Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Управление качеством математического образования

Как повысить качество математической подготовки школьников

Белова Светлана Владимировна, учитель математики
Тюленева Татьяна Витальевна, учитель математики
МБОУ «Гимназия № 102 имени М.С. Устиновой»
Московского района города Казани

Сегодня общественность широко обсуждает проект Концепции математического образования в России. Один из рассматриваемых вопросов как повысить качество математической подготовки школьников.

Преподаватели МГУ констатируют быстрое снижение качества математического образования в школах: «Почти каждый абитуриент Московского университета не в состоянии решить несложное алгебраическое неравенство, ... почти две трети абитуриентов не могут решить алгебраическую задачу».

Не секрет, что одна из самых серьезных проблем общеобразовательной школы – это нежелание большинства учащихся учиться. По исследованиям ученых только 4-7% сохраняют интерес к учебе, что приводит к усилению принудительной составляющей учебного процесса, подавляются творческие начала как ученика, так и учителя, разрушаются личностные качества учащихся. Следовательно, эта проблема становится катастрофической для общества.

Так каковы причины деградации математических знаний и умений школьников?

1. Снижение внимания к структуре и содержанию школьного курса математики, уменьшение времени на изучение математики в школе.

На изучение математики в 1980 году выделялось 1400 часов, в 1991 – 1998 годах – 1054. Уменьшение часов на уроки математики на этом не завершилось: от 6 часов математики в неделю сократилось до 5 часов. На сегодняшний день в среднем звене – 5 часов, 4 часа в непрофильных старших классах и 6 часов в профильных, когда как раньше на профильное обучение отводилось до 9 часов математики в неделю. При этом процессе объем содержания учебников не уменьшился, даже увеличился. Увеличение объема учебника ведет к перегрузке учащихся, но не позволяет повысить уровень их знаний. В связи с этим нет достаточной возможности хорошо закрепить знания и умения учащихся. Обучение проходит по принципу «галопом по Европе», успел – хорошо, не успел – либо после уроков, либо никак.

По разным исследованиям сокращение числа часов на математику на 1 час в неделю приводит к снижению успеваемости по другим предметам на 10-25%.

Также успешное обучение невозможно без правильно организованного повторения ранее изученного, поскольку в математике каждый шаг вперед основывается на ранее полученных знаниях. Но наша программа не дает часы на повторение в должном объеме.

2. Успешное обучение зависит от многих факторов, но решающее значение имеют качественные учебники и эффективные методы обучения.

Школьный учебник – это нормативный документ, затрагивающий интересы населения всей страны. Учебник математики не только научная, но и педагогическая книга и поэтому должна содержать нужные педагогические элементы для успешного усвоения учащимися научных знаний. Не все учебники удачны и существуют в основном по инерции. А нам учителям нужно добиваться высокой успеваемости все учащихся.

3. Математика перестала быть престижной и необходимой – это еще одна из причин снижения уровня математической знаний школьников.

В настоящее время любой слабоуспевающий ученик может поступить либо в частный вуз, либо в государственный вуз на платные студенческие места, если есть деньги на оплату поступления и учения. Можно выбрать профессии, где математические знания не требуются. Почему выпускники получают двойки на ЕГЭ? В первую очередь из-за низкой арифметической культура, в жизнь школьников прочно вошли микрокалькуляторы, в результате утрачиваются вычислительные навыки.

4.Одной из основных причин стабильного снижения уровня математических знаний является отсутствие интереса к изучению предмета и биологический фактор у большинства учащихся.

Статистика и медики констатируют факт, что к окончанию школы остается лишь 5 % здоровых детей, остальные 95 % - не здоровы. Может ли учитель изменить ребенка, у которого по-другому функционирует мозг или нервная система? Нет, это невозможно и не стоит этого делать. Все школьники хотят быть успешными в учебе, но не все достигают этого в силу своих биологических и социально-психологических факторов. Причин влияющих на низкий уровень знаний много, перечислим лишь те, которые зависят от личности ученика: нестойкость усвоения знаний, низкий познавательный интерес, низкий уровень развития словесно-логического мышления, низкая работоспособность и т.д. Но ведь проблема еще и в том, что родители таких детей не хотят признавать, что это проблема их ребенка. Обвиняют во всем учебное заведение, не понимая, что можно создать более комфортные условия обучения, сделать процесс обучения более доступным, достаточно лишь поменять «лучшую» гимназию на общеобразовательную школу, учебу в ВУЗе на возможность получить профессию в средне-специальном учебном заведении и т.д.

5.Несовершенная оценка качества математического образования.

Общепринятый способ оценки качества математического образования – это результаты ЕГЭ и ГИА. С их помощью судят не только об уровне знаний учащихся, но и о качестве работы учителя. Но возникает вопрос о корректности такой оценки. Учителя работают в разных учебных заведениях, с разным уровнем изучения математики, с учениками, у которых разный уровень способностей, мотивации. Даже классы из одного учебного заведения могут разительно отличаться. Но результат оценки работы учителя идет по количеству баллов ЕГЭ и ГИА его учеников. Также существует негласный запрет на выставление двоек, считается, что если учитель поставил два, то это плохой учитель. Не учитывается квалификация учителя, его опыт, а также интеллектуальные возможности и способности его учеников.

С другой стороны задумка «честного» ЕГЭ и ГИА разбиваются о реалии сегодняшнего дня. В этом году варианты заданий за сутки были выложены в сети Internet, что позволило учащимся «прорешать» задания, подготовиться к решению более сложной второй части работы. В результате на «одну доску» были поставлены ученики, которые одиннадцать лет упорно трудились в школе и ученики, которые не прилагали никаких усилий для изучения математики. Обесценивается и труд ученика, и труд учителя. Возможно, результаты ЕГЭ и ГИА в этом году будут лучше по сравнению с предыдущими годами, но будет ли это реальное отражение качества математического образования.

В связи с обозначенными проблемами, считаем, что:

1. Необходимо углубленное изучение математики с 7 класса. Создание классов с углубленным изучением математики позволяет снизить отток сильных детей в физмат школы и лицеи, поднять «середнячков» на более высокий уровень.

2. Нужна предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов, где дети получают более детальное рассмотрение учебных тем, что позволяет повысить качество математической подготовки.

3. Необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся, создать ситуацию успеха для каждого ученика, способствовать развитию универсальных учебных действий.

4. Выставлять честные оценки, отражать реальную картину. Работать над снятием негласного запрета на «двойки».

5. Разрешить пользоваться на ЕГЭ по математике справочным материалом.

6. Работать в тесном сотрудничестве с родителями.

7. Необходима поддержка труда учителя со стороны государства.

И самое главное иметь крепкое здоровье.



  • Сертификаты:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152