Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Развитие педагогического потенциала

Кадровый состав педагогов как ресурс повышения качества образования

Николаевская Ирина Александровна,
старший методист Городского методического центра г.Казани

Проблеме математического образования в г.Казани уделяется сегодня самое пристальное внимание, дискуссии ведутся как педагогической, так и непедагогической общественностью, и связано это, в первую очередь, со снижением результатов ЕГЭ по математике в 2012 г.

Ведущая роль в повышении качества образования отводится педагогу, профессионально компетентному, владеющему методикой учебно-воспитательной работы, коммуникативному, способному, в конечном итоге, научить обучающихся содержанию предметной области и способам деятельности. Результатом качества образования принято считать его главный показатель – единый государственный экзамен. Этот же результат, а именно средний балл ЕГЭ выпускников, становится одним из главных критериев оценки профессиональной деятельности учителя-предметника при его аттестации.

Попробуем проанализировать качественный состав учителей математики общеобразовательных учреждений (ОУ) г.Казани и соотнести результаты качества знаний учащихся с наличием имеющихся квалификационных категорий педагогов.


Всего учителей математики

Из них имеют квалификационные категории

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

Не имеют категорий

Аттестованы на СЗД

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел

%

2010-2011 уч. год

632

534

84,5

111

17,6

296

46,8

127

20,1

98

15,5%


2011-2012 уч. год

632

517

81,8

116

18,4

306

48,4

95

15

115

18,2%


2012-2013 уч. год

594

466

78,5

132

22,2

275

46,3

59

9,9

128

21,5%

60

10,1%



Информация, приведенная в данной таблице, позволяет увидеть полную картину категорийного состава учителей математики ОУ г.Казани. Новый порядок аттестации, введенный в 2011 году, требует от учителя-предметника прохождения квалификационных испытаний в новой для него форме: сдаче ЕГЭ, ЕРЭ. За этот короткий срок произошло постепенное преодоление педагогами психологического барьера «учитель в роли ученика», наметилась тенденция роста аттестации учителей на высшую квалификационную категорию. Число учителей с высшей категорией за последние три года увеличилось на 4,6%. Однако сравнительный анализ данных по высшей квалификационной категории учителей других предметных областей показывает, что квалификационный рейтинг учителей математики остается стабильно на 6-7-ом месте, профессиональный, творческий потенциал учителей недостаточно реализован.

Связаны ли эти показатели с результатами сдачи ЕГЭ выпускниками? Взаимосвязь очевидна, однако корректность данного мониторинга носит условный характер. В 2010 г. средний балл учителей математики, проходивших квалификационные испытания при аттестации в формате ЕГЭ, составил 67,2, в 2011 г. – 71,9, в 2012 г. – 71,7 (к сведению: на высшую квалификационную категорию учитель должен набрать 80 баллов). Совместная деятельность методической службы города и педагогов ОУ по подготовке учащихся к ЕГЭ дала свои результаты. Показатель качества знаний по математике выпускников значительно вырос:


Средний балл учащихся по ЕГЭ (Казань)

2011 г.

2012 г.

2013 г.

50,3

49,0

58,0


На вопрос о том, влияет ли категория учителя на обучение детей и результативность ЕГЭ, трудно ответить однозначно. С одной стороны, учитель, сам сдающий ЕГЭ для аттестации, показывает знания в своей предметной области и знает, на что обратить внимание при подготовке учащихся к ЕГЭ. С другой стороны, учитель, профессионально знающий свой предмет, не всегда в достаточной мере может владеть методикой преподавания, испытывает психологические трудности в общении с детьми. Как показывает практика, «ни одна педагогическая задача не решается без налаживания коммуникации». [1]. Поэтому перед городской методической службой, педагогическим коллективом образовательных учреждений стояла и стоит задача, проанализировав кадровый состав педагогов, наметить пути для дальнейшей работы по повышению профессиональной компетентности учителя, качества образования, созданию мотивации для аттестации педагогов на более высокую категорию.

Материалы, представленные в данной публикации, носят информационно-иллюстративный характер качественного состава учителей математики г.Казани. Положительная динамика развития учительского потенциала, рост качественного показателя сдачи выпускниками ЕГЭ стали результатом целенаправленной методической работы городского экспертного совета по качеству образования, методической службы города в целом.



Литература

1. Е.А.Ямбург «Строить здание образования. Концепция нового профессионального стандарта учителя», ж-л «Народное образование», №3, 2013 г.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2018.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152