Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Баннеры




Дидактика современного урока

Коммуникативная среда как средство формирования речевой культуры учащихся

Галеева Ирада Шамилевна, заведующая научно-методическим сектором
ИМО Управления образования г. Казани
Заслуженный учитель РТ

Коммуникативная среда учебного заведения, по определению В.Ф. Русецкого, д.п.н.,– это «комплекс условий социального и межличностного взаимодействия, а также пространственно – предметного окружения, которые обеспечивают организацию коммуникативной деятельности участников образовательного процесса». Очевидно, что это понятие шире и выходит за рамки образовательной среды, и чтобы эффективно решать приоритетные задачи образования, сформулированные в федеральных стандартах, нужно помнить, что обучение речевой деятельности - это не только обучение языку и совершенствование коммуникативных компетенций, но и прежде всего комплексное развитие всех сторон личности.

Каким требованиям, на наш взгляд, должна отвечать такая среда? Говоря о коммуникативной среде, мы должны, прежде всего, рассматривать отношения педагога и обучающегося (наставник, тьютор, а не ментор – и готовый обучаться ученик). Следующим, не менее важным, является содержание обучения (наличие спецкурсов по риторике, культуре речи, стилистике и редактированию текста, деловой речи), содержание внеурочной и общественной деятельности (прежде всего духовно – нравственной ориентации), эффективные коммуникативнные формы (дебаты, клубы, студии, творческие мастерские, вернисажи).

Особо хочется остановиться на внедрении в методику преподавания современных образовательных техник, способствующих вовлечению каждого учащегося в решение поставленной учебной задачи), наличие в педагогическом арсенале обучающего различных форм сотрудничества обучающихся и их активная апробация. Определённые шаги в этом направлении были предприняты в 2013-2014 учебном году Министерством образования и науки РТ: молодые учителя-грантники встретились с автором книг «Приёмы педагогической техники» и «Триз – педагогика и педагогические техники» А Гином, более 2000 учителей из 37 образовательных учреждений г. Казани прошли методический коучинг по совершенствованию преподавания (сингапурский проект), 15 методистов и зам. директоров ОУ участвовали в международном проекте в формате дистанционного обучения (Канада - Россия) по компетентностной педагогике 21 века («уметь учиться»)

Термин «речевая культура» многозначен, и среди его основных значений исследователи выделяют и совокупность знаний, умений и навыков; и совокупность свойств и качеств речи; это и область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи. В разряд важнейших выдвигаются сегодня коммуникативные качества личности и её языковая способность: умение обосновывать свою точку зрения в устной и письменной форме; работать совместно с другими людьми, терпимо относиться к мнению других, умение разрешать конфликты, пользоваться современными источниками информации.

Однако особое место в гуманитарном пространстве жизни человека занимает поле проблем, порождённых глубинными преобразованиями в современном мире. Они обуславливают всю палитру психоэмоциональных нагрузок на каждую личность, особенно на формирующуюся и не обладающую критичным опытом. Подростки повседневно и на разных уровнях сталкиваются с девальвацией таких глубочайших нравственных понятий, как Родина, защитник Отечества, совесть, порядочность, справедливость, человеческое достоинство, уважение к личности, но при этом часто проявляются лицемерие, подхалимство, двуличие, двойная мораль, беспринципность. Всё это находит отражение в молодёжной субкультуре как своеобразный протест против этого мира. И индикатором острых процессов в мире «детства» подрастающего поколения становится и речевая культура юного поколения. А общение и мышление – это неразрывно связанные функции речи. Культура речи и культура поведения – это не самостоятельные явления, а часть общей культуры личности.

Конечно, речевая культура личности индивидуальна, зависит от эрудиции и речевой культуры общества. Среди черт современной речевой ситуации исследователи отмечают резкое расширение состава участников массовой коммуникации, резкое ослабление цензуры в СМИ, возрастание личностного начала в речи, расширение сферы спонтанного общения, изменение основных параметров протекания устных форм массовой коммуникации.

Успех коммуникации зависит от того, насколько правильно декодирована ситуация общения. Безусловно, существенную роль здесь может сыграть интерактивное обучение – обучение, в котором знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем. Еще недавно термин «интерактивный диалог» употреблялся лишь в описании информационных систем, в настоящее время признается педагогической наукой как равноактивное общение учителя и учащегося.

Интерактивное обучение решает одновременно несколько задач: конкретную учебно-познавательную, коммуникационно-развивающую и социально-ориентационную. Опыт обучения в данном режиме свидетельствует об эффективности заданий типа: презентация текста, преобразование его путем варьирования элементов, изменения смысловых акцентов, обучение кластерному подходу к рассматриваемому явлению, влекущему за собой рождение новых смыслов или оттенков смысла, разработка сценариев и ролевых установок личности. Применение большого числа клише ориентировано на изменение определенной психологической атмосферы коммуникаций. В современных условиях функционирования образовательных учреждений г. Казани примером эффективной предметно-пространственной среды может стать школьная библиотека (например, в гимназии №139, лицей №83, СОШ №35 Приволжского района, в СОШ №146, лицее – интернате №7 Ново-Савиновского района, в Центре образования №121, в гимназии №126 Советского района), в которой созданы необходимы условия для реализации всех задач коммуникации и имеются возможности для межличностного общения.

Однако хотим предостеречь: формируя внутреннее пространство учебного заведения, создавая искусственные условия, ограждая от внешнего много- образия, мы заведомо обрекаем себя на отрицательный результат, поскольку не учитываем реалии коммуникативной среды современного социума. Поэтому при проектировании системы работы педагогического коллектива следует глубоко изучить состояние проблемы как в педагогическом аспекте, так и социально-психологическом.


Использованная литература:

1.Русецкий В.Ф. Слово Творчество: литература, язык, человек в современном мире / В.Ф. Русецкий. – Минск: Национальный ин-т образования, 2011. – 136 с.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Казанский образовательный портал. Управление образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152