Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дидактика современного урока

Современный урок русского языка в начальной школе

Петрова Ирина Вадимовна
учитель высш. кв. категории гимназии №9 Московского р-на г. Казани

Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) потребовал внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Смена приоритетов в системе образования проявляется в том, что сегодня учащиеся должны овладеть системой универсальных учебных действий (УУД), а не только освоить конкретные знания, умения и навыки в рамках отдельных дисциплин. Поскольку универсальные учебные действия формируются лишь в деятельности, то в основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход.

Разработкой теории системно-деятельностного подхода занимались ещё во II половине XX века Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Уже тогда учёными признавалось необходимость реализации общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования у них общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих усвоение материала через его понимание, а не многократное повторение и заучивание.

Сегодня всё чаще приходится говорить о том, что сложившийся традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся в основном способны к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать эти знания в практической деятельности они не могут. Это объясняется тем, что методы усвоения знаний основывались на сообщении готового материала, на механическом запоминании, репродуктивном воспроизведении. Следовательно, при переходе к системно - деятельностному подходу в образовательном процессе предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей педагога становится использование деятельностного метода обучения, включение самого ученика в учебную деятельность, организации процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Таким образом, принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного обучения является то, что ученик перестаёт быть объектом обучения, он признаётся субъектом учебной деятельности.

Меняется структура и самого урока. До последнего времени в практике школ преобладал урок со следующей структурой: организационный момент, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного, задание на дом, итог урока. Урок, построенный в технологии деятельностного метода, имеет структуру, отражающую структуру учебной деятельности (цель – учебные действия – результат). Наиболее известен вариант технологии деятельностного метода, разработанный Л.Г. Петерсон. Структура урока здесь имеет следующий вид:

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке [1, с.32].

Данная технология в основном апробирована на уроках математики. Однако она универсальна. На наш взгляд, современный урок русского языка может быть построен по данной структуре на основе деятельностного метода.

Предлагаем вам фрагмент урока русского языка во 2 классе по теме «Типы текстов: текст – описание, текст - повествование, текст - рассуждение».

Этап актуализации знаний и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.

Игра «Собери слово» Это задание поможет нам вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке. Маша и Миша предлагают вам поиграть в игру «Собери слово». Готовы?

- Где живёт Миша? (В лесу - лес) Запишите в тетрадь букву, которая находится в центре этого слова (е).

- Какой герой появляется в серии «Усатый полосатый»? (Тигр) Запишите первую букву слова два раза (т, т).

- Кто проживал недалеко от Мишкиной избушки в старом фургоне скорой помощи? (Волки). Запишите предпоследнюю букву слова (к).

- С кем играла Маша в дочки-матери в серии «Большая стирка». Кому говорила: «Ой, ты моя Розочка! Ох, и исхудала моя лапочка!» (Свинья) Запишите первую букву слова (с).

- Какие буквы записали? (е, т, т, к, с)

- Какое слово можно составить из этих букв? (Текст.)

- Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

- Прочитайте. Сравните группы предложений. Какая группа является текстом?

1. Миша - бывший цирковой артист. Он добрый, спокойный, любящий тишину и уют. Медведь бережно относится к своему хозяйству. Он аккуратный.

2. Медведь сидит дома и играет сам с собой в шашки. Какое добренькое утро! Получится ли Мише поспать этой зимой? Заяц собирает морковь.

- Почему вторая группа предложений не является текстом? (Предложения не связаны между собой по смыслу.)

- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Предложения по цели высказывания бывают: вопросительные, повествовательные, побудительные.)

- Что содержится в повествовательном предложении? (Сообщение)

-Значит, предложения нужны, чтобы выразить сообщение. А для чего ещё нужны предложения? (Предложения нужны, чтобы выразить вопрос, побуждение.)

-Для чего создаются тексты? (Тексты создаются, чтобы более полно, чем в предложении выразить мысль.)

- Что вы сейчас повторили? (Какие бывают предложения, что такое текст.)

- Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.)

- С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того чтобы понять, что мы не знаем.)

-Возьмите карточку. Перед вами три текста (наш первый текст и ещё два). Прочитайте их. (Р -1)

1. Миша - бывший цирковой артист. Он добрый, спокойный, любящий тишину и уют. Медведь бережно относится к своему хозяйству. Он аккуратный.

2. Медведь собирается варить варенье из малины. Но тут пришла Маша. Она мгновенно съедает все, что насобирал Медведь. Бедному Мишке снова приходится идти в лес за ягодами.

3. Почему Миша редко наказывает Машу за её проделки? Может быть, потому, что он её очень любит и проявляет к ней терпение. Медведь надеется, что Маша со временем перестанет шалить.

- Что общего у всех текстов? (В них говорится о медведе.)

- А по содержанию тексты одинаковые или разные? (Разные)

- Тексты, как и предложения, бывают разные по цели высказывания. Есть текст-рассуждение, текст - описание, текст-повествование.

- Подумайте и запишите в карточке, какой текст на ваш взгляд является описанием (О), рассуждением (Р), повествованием (П).

Учащиеся выполняют пробное действие.

- Кто не смог записать?

- Что вы не смогли сделать? (Записать типы текстов.)

- Кто записал. Какие у вас получились результаты?

Учащиеся зачитывают свои варианты.

- Докажите, что ваш ответ правильный, назовите отличительные особенности этих типов текста, представьте эталон. (Правильность ответа доказать не можем.) Учащиеся осознают отсутствие эталона типов текста.

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать отличительные особенности каждого типа текста.)

- Что у нас возникло? (Затруднение.)

- Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

На данном этапе уделяется особо внимание формированию познавательных УУД.

Этап выявления места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить тип текста).

- В чем затруднение? Почему оно возникло? Не все смогли определить тип текста. У нас нет правила (эталона) для определения типа текста. Не знаем отличительных признаков каждого типа текста.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать отличительные особенности каждого типа текста, научиться определять тип текста.)

- Сформулируйте тему урока. (Типы текстов.)

- Что нам поможет различать тексты между собой. (Правило.)

- Значит, какая наша задача? (Составить правило.)

- Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

Этап реализации построенного проекта.

- Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните, правила работы в парах. Выполните план в парах.

Каждая пара получает лист для оформления ответов (формат А 4), разрезные карточки в конверте для наклеивания ответов, клей. (Р-2)


Таблица 1

Типы текстов

Текст - описание

Текст - повествование

Текст - рассуждение

Цель:

Вопрос

Цель:

Вопрос

Цель:

Вопрос

Учитель организует защиту результатов. Одна из пар отвечает, остальные дополняют при необходимости.

- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.)

- Откройте учебники. Проверьте.

Учащиеся читают правило.

- Итак, сделайте вывод. (Мы всё открыли правильно.)

Мы видим, создание проблемной ситуации на уроке дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. На проблемном уроке учащиеся сравнивают, обобщают материал, делают выводы, устанавливают причинно – следственные связи. Урок в данной структуре позволяет включать детей в активную познавательную деятельность, помогает формировать все виды УУД.

Таким образом, современный урок – это урок на котором реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок на наш взгляд нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности.


Литература:

1. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.

2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В.П Что значит «уметь учиться». - М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2008. -80



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152