Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


    

Выступления и доклады из стенограммы конференции Общероссийского Народного Фронта на тему: «Строительство социальной справедливости»

Вестник образования Май 9’2013

29 марта 2013 года в г. Ростове-на-Дону прошла первая конференция Общероссийского народного фронта (ОНФ) на тему «Строительство социальной справедливости», в которой принял участие Президент РФ В.В. Путин.

В рамках Конференции проводились различные круглые столы и происходил широкий обмен мнениями представителей государства и общества.

Ректор Московского института открытого образования, академик Российской академии наук А.Л. Семенов высказался, что «математика - это и гуманитарные знания тоже, что это наука о человеке, о том, как он мыслит, рассуждает, доказывает, обосновывает. И в этом смысле мы так и представляем себе задачу единой концепции развития математического образования в России.

Многое уже сделано. В этом принимают участие специалисты, учителя школы, ученые из Московского государственного университета. Российской академии наук, из многих городов: Екатеринбурга, Новосибирска, Уфы, Петербурга. Помогает здесь очень участие Андрея Александровича Фурсенко и Виктора Антоновича Садовничего.

Математика, действительно, - это культура мышления, которая воспитывается внутри математики, а применяется во всех областях жизни. И как общекультурный феномен, свойственный именно России: мы считаем, что 300 лет развития российской математики - это предмет нашей национальной гордости, важнейший элемент национальной культуры, национальной идеи и социальной справедливости. А технология невозможна сегодня без математики.

И мы уверены, что математическое знание, включая широкие области приложений и информатики, станут основой для выхода России на лидирующие позиции в мире современных технологий, в том числе информационных, то есть математических.

А массовое математическое образование является основой для всего этого. Нет детей, не способных к математике. Я думаю, что это станет принципом деятельности наших школ общего образования и понимания всего общества.

Математическое развитие в игре и исследовании начинается уже в детском саду. В начальной школе сегодня мы ведем преподавание математики и информатики по федеральному стандарту. Мониторинг в информационной среде помогает нам отслеживать рост математической грамотности каждого ученика. Мы учим детей применять математику, развивать реальную математику, использовать компьютеры. И здесь мы выходим на передовые позиции в мире.

Важно, что у нас есть единый открытый банк заданий по математике. Это аналог того самого банка исторических данных, о которых сегодня говорилось. Он формирует нам будущее математического образования.

Сейчас мы делаем общий открытый банк, начали делать с Ассоциацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. И это тоже очень важно. Мы знаем, что лидеры математического образования - это Корея, Япония, Сингапур. Мы сейчас идем непосредственно за ними, еще не дышим ноздря в ноздрю, но уверен, что это будет происходить.

А олимпиада помогает нам выбирать самых талантливых, это дополнение к ЕГЭ. И важно, что олимпиады напрямую связаны с вузами, что их курирует Российский союз ректоров. Из шести российских участников последней международной олимпиады есть четыре золотые медали и две серебряные.

Что можно сделать, какие у нас в развитие концепции появились предложения? Мы считаем, что государство может дать каждому возможность бесплатного освоения любых областей математики, если это освоение дает результаты. То есть не просто что-то выучить, а показать, что ты это знаешь.

Нужно компенсировать дополнительные затраты на повышение качества математического образования, его индивидуализации. Математические инструменты и математическая литература должны быть бесплатно доступны всем в российском интернете. Нужно поддержать лидеров, создать институт высших исследований образования имени Эйлера в Петербурге, который будет концентрировать мировой математический потенциал для развития нашего, российского. Нужно поддержать лучшие математические школы, педагогов, дать им федеральный статус.

Учитель - ключевая фигура в развитии образования. Сейчас идет работа над перспективным профессиональным стандартом учителя математики. Нужно отбирать выпускников школ на специальные потоки подготовки учителей, куда будут входить самые сильные студенты педагогических и других вузов. Учителя старшего возраста, у которых есть трудности с новыми школьными программами, могут работать тьюторами, помогать отстающим. Это опять к тому, что у нас не будет отстающих по математике.

И последнее, важнейшее, что сейчас происходит в стране, - это то, что инженерные кадры становятся все более востребованными, формируется система реальных целей высшего образования. Математические кадры вузов усилятся работающими математиками. Нужно ввести конкурсное звание федерального профессора как лидера этого образования.

Я думаю, что в результате реализации концепции задача, чтобы через десять лет в России было лучшее в мире математическое образование, может быть выполнена».

Отвечая на поставленный вопрос, В.В. Путин сказал, что «гибкость нам нужна, но не такая, в сфере математики - это точно. Безусловно, математика - это предмет нашей национальной гордости, это всегда было так. На этом, собственно, основаны все наши успехи предыдущих десятилетий: и ядерная программа, и космическая программа, и металловедение, а это значит - судостроение, атомный подводный флот, наши достижения в космосе. Все в конечном итоге - это математика.

Я знаю, что у специалистов есть определенные озабоченности. Виктор Антонович мне говорил об этом, Осипов Юрий Сергеевич, Алферов Жорес Иванович мне говорил и другие специалисты. Очень жаль, что у нас исчезли некоторые специализированные школы, которые искали талантливых ребят по всей стране и готовили их по особой программе.

Собственно говоря, то, что Вы сказали, - это не вопросы, это предложения. Должен Вам сказать, что я с ними полностью согласен. Повторяю, мы с коллегами это уже обсуждали. Договорились о том, что мы будем возрождать и специальные учебные учреждения, в том числе в среднем звене, и, конечно, нужно думать о придании нового дыхания преподаванию математики в общеобразовательных школах.

Я сейчас не буду повторяться. Все то, что Вы сказали, полностью разделяю. Нужно просто это структурировать и подумать, какими этапами и что вводить».

Директор Гимназии № 1 г. Тюмени М.А. Колосов затронул тему школьной формы: «Обсуждение вопроса о введении школьной формы идет не один год. Есть ряд нормативных документов, в которых школьная форма упоминается в рекомендательном контексте. На сегодняшний день очевидно, что школьная форма, с одной стороны, может быть средством воспитания социального единства, с другой стороны, обеспечить здоровье ребенка.

Как Вы считаете, решение этого вопроса должно быть делегировано в образовательные учреждения, в регионы или должно быть введение единой формы ученика Российской Федерации?»

Отвечая на поставленный вопрос, В. В. Путин отметил: «Я позволю себе ответить коротко. Прежде всего я считаю, что школьная форма в стране должна быть. Как это отрегулировать? Таким же образом, как мы предлагаем отрегулировать и многие другие вопросы.

В значительной степени эта проблема лежит, конечно, на региональном уровне. Можно принять, конечно, какие-то федеральные решения, которые обязали бы регионы вводить эту форму, и дать возможность и регионам, и муниципалитетам определиться с деталями. Вот и все».


Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152