Фаюршина Илюза Гарафиевна,
учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани
Основами развития общества становятся не ресурсы, а знания...
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
· Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и умело представлять свои идеи
· Уметь работать в команде и обладать навыками общения
· Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них
· Эффективно использовать знания в реальной жизни
· Компьютерная грамотность
Ключевой компетенцией обучающихся является умение учиться. Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка.
Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность учащихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.
Ученики часто при изучении учебных предметов задают вопросы и себе, и учителю:
«А мне это нужно? Где это применяется?». И на деле оказывается, что вся окружающая жизнь – это следствие воплощенных в действительности знаний, т.е. продукт умственной деятельности человека.
Итак, в начале учебного года от учителей математики и информатики учащиеся 11 класса получили задания. Задания были разнообразные, но объединенные одной целью: мы являемся свидетелями того, как преображается наш город в преддверии Универсиады 2013. Рассмотрим это на примере одного из проектов:
Цели:
Образовательные: расширить и обобщить представление учащихся о крупных мультиспортивных событиях, имеющих мировое значение, на примере XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани. Создание долгосрочного социального проекта «Казань в преддверии Универсиады глазами математики».
Воспитательные: популяризировать идеи Универсиады среди учащихся, приобщать их к занятиям любимыми видами спорта, вовлекать в волонтерскую деятельность, поддерживать интерес к предмету геометрии «Стереометрия в архитектуре города».
Развивающие: развивать у учащихся творческие и познавательные способности, потребность в здоровом образе жизни.
ПРОЕКТ
Талисман Универсиады 2013 (Показ на слайде и знакомство с героем: Юни, котенок крылатого снежного барса - национального символа Республики Татарстан, изображенного на гербе нашей республики). Он сегодня у нас в гостях и принес для вас задания:
Предмет: математика и история, информатика «Предания старины глубокой...»
Класс: 11 класс средней общеобразовательной школы № 167 с углубленным изучением отдельных предметов, Советский район г. Казани.
Характер проекта: междисциплинарный
Оборудование: компьютеры, принтер, ксерокс, соответствующая литература, фотоаппарат, геометрические модели стереометрических тел.
Тип группы: три участника-
1. 1 группа - «История Универсиады» - изучение истории движения Универсиады
2. 2 группа - «Современная Казань. Универсиада 2013»- изучение масштабов строительства и архитектуры ХХI столетия Казани.
3. 3 группа - «Фантастический проект будущего нашего города»
Роли: Главный редактор - распределяет обязанности и следит за тем, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех стадиях, стимулируя к сотрудничеству.
Журналисты - сбор и обработка информации.
Менеджер- - разрабатывает инструкции, устанавливает связь между проектными группами, обозначает план работы группы на следующий этап.
Мотив:
Логотип Универсиады- 2013 (Показ на слайде и знакомство: Состоит из английских слов Универсиада, Казань, Россия, года проведения Универсиады и пяти звезд Международной Федерации Студенческого Спорта (FISU).
Логотип обрамляет тюльпан – часть татарского орнамента; символ лета, молодости, счастья).
Казань своей таинственной историей привлекала и будет привлекать любознательных людей. Универсиада в Казани состоится с 6 по 17 июля 2013 года. Универсиада – Олимпийские игры среди студентов-спортсменов.
Изучение тайн истории Универсиады, использование стереометрических фигур в градостроении различных эпох и времен – это интересная, очень большая работа.
Учащиеся должны раскрыть в «масштабах строительства» использование геометрических тел (призма, пирамида, усеченная пирамида, цилиндр, конус, усеченный конус, шар, сфера) как строительные формы многих сооружений.
Содержание:
Учащимся предлагается задание разработать проект «Казань. Универсиада - 2013». В проект заложен компьютерный дизайн, где каждое сложное архитектурное сооружение рассматривается как система более простых геометрических (стереометрических) моделей, изучаемых в школьном курсе. Т.е. на экране монитора показываются стереометрические тела, затем они складываются в каркас архитектурного сооружения, следующий этап – каркас замещается самим рисунком архитектурного сооружения в полном свете. Этой работой «ученик – дизайнер» показывает практическое применение стереометрических фигур, изучаемых в школьном курсе.
Учащийся в процессе работы осознает (понимает), что любое, какое бы ни было сложным геометрическое тело всегда можно разбить на более простые.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1 этап работы:
Обсудить в своей группе методом «мозговой атаки» возможные способы решения поставленной перед вами задачи, в результате обсуждения выдвинуть гипотезы ее решения и определить методы исследования. Вам необходимо также распределить роли в группе. Составить программу поиска и реализации принятых решений.
2 этап работы:
Обсудить в группе собранный каждым материал, заготовки для общего проекта. Разработать общий план, сценарий своей части проекта, распределить собранный материал и иметь четкое представление о том, какого материала, каких фактических данных еще не хватает и где их можно получить, согласовать с другими проектными группами. Начинается и подготовка своей части проекта. Распределяются роли для оформительской работы.
3 этап работы:
Происходит защита проектов каждой группой с соответствующей демонстрацией подготовленных наглядных материалов. Весь класс принимает активное участие в обсуждении заданий групп с тем, чтобы общими усилиями отобрать материал для городского смотра - конкурса уголков, экскурсий, посвященных «Универсиаде 2013» в г. Казани.
Проект состоит из ряда подпроектов, связанных между собой единой темой и идеей, и в этом смысле их совокупность можно рассматривать как программу, включающую серию исследовательских и практико – ориентированных проектов.
Координаторами проекта являются учитель математики Фаюршина И.Г и учитель информатики Николаев Э.Н.
Проект посвящен проблеме изучения геометрических фигур в архитектуре города. За основу взяты геометрические фигуры (планиметрия) 7-9 классы и геометрические тела (стереометрия) 10-11 классы, изучаемые в школьном курсе геометрии. Мы попытаемся установить межпредметные связи: геометрия –информатика, геометрия – история, геометрия – география, геометрия – технология...
Эти исследования помогут нам составить некоторое представление об архитектуре города, ее настоящем и будущем. Надеемся, что изучение геометрии необходимо в нашей повседневной жизни. Вот почему мы сегодня решили подвести итоги прошлых лет и составить план дальнейшей работы.
Богатая история нашего края дает о себе знать и по сей день. Являясь действительно интересной и насыщенной в отношении изучения, она дает возможность познания себя с различных сторон. Сегодня многоликость, а в силу тематики нашего проекта лучше будет сказать многогранность нашего наследия мы попытаемся рассмотреть с точки зрения изучающего математика. Итак, наши молодые исследователи уже совершили ряд своих действий и продолжают заниматься информационной археологией, что мы можем наблюдать на наглядных примерах.
Ожидаемые результаты:
Перспективность использования для развития туристической привлекательности республики:
· Мы с огромной радостью приобщимся к подготовке празднования великого события – проведение 27 Летней Всемирной Универсиады -2013, которая состоится в Казани (июль 2013 год).
· По ходу работы мы познакомимся с различными компьютерными программами
· Установим межпредметные связи
· Мы, как волонтеры, можем много интересного рассказать об истории родного города и организовать экскурсии по темам: «История градостроения глазами математиков...», «Казань – город контрастов: Архитектура СОВРЕМЕННОСТИ и СТАРИНЫ »...