Жарова Гузель Закиевна,
учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №122 имени Ж.А.Зайцевой», руководитель школьной академии наук «Спектр» (ШАНС)
Все мы мечтаем, чтобы в нашей школе детям было интересно учиться, преподавателям - интересно учить, а администрации - интересно управлять всем этим. К достижению мечты ведут разные пути. Их множество, но главное - найти общее дело.
Для динамически развивающегося учебного учреждения, в котором работают квалифицированные педагоги и учатся одаренные дети, таким общим делом могла бы стать научная работа. Это вполне естественно, так как одной из важнейших задач образования как раз и является овладение основами наук. Предлагается сделать этот процесс более активным, мало того - личностным!
Гимназия № 122 является образовательным учреждением, ориентированным на разностороннее развитие личности учащегося.
Одна из важнейших задач наших педагогов — воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти дополнительные формы образовательной деятельности, в которых школьники могли бы принять участие на добровольной основе — основе интереса к тому или иному направлению. Одной из таких форм является исследовательская деятельность в рамках школьного научного общества.
На базе гимназии № 122 несколько лет работает школьная академия наук «Спектр» (ШАНС»), которая объединяет учащихся 1-11-х классов.
Научное общество школьников создано с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Задачи научного общества школьников следующие:
1. Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности: профессиональная ориентация учащихся.
2. Углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе.
3. Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями.
4. Проведение исследований, имеющих практическое значение.
5. Разработка и реализация исследовательских проектов.
6. Пропаганда достижений науки, литературы, искусства.
Работа Академии проводится в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, помощь в компьютерном оформлении работы и др.) б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.)
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей)
III направление – массовая работа (встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях.)
В мае разрабатывается тематика исследовательских работ, выясняется, в какой помощи со стороны Академии нуждаются руководители научно-исследовательской работы школьников - учителя. Практикой подтверждено, что наибольший эффект даёт работа «триады» - ученик, учитель, учёный. Учёные консультируют учителя и ученика.
Сразу же после того, как темы определены, начинается работа над ними. Координируют эту деятельность руководители секций. К концу ноября выявляются работы, которые будут представлены на заседаниях секций. В середине декабря проводятся заседания секций, на которых отбираются работы на школьную конференцию. В течение месяца они дорабатываются, затем проводится школьная научная конференция.
В 2012/13 учебном году в гимназии была проведена VI научно-практическая школьная конференция «Шаг в науку», посвященная 55-летию гимназии. В работе конференции приняли участие известные ученые Казани и Республики Татарстан, которые являются выпускниками гимназии № 122 или родителями учеников нашей гимназии.
Работа велась по одиннадцати секциям:
1. Секция «Спорт в моей жизни»
2. Секция «Русский язык и литература»
3. Секция «Математика»
4. Секция «География и краеведение»
5. Секция «История и обществознание»
6. Секция «Информатика и физика»
7. Секция «Биология и химия»
8. Секция «Английский язык»
9. Секция «Татарский язык»
10. Секция «Навстречу Универсиаде»
11. Секция «Проба пера»
Было заслушано 140 докладов. Диапазон исследовательских интересов ребят оказался чрезвычайно широким, научные гипотезы – неожиданными и интригующими, а результаты никого не оставили равнодушным. Вот некоторые темы исследований: «Экономический импульс Татарстана», «Этническая ксенофобия как угроза стабильности современного Российского общества», «Татары на службе отечеству», «Музыка в математике и математика в музыке», «Экология Казани и Универсиада», «Магия цифр», «Образ Казани и Свияжска в творчестве В.Аксенова», «Молодежный сленг Великобритании», «Тепловая машина Стирлинга».
Школьная конференция рекомендует работы для конференции республиканского и всероссийского уровней. Участие в конференциях такого уровня является заключительным этапом работы Школьной академии наук.
Такая система позволяет вовлечь в творческую деятельность большую часть учащихся, как старших, так и младших классов. Дать каждому из учеников задание, которое соответствует его интересам и силам. Отобрать детей, у которых есть склонность к научно-поисковой деятельности. Ознакомить их с методологией науки, правилами оформления работ, докладов и т.п. Отдавать предпочтение интегрированным темам, чтобы дать возможность учащимся самостоятельно устанавливать межпредметные связи и создавать картину окружающего мира. Создать общешкольный актив и активы отдельных секций, в которые входят школьники различного возраста с углублённым изучением разных предметов.