Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Современный урок математики

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по математике

Кириллова Елизавета Александровна,
учитель математики МБОУ «Татарской гимназии №15»
Кировского района города Казани

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он трудится всю свою педагогическую жизнь. Я считаю, что к таким ключевым проблемам относятся следующие:

· как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

· каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе занятий социального опыта;

· как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.

Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Ответом на этот вопрос может стать, во-первых, принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне, что вытекает из следующих соображений: у каждого ребенка свой, индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, свой опыт. Эти особенности у каждого ребенка развиваются, поддаются коррекции.

Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ является ответственным процессом и для учителя и для самих обучающихся. Ни для кого не секрет, что не все дети любят математику, но сдавать этот предмет необходимо всем. И именно от того, как будет проходить процесс подготовки и зависит конечный результат.

ЕГЭ по математике является обязательным, и поэтому передо мной как учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец, ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования и критерии ко второй части задания и т.д. Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика. Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам, вызывающим затруднения у выпускников.

Традиционным стало проведение в начале каждого урока в старших классах устного счета. Стараюсь на каждом уроке вводить элементы повторения, работу по тестам, посильным на данном этапе обучения, причем организую эту работу через систему упражнений, составленных на основе материалов ГИА и ЕГЭ. Отдельные задания предлагаю на уроках уже с 7-го класса. В 10-11 классах в течение всего учебного года провожу тренировочные, репетиционные работы внутри школы. В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов, тренировочные и диагностические работы с сайта Стад Града.

Провожу индивидуальные консультации в отведенное для этого время, с сильными учащимися разбираем задания повышенной сложности, со слабыми учащимися отрабатываем базовые знания, умения и навыки, разбираем демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Обязательно знакомлю с системой оценивания, шкалой перевода оценки в баллы. Даю задания ученикам для самостоятельной работы над вариантами тестов дома, после проверки обязательно разбираем нерешенные задания.

Работая с КИМами, ребята привыкают к структуре теста, к необычности формулировок заданий, разнообразию методов и приёмов при решении задач.

Использую при подготовке онлайн-тесты, которые помогут понять, как будут выглядеть реальные задания ЕГЭ по математике. Выполнив тест, ребята видят свой конечный результат, какие они допустили ошибки, что не решили, эти задания обязательно перерешивают.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ немалую роль играет то, что принято называть тренировкой. Небольшая работа на 5-7 минут бывает очень полезной. Разрабатываю небольшие тесты в форме ЕГЭ, включающие задания пройденной темы. Как правило, такие тесты не занимают много времени, зато позволяют на каждом уроке проверять знания. Регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый и промежуточный контроль тестирование обеспечивает такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. Процесс систематизации будет более эффективным, если выпускники постоянно имеют возможность применять уже полученные знания и умения, «прокручивая» их каждый раз в новых ситуациях. Тестовые задания использую главным образом для проверки знаний учащихся, понимания изученного материала.

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. Особое внимание обращаю на то, какие пробелы есть в знаниях ученика, продумываю способы их устранения. Если алгебру и математику учащиеся еще решают, то геометрия вызывает затруднения.

На уроках математики компьютер, интерактивная доска, голосовая система тестирования может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения.

Со времен Пифагора и Евклида выдающиеся математики всех эпох прекрасно понимали, что рисунок, схема, чертеж стимулируют воображение, интуицию ученика и являются прекрасным наглядным пособием в процессе обучения. Действительно, дети были восхищены созданием рисунка на экране и на этом уроке они были мотивированы в дальнейшей познавательной деятельности.

При подготовке к ЕГЭ использую свои личные разработки и разработки других авторов- учителей в виде презентаций. На первых слайдах помещаю теорию, необходимую для повторения данного раздела, затем ряд задач с решением, после предлагаю ряд задач из КИМов.

Возможности современного компьютера, интерактивного оборудования огромны, что и определяет их место в учебном процессе. Данные устройства можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. В процессе работы стараемся чаще обращаться к справочникам, что позволяет развивать навыки работы со справочной литературой. Я сознательно не даю готовых ответов, а подсказываю, где их можно самостоятельно найти, а потом рассказать об этом классу. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Очень важно учителю убедить учащихся, что не ошибается тот, кто ничему не учится. И самому учителю помнить об этом и с пониманием относиться к ошибкам своих учеников. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание работе над ошибками учащихся. Стараюсь спокойно указать ученику на его ошибку и помочь ему исправить её.

Одним из основных требований к разработке проверочных заданий в рамках Единого государственного экзамена является обязательное соответствие с основными целями школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. В связи с этим определяется уровень соответствия освоенных учащимися знаний, умений и навыков основным целям курса математики. Все эти умения вырабатывались в своё время на уроках математики, поэтому легче готовить учащихся к ЕГЭ. Но есть необходимость обобщить и систематизировать эти знания. Главным принципом моей работы являются слова В.О.Ключевского «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь». Поэтому, любя свой предмет, я многое делала для того, чтобы заинтересовать учащихся математикой. В своей педагогической деятельности я старалась не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и научить учиться, развить интерес к учению. Я всегда доказывала учащимся важность математики и необходимость её изучения. Убеждала их, что математика проникает во все сферы нашей жизни, достигая просторов Вселенной.



Литература

1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

2. Борчугова З.Н. « Организация контроля знаний учащихся в обучении математики», 1998г.

3. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.2002.

4. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.

5. Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики».ТОИПКРО. 2003г.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152