Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Современный урок математики

Мониторинг как инструмент оценивания достижений учащихся при подготовке к экзаменам (из опыта работы)

Кузнецова Надежда Васильевна,
учитель математики МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №136» Приволжского района города Казани

На современном этапе модернизация образования в России тесно связана с интенсивным поиском новых, более эффективных форм контроля за качеством обучения и воспитания учащихся. Как показывает опыт прошлых лет сбоев и осечек при проведении ГИА и ЕГЭ немало, причем и у хорошо подготовленных учащихся, способных решать задачи повышенного уровня. Но всегда ли учителю понятна причина этих сбоев? Что можно исправить в течение подготовки? На что сделать акцент при работе с сильными учащимися и на чем сконцентрироваться при работе со слабыми?

Для успешного осуществления образовательного процесса во всём его многообразии всё актуальнее становится аналитический контроль его текущего состояния и результативности учебного процесса. Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса является мониторинг.

Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода какого-либо процесса по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга - обеспечить всех участников обратной связью, которая позволит вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. Мониторинг – относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные оценки качества результатов обучения осуществлялись постоянно.

Приступая к подготовке к экзаменам, я провожу анкетирование и опросы учащихся с целью изучения пожеланий, выявление проблем и отыскания путей их преодоления. Хочу поделиться опытом и наработками, которые я использую при подготовке к итоговой аттестации.

Анкета « Планы на будущее»

В начале 10 класса я провожу анкетирование учеников и результаты вношу в таблицу1:

Таблица1:

Список

учащихся

ВУЗ с учетом баллов ЕГЭ по математике

ВУЗ без учета баллов ЕГЭ по математике

Техникум

Хочу(надо) по математике набрать

--- баллов

Иванов В.

+



› 70

Петрова С.



+

Перейти порог

Сидорова Т.


+


≈50

...





Итого






По результатам этого анкетирования делю ребят на три рабочие группы.

С первой группой, кому математика нужна только для поступления в техникум, отрабатываю решение 7-10 заданий 1 части.

Со второй группой, кому математика нужна для повышения количества баллов при поступлении в вуз без дальнейшего изучения математики или без учета баллов ЕГЭ по математике (такие ребята в течение подготовки могут менять свои планы), работаю по всей части 1 и по желанию и способностям предлагаю задания С1-С3.

С третьей группой, кому математика нужна для дальнейшей учебы в вузе, отрабатываю 1 часть и решение второй части.

Баллы, желаемые на экзамене, являются стимулом и ориентиром деятельности ребят. Я, как учитель, слежу за тем, чтобы эти желания воплотились в жизнь, постоянно поддерживаю, не даю останавливаться и разочаровываться в своих способностях.

Учет подготовки к ГИА и ЕГЭ

Работу с тестами ГИА и ЕГЭ начинаю с 5 класса (например, в 5 классе разбираем задания В1, В4). Для этого созданы тематические папки из открытого банка для каждого ученика, которые постоянно пополняются по мере появления новых заданий. После нескольких занятий решения заданий проводится диагностическая работа, результаты которой заносятся в таблицу 2:

Таблица 2:

Список

учащихся

Округление по недостатку

Округление по избытку

Задачи на проценты

Нахождение наименьшей величины

Перевод единиц измерений

Иванов В.

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

Петрова С.

+

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

-

+

-

-

Сидорова Т.

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

+

+

+

+

-

-

-

...





















Итого





















Задание В1 (дата)


По таблице видно, какие задачи у ученика вызывают затруднения в данный момент. С каждым учеником проводится мини-консультация, где определяются пробелы и их причины; учитель либо сам ребенок из открытого банка заданий составляет и решает работу по проблемным заданиям.

Также создана папка с диагностическими и тренировочными работами прошлых лет и постоянно пополняющаяся папка текущего года. С этими папками работаем в 11 классе. В первой четверти ребята по желанию берут любую работу (в папках разноуровневые работы) и в течение недели ее выполняют и сдают на проверку. В таблице 3 отмечаю выданный вариант и набранные баллы.


Таблица3:

Иванов Влад


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

В1

В2

...

В13

В14

С1

С2

...

С6

БАЛЛЫ

10.09

Т.р. 12.11.11.В.1

1/

0/

...

0/

1/

0/

0/


-/

10/

17.09

Демо 2012

0/

1/

...

1/

0/

1/

-/


-/

9/

24.09

Д.Р.27.09.11 В.10

1/

1/

...

0/

1/

0/

1/

...

-/

10/

1.10

П.Р. 15.02.12 В.1

1/

1/

...

1/

0/

1/

-/

...

-/

11/

8.10

В5

1/

1/

...

1/

0/

1/

-/

...

-/

10/

15.10

В.1-12

1/

1/

...

0/

1/

2/

2/

...

-/

14/

22.10

В. 4125

0/

1/

...

1/

0/

0/

0/

...

-/

12/

29.10

Итог.тест

1/

1/

...

1/

1/

1/

1/

...

/

15/

12.11

В.1232

1/

1/

...

1/

0/

2/

1/

...

1/

13/

19.11

Д.р.№2 7.12.11

1/

1/

...

0/

1/

2/

2/

...

1/

15/

...













1(2-4баллы)-верно, 0-неверно, - не приступал

По таблице видно, сколько тестов прорешал ученик, какой вариант находится у него в данный момент. По этим данным о каждом ученике можно сказать, на каком уровне готовности к ЕГЭ он находится к этому моменту. Я вижу, кому нужна помощь, кто показывает нестабильность в своих результатах или остановился на одном уровне. Во 2 и 3 четвертях провожу срезы знаний и даю ребятам те работы, которые они писали дома, проверяя тем самым самостоятельность их решений и решения тех заданий, в которых они сделали ошибки. Данные этих срезов также заношу в таблицу через /.

Учет и анализ ошибок

Каждая ошибка учитывается и заносится в таблицу 4 в том задании, где она была допущена (каждая ошибка-палочка).


Таблица 4

Список

учащихся

В1

В2

...

В13

В14

Иванов В.

III

I


III

II

Петрова С.

I

II


IIII

III

Сидорова Т.

II



II

II

...







По данной таблице быстро определяется группа ребят, которые плохо справляются по тому или иному заданию. Также образуются группы, которые успешно выполняют их. Эти группы постоянно меняются (один лучше понимает одно, но с трудом - другое задание). Ребята из второй группы (по просьбе учителя или по своему желанию) проводят консультации для одноклассников из первой группы (ведь завтра они могут поменяться ролями).

По каждой работе проводится работа над ошибками, определяются причины неверного решения. Также выявляются задания, которые решаются с малым количеством ошибок, задания, в которых ошибок много. Это информация по моей дальнейшей работе: ошибки классифицирую по темам и организую работу по их устранению. Затем, чтобы получить ожидаемый результат, планирую коррекционную работу индивидуально с каждым из слабоуспевающих учащихся.

Учет индивидуальных достижений

На каждого ученика я составила индивидуальную карточку. В данной карточке указываю виды нарушений и их коррекцию. При подготовке к урокам, проведении самостоятельных и контрольных работ включаю различные виды заданий для устранения данных нарушений.

Далее выписываю анализ и коррекцию по изученной теме, для того, чтобы правильно спланировать работу на уроке с учетом индивидуальных особенностей детей. Данная индивидуальная карта позволяет наглядно проследить динамику качества знаний учащихся и при наличии снижения его дает возможность вовремя проанализировать возникшие пробелы в знаниях. Более самостоятельные ребята сами ведут такую карточку. Карточки находятся в открытом доступе и для учащихся, и для их родителей. Каждый ученик видит свои пробелы и успехи, может сориентироваться по времени и найти способ устранения проблем.

Данный мониторинг позволяет мне получить:

· объективную динамику математического образования ученика за определенный период обучения;

· возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;

· возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;

· осуществлять систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

· разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний;

· целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.

Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

Мониторинг и тестовые технологии не только представляют собой по сути технологию индивидуального обучения, не только позволяют усваивать знания в системе, не только являются идеальным способом для организации тематического, систематизирующего повторения, но и позволяют сформировать у обучающихся систему личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий на базовом уровне и на уровне выше базового.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить недостатки и радоваться успехам.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152