Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Современный урок математики

Из опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике

Кобелецкий Олег Вильямович,
учитель математики МБОУ «СОШ №9» Ново-Савиновского района г.Казани
победитель гранта «Наш лучший учитель- 2012»

Безусловно, ученик общеобразовательной школы, хорошо усвоивший школьную программу по математике, обладает всеми шансами сдать ЕГЭ на высокий балл самостоятельно. Однако нередко возникает ситуация, когда учитель получает для подготовки 10-й или 11-й класс с низким уровнем имеющихся знаний, и тогда возникает вопрос о том, каким темам нужно уделить больше внимания, чтобы дать возможность даже отстающим ученикам сдать тестирование с положительным результатом. Данная статья посвящена некоторым аспектам этого вопроса.

Естественно, для оценки уровня подготовки класса необходимо провести несколько тематических и общих срезов в формате ЕГЭ и по их результатам составить тематические таблицы для выявления тем, нуждающихся в повторении.

Первый из тестов должен быть основан на ключевых темах 10 класса: 1) РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ РАЗНОГО ТИПА С ВЫБОРКОЙ КОРНЕЙ, что соответствует задачам типа С1 ЕГЭ.

2) ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ, что соответствует задачам типа В6 ЕГЭ.

3)РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ ПРОИЗВОДНАЯ, ЕЕ ФИЗИЧЕСКИЙ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ, что соответствует задачам типа В8,В14 ЕГЭ. 4)РЕШЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ, что соответствует задачам типа В1,В2,В4 ЕГЭ.

5)РЕШЕНИЕ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ, что соответствует задачам типа В13 ЕГЭ (Приложение №1).

Данный тип работы рассчитан приблизительно на 2 урока. Возникает необходимость спаренных уроков или разделения теста на 2 части.

Если возникает необходимость, нужно после этого еще до начала работы с тестами ЕГЭ провести несколько обзорных уроков, посвященных наиболее «запущенным» вопросам, по материалам которых ученики получают своеобразные «памятки» с формулами (это могут быть записи в специальных тетрадях или материалы, которые раздает учитель).

Опыт показывает, что задания по геометрии вызывают гораздо больше сложностей при решении, что во многом связано их объемной формулировкой. Следовательно, в первую очередь при подготовке к ЕГЭ нужно посвятить время алгебре, чтобы обеспечить ученикам возможность набрать баллы за более легкие задания. Судя по данным статистических таблиц, такими заданиями оказываются В1, В2, В3, В4, В7, В8, В13. Именно их должны научиться решать учащиеся в первую очередь. Это позволит им перейти пороговый минимум при сдаче ЕГЭ.

Данные задания рекомендуется осваивать в следующем порядке:

1) Реальная математика (В1,В2,В4 ЕГЭ)

2) Понятие тригонометрических функций и решение соответствующих заданий ( В6, С1 ЕГЭ).

Финальный контрольный срез проводится приблизительно в декабре.

3) Решение текстовых задач (В13 ЕГЭ).

Финальный контрольный срез проводится в феврале. Второе полугодие при хорошем усвоении перечисленных тем, посвящается разбору более сложных заданий типа В5, В7, В12 ЕГЭ. После этого следует уделить внимание заданиям по геометрии типа В3, В9, В11.

При подготовке класса (или ученика) необходимо постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу, для этого в еженедельные самостоятельные работы должны включаться разнообразные задания, а не только последние пройденные темы.

Нужно также помнить о тетрадях с «памятками», куда учащиеся должны записывать алгоритмы решения или оформления того или иного типа задания. Положительные результаты дает своеобразное «подведение итогов» в конце каждого урока и краткие записи этих резюме в упомянутые тетради. Благодаря этому материал упорядочивается в сознании учащихся, при выполнении домашнего задания они могут воспользоваться готовыми образцами.

Приступать к работе над более сложными материалом возможно только после того, как учащиеся прочно овладеют навыками решения перечисленных выше заданий. Однако это не означает, что добросовестные школьники обязаны равняться на минимальный уровень знаний. В данной ситуации необходимо помнить об индивидуальном подходе в обучении. Так, нужно иметь запас заданий В5 и В12, чтобы раздавать их во время самостоятельной работы ученикам, имеющим хороший уровень подготовки. Более того, геометрии следует посвящать специально выделенные для этого уроки. Во время таких уроков следует ориентироваться на подготовленных учеников и прорабатывать с ними задания В6, В9, В11 (при хорошем уровне подготовки – С1, С2, С3), в то время как отстающие могут писать контрольную работу с более простыми заданиями. Заданиям повышенного уровня сложности (С4, С5, С6) следует уделять время только на факультативных занятиях или при работе с классом, углубленно изучающим математику.

Следует еще раз повторить, что подобное распределение нагрузки ориентировано в первую очередь на неподготовленных учащихся и имеет целью обеспечить их минимальным необходимым багажом знаний.


  • Приложение


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152