Горбунова Марина Викторовна,
учитель математики МБОУ «Средней общеобразовательной школы №151 с углублённым изучением отдельных предметов» Кировского района города Казани
Обновление содержания образования провозглашает компетентностный подход, как одно из важнейших положений модернизации образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»). Это исходная точка модернизации российского образования, которая указывает на качество конечного продукта – знания, навыки и умения выпускника.
Значит, цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. А задачи - в привитии и развитии у учащихся помимо знаний и умений, характеризующих предмет, таких качеств как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Изменения, происходящие в содержании образования, не оставили без внимания и математику. Новые принципы образования требуют таких методов обучения, которые формировали бы не просто умения, а компетентности, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Одним из методов развития умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления является проблемное обучение. При этом, следует учитывать, что в одной группе есть как «сильные», так и «слабые» учащихся.
Мною было замечено, что проблемная ситуация на слабо подготовленного в теоретическом отношении ученика может действовать отрицательно, угнетать, дезорганизовывать, в то время как хорошо развитого учащегося она, напротив, стимулирует к поиску, активизирует в работе, вызывая желание и стремление применять свои знания и умения.
Главными целями создания проблемных ситуаций на уроках математики являются следующие:
• помочь учащимся определить в учебно-познавательной задаче основную проблему, сформулировать ее;
• возбудить у учащихся познавательный интерес, наметить поиск путей решения проблемы;
• помочь учащимся привлечь имеющиеся у него знания для решения проблемной ситуации;
• раскрыв проблему, «обнажить» противоречие между возникшим познавательным интересом и имеющимся у учащихся запасом знаний, умений и навыков.
Главное значение имеет наличие у учащихся прочных знаний, внешних и внутренних стимулов к учению, уровень развития познавательных интересов. Этими факторами обусловлена обязательная индивидуализация на всех этапах обучения.
После того как ученики изучили содержание учебного материала, формулируем вместе с ними исследовательскую проблему, для решения которой необходимы объединенные усилия всего коллектива. Выясняем, что знают ученики по этой теме до начала ее изучения и каково их мнение по основным вопросам, которые будут изучаться в теме.
После этого учащимся даются задания, работа над которыми поможет им приблизиться к решению проблемы. Вопросы могут подразделяться на уровни.
Первый — информативного порядка (выполнить работу по шаблону: решить задачу, собрать информацию), такие вопросы задаются как «сильным», так и «слабым» ученикам. Выполнив эти задания, «слабые» учащиеся получают положительную оценку.
Задания второго этапа подразумевают работу с информацией, полученной на первом этапе, ее анализ. Эта деятельность требует выполнения аналитической работы, посильна не всем учащимся.
Следующим этапом работы с учащимися являются обобщающие уроки-практикумы, на которых отрабатываются умения и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. Такая коллективная деятельность учит учащихся делать обобщения о проделанной работе, складывать из информации, полученной из разных источников, цельную картину. Работа объединяет «сильных» и «слабых», позволяет первым на время побыть учителями, а вторым — почувствовать уверенность в своих силах.
Таким образом, при разрешении проблемной ситуации учащиеся проходят все основные этапы этого процесса: анализ, выдвижение гипотезы, решение проблемы с использованием гипотезы, проверка правильности решения проблемы. Всей деятельностью учащихся руководит учитель, используя проблемное изложение, в основе которого лежит систематически создаваемая проблемная ситуация и решение учебных проблем.
Анализ полученных результатов свидетельствует о положительной динамике формирования у учащихся компетентностей, необходимых им для дальнейшей самореализации.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
2. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн.для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990.-159 с.
3. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.