В словаре С.И. Ожегова так объясняется значение слова «парадигма» - образец, тип, модель.

В нашу эпоху глобализации, в эпоху формирования информационной культуры обучающихся, в условиях ФГОС нужны современные уроки XXI века, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях жизни. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной педагогической задачей системно-деятельностного подхода – организация условий, инициирующих детское действие:

1. чему учить?

2. ради чего учить?

3. как учить?

Неотъемлемой частью современного урока является формирование универсальных учебных действий, их виды:

1. личностные;

2. познавательные;

3. регулятивные;

4. коммуникативные.

Личностные подразумевают самоопределение – любовь к Родине, морально-этические нормы, ориентация на их выполнение.

Познавательные УУД: постановка и решение проблем, осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания. Тексто-центрический подход к урокам русского языка – это работа с текстом.

Регулятивные УУД: умение определить свою цель, планировать, прогнозировать, контролировать себя, оценивать себя.

Регулятивные:

А) прочитай определение в рамке, все ли было верно в твоем рассказе;

Б) составь самостоятельно инструкцию, алгоритм, например, как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые;

В) составить для себя программу для обогащения своею лексического запаса, например, чтение книг, заучивание стихотворения, работа со словарями;

Г) запиши, какие новые задачи стоят перед тобой, составь план по изучению этого материала;

Д) задание «ищи ошибку»;

Ж) оцени ответ товарища и т.д.

Коммуникативные УУД – сотрудничество, взаимодействие – это работа в группах, парах, формулировка своего мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологические высказывания и владеть диалогической речью.

Коммуникативные:

А) владеть техникой чтения;

Б) осмысленно читать учебные тексты;

В) передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи;

Г) определять тему и основную мысль текста;

Д) находить в тексте изобразительно-выразительные средства и т.д.

В современном уроке необходима компетентностная парадигма. Основные функции учителя – это конструктивная, организаторская, гностическая, информационная, развивающая, стимулирующая, оценочная.

Ученик сам определяет, сколько драгоценностей он набрал на уроке, сколько богатства он приобрел. Современный урок – это урок самореализации ученика, открытие нового развития компетенций, метапредметный урок – это урок создания образовательного продукта: алгоритм выполнения заданий, правила, памятка, схема.

Итак, современный урок – это учитель → ученик – равноправные участники образовательного предмета.

Метапредметность: формирование и развитие УУД.

Деятельностный подход: знания добываются обучающимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности.

Коммуникативность: взаимодействие обучающихся на уроке. Рефлексия – учащиеся анализируют свою деятельность, например, что мне известно? Что нового я узнал на уроке?

Или:

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что...

Я научился:...

Я смог...

У меня получилось...

Меня удивила...

Мне захотелось...


Цель каждого современного урока – формирование желания учиться.

Школа – это кладовая сокровищ, за наличие которых в кладовой отвечает учитель.


Литература:

1. Стандарты Второго Поколения «Примерныве программы по учебным предметам» Русский язык 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011. Проект

2. О.В. Волкова. Структура и содержание рабочей программы по русскому языку для учащихся, 5 классов с учетом требований ФГОС ООО г. Казань. МО и Н РТ. ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152