Никитина Зоя Павловна, учитель русского языка 1 кв. кат
СОШ №147 Авиастроительного района г. Казани
«Не для школы, а для жизни мы учимся»
Римская пословица
В словаре С.И. Ожегова так объясняется значение слова «парадигма» - образец, тип, модель.
В нашу эпоху глобализации, в эпоху формирования информационной культуры обучающихся, в условиях ФГОС нужны современные уроки XXI века, подготовка обучающихся к жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях жизни. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной педагогической задачей системно-деятельностного подхода – организация условий, инициирующих детское действие:
1. чему учить?
2. ради чего учить?
3. как учить?
Неотъемлемой частью современного урока является формирование универсальных учебных действий, их виды:
1. личностные;
2. познавательные;
3. регулятивные;
4. коммуникативные.
Личностные подразумевают самоопределение – любовь к Родине, морально-этические нормы, ориентация на их выполнение.
Познавательные УУД: постановка и решение проблем, осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания. Тексто-центрический подход к урокам русского языка – это работа с текстом.
Регулятивные УУД: умение определить свою цель, планировать, прогнозировать, контролировать себя, оценивать себя.
Регулятивные:
А) прочитай определение в рамке, все ли было верно в твоем рассказе;
Б) составь самостоятельно инструкцию, алгоритм, например, как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые;
В) составить для себя программу для обогащения своею лексического запаса, например, чтение книг, заучивание стихотворения, работа со словарями;
Г) запиши, какие новые задачи стоят перед тобой, составь план по изучению этого материала;
Д) задание «ищи ошибку»;
Ж) оцени ответ товарища и т.д.
Коммуникативные УУД – сотрудничество, взаимодействие – это работа в группах, парах, формулировка своего мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологические высказывания и владеть диалогической речью.
Коммуникативные:
А) владеть техникой чтения;
Б) осмысленно читать учебные тексты;
В) передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи;
Г) определять тему и основную мысль текста;
Д) находить в тексте изобразительно-выразительные средства и т.д.
В современном уроке необходима компетентностная парадигма. Основные функции учителя – это конструктивная, организаторская, гностическая, информационная, развивающая, стимулирующая, оценочная.
Ученик сам определяет, сколько драгоценностей он набрал на уроке, сколько богатства он приобрел. Современный урок – это урок самореализации ученика, открытие нового развития компетенций, метапредметный урок – это урок создания образовательного продукта: алгоритм выполнения заданий, правила, памятка, схема.
Итак, современный урок – это учитель → ученик – равноправные участники образовательного предмета.
Метапредметность: формирование и развитие УУД.
Деятельностный подход: знания добываются обучающимися в ходе исследовательской, поисковой деятельности.
Коммуникативность: взаимодействие обучающихся на уроке. Рефлексия – учащиеся анализируют свою деятельность, например, что мне известно? Что нового я узнал на уроке?
Или:
Сегодня я узнал...
Было интересно...
Было трудно...
Я понял, что...
Я научился:...
Я смог...
У меня получилось...
Меня удивила...
Мне захотелось...
Цель каждого современного урока – формирование желания учиться.
Школа – это кладовая сокровищ, за наличие которых в кладовой отвечает учитель.
Литература:
1. Стандарты Второго Поколения «Примерныве программы по учебным предметам» Русский язык 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011. Проект
2. О.В. Волкова. Структура и содержание рабочей программы по русскому языку для учащихся, 5 классов с учетом требований ФГОС ООО г. Казань. МО и Н РТ. ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»