Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Современный урок математики

Некоторые размышления о проблемах школьного математического образования...

Самерханов Тимербулат Рашидович,
учитель математики МБОУ «Лицей №110» Советского района г.Казани, заместитель директора по учебной работе

Одним из первых указов, подписанных В.В.Путиным после вступления в должность президента РФ, стал указ от 7.05.2012 № 599 об усилении роли математического образования. Правительство страны, общество уже давно обеспокоены качеством математического образования, квалификацией специалистов технического профиля. Я бы выделил ряд проблем, связанных с математическим или техническим образованием:

- падение престижа технических, инженерных, прикладных профессий в последние десятилетия;

- кадровая проблема, связанная с уровнем математической и методической подготовки учителя;

- низкий процент учащихся, мотивированных на изучение математики;

- отсутствие реальной связи с сектором экономики, сотрудничества с малым и средним бизнесом.

Как мы, школьные учителя математики, физики, информатики, можем изменить эту ситуацию?

Опыт работы некоторых школ показывает, что один из путей решения проблемы повышения качества математического образования заключается в применении дифференцированного подхода путем создания гомогенных групп по уровню подготовки учащихся из классов одной параллели. Такая организация обучения требует от учителя творческого подхода при подготовке к каждому уроку в разных классах, совершенствования своего профессионального мастерства, от администрации – некоторых изменений в организации учебного процесса. Это одна из возможностей повысить учебную мотивацию школьников, сделать более интенсивным процесс продвижения учащихся в изучении предмета в соответствии с его возможностями.

В связи с тем, что основным показателем качества школьного образования является Единый Государственный экзамен, нам, учителям, необходимо совершенствовать систему подготовки к нему. Конечно, каждый учитель за годы работы выработал определенную систему, но я хотел бы сказать о двух подходах, на мой взгляд, более эффективных. Во-первых, продуманная зачетная система по предмету, в которую входят график, открытый банк заданий, система консультаций, критерии оценки, форма проведения зачета. Во-вторых, мониторинг выполнения заданий ЕГЭ и ГИА, показывающий, какие компетенции по геометрии у школьников недостаточно сформированы. Для решения этой проблемы предлагаю вернуть итоговый устный экзамен по курсу планиметрии по завершении его изучения.

Кроме этого, на мой взгляд, большого эффекта можно достичь, используя возможности нетрадиционного профильного образования. Необходимо создать реальную взаимовыгодную связь между учеником и будущим работодателем, и не обязательно с крупным предприятием, это могут быть организации, представляющие малый и средний бизнес. К примеру, рядом со школой есть автомастерская, которой в будущем требуются квалифицированные работники. Учащиеся школы проходят обучение за счет предпринимателя с обязательным условием: отработать несколько месяцев в этой организации с фиксированным окладом. Что же в итоге? Мы имеем мотивированного ученика, имеющего возможность зарабатывать деньги; работодателя, который уверен в завтрашнем дне; школу, в которой остаются только мотивированные учащиеся, а другим – учебное заведение практически обеспечило получение профессии и работу.

Считаю важным усовершенствовать структуру семинаров, стажировок для учителей. Например, ряд ведущих учителей определенного муниципального района готовит по одному выступлению на конкретную тему. Один - учит решать задачи по геометрии с помощью оригинальных построений, другой – рассказывает о применении математических расчетов на рынке ценных бумаг, третий – вычисляет шансы выиграть в лотерею .Это могут быть уроки, мастер-классы, презентации. В течение года эти учителя посещают другие школы района и демонстрируют свой опыт как учителям, так и ученикам. Новые идеи и люди в школе повысят интерес учащихся к учебе.

Не секрет, что современные школьники получают основную долю информации из интернета с помощью компьютеров, телефонов и других гаджетов. Роль учителя при этом становится несколько иной. Сегодня нужен учитель-консультант, учитель-наставник, человек, который сможет развить в школьниках тягу к знаниям.

Но для этого он и сам должен свободно ориентироваться в глобальной сети, быть современным, быть примером. Лично я использую интернет и его возможности довольно активно. Помимо традиционных, можно выделить 3 основных направления использования интернета в преподавании математики.

1. Разработка и использование видеоуроков. Вместе с Ю.Н.Королевым, учителем математики лицея им.Н.И.Лобачевского при КФУ, совместно с КФУ были разработаны и созданы двадцать видеоуроков из серии «Будь готов к ЕГЭ». Ученики школ РТ активно используют данный ресурс, более подробно можно познакомиться с ним на сайте http://abiturient.ksu.ru/. К каждому уроку разработаны тесты, пройдя которые, обучающийся может проверить, насколько хорошо он усвоил материал. Видеоуроки - это оптимальный вариант работы для ученика и учителя: учащиеся дома в спокойной, привычной обстановке просматривают урок. На каждом отдельном уроке рассматриваются отдельные типы заданий. Например, 3 урока посвящены заданиям типа С1. Идея уроков не только в том, чтобы показать методы решения различных заданий, но и в том, чтобы показать учащимся «подводные камни», то есть те моменты решений, в которых обычно выпускники допускают ошибки.

2. Использование возможностей виртуальных профессиональных сообществ. Являясь модератором системы математических сообществ и факультативов портала ЭО РТ, участвую не только в их работе, но и привлекаю к этому своих учеников. Поскольку это позволяет школьнику обсудить вопросы, которые ему интересны, и с другими школьниками, и с другими учителями. Общаясь в сообществах, я всегда в курсе, как и мои ученики, какие появляются новые факультативы и сообщества. Школьник любого возраста может найти для себя что-то полезное, ученики младших классов активно обсуждают задачи на логику и эвристику, учащиеся, к примеру, 9-х классов изучают новые нормы и КИМы ГИА по математике, тут же задают вопросы и получают на них ответы.

В случае надобности эксперты по проверке ЕГЭ и ГИА прошлых лет тоже участвуют в обсуждениях.

3. Развитие интереса к личности педагога. Все учителя - разносторонне развитые личности. Многие ученики даже не знают об увлечениях, талантах, победах, хобби педагогов. А в социальных сетях, мы можем им об этом рассказать. Педагог должен быть интересен ученику. Интерес к личности учителя способствует развитию учебной мотивации школьника, ведь если ученик уважает учителя как человека, личность, то и слушать он будет гораздо внимательней. Активно занимаясь спортом, увлекаясь путешествиями, художественным или техническим творчеством, учитель имеет возможность разместить «в контакте» и фотографии с соревнований, путешествий, и свои видеоролики, и другие материалы. Видя всё это, ученик приходит на урок к учителю как интересному человеку, своему Наставнику не только в науке, но и в жизни. Таким образом, современный учитель - это бренд.

В заключении хочется сказать, что широкое использование возможностей интернета – это не дань моде, это необходимость, которая дает учителю возможность сформировать у ученика интерес к предмету, сделать процесс изучения математики увлекательным и эффективным.


  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152