Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Управление качеством математического образования

Деятельность районной методической службы по повышению качества математического образования (из опыта работы)

Павлова Валентина Степановна,
методист ИМО ГМЦ по Вахитовскому и Приволжскому районам г.Казани

Повышение качества математического образования - одна из целей методической работы в прошедшем 2012/2013 учебном году. Деятельность районной методической службы направлена на повышение профессионализма педагогов в области научно-методического обеспечения образовательного процесса, организации эффективного обучения учащихся на учебных занятиях.

Именно повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из условий повышения качества образования.

В 2012/2013 учебном году основными направлениями организации методической работы с учителями математики являлись:

- освоение нормативной правовой и научно-методической базы организации образовательного процесса по математике;

- повышение эффективности образовательного процесса по математике на основе его проектирования и реализации в рамках проблемно-деятельностного, личностно - ориентированного, компетентностного, дифференцированного подходов;

- повышение роли современных образовательных технологий в оптимизации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- развитие интеллектуального потенциала учащегося в образовательном процессе по математике.

Единый государственный экзамен - главный показатель качества образования. Определяющим фактором успешной сдачи ЕГЭ по математике по-прежнему является целостное и качественное прохождение учебного курса математики. Итоговое повторение и завершающий этап подготовки к экзамену способствуют выявлению и ликвидации проблемных зон в знаниях учащихся, закреплению имеющихся умений и навыков в решении задач, снижению вероятности ошибок. Результат может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по приведению знаний обучающихся к требованиям ЕГЭ.

Методическую работу с педагогами своих районов мы строим следующим образом.

Проводим полный глубокий анализ результатов ЕГЭ предыдущего года, что позволяет выявить проблемы, которые необходимо решать в течение следующего года. На основе данного анализа строится методическая работа с учителями математики по подготовке к ЕГЭ-2013. Формируется банк данных об учителях, работающих в 11 классах, причем особое внимание уделяется тем учителям, которые выпускают 11 класс впервые либо имели ранее низкие результаты выпускников. Для этого организуются обучающие семинары, мастер – классы, даются методические рекомендации по отработке западающих тем, изучаются все нормативные документы, создаются и распространяются творческими группами учителей математики аналитические, информационные и методические материалы.

Проведение всех этих мероприятий является подготовительной работой по организации и проведению мониторингов. В течение года проводятся диагностические работы в формате ЕГЭ по единым тестам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. По результатам диагностического тестирования проводится семинар для учителей математики района с полным анализом тестирования и методическими рекомендациями по дальнейшей подготовке учащихся к ЕГЭ. Учителю рекомендуется прежде всего точнее определить целевые установки, уровень знаний учащихся и проблемные зоны и в соответствии с этим выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Работа по повышению качества математического образования ведётся не только с учителями, но и с заместителями директоров, курирующих математику. По итогам первого полугодия обобщаются данные об успеваемости и качеству обучения по математике как по району, так и по всем школам. По результатам планируются и проводятся обучающие семинары для заместителей директоров. Например, интересно и продуктивно прошел семинар по теме «Реализация современных подходов к организации образовательного процесса по математике», на котором делились своим опытом работы завучи, имеющие высокое качество обучения учащихся по предмету.

В апреле 2013 года согласно приказу Управления образования г.Казани «О работе экспертного совета по качеству образования» и с целью изучения профессиональных затруднений педагогов образовательных учреждений, показавших низкие результаты выпускников по ЕГЭ, для оказания им методической помощи был организован выход в школы и проведены контрольные срезы учащихся 11 классов. Целью проведения контрольных срезов было определение уровня обученности учащихся, степени их готовности к ЕГЭ по математике, а также определения уровня педагогической коррекции знаний и умений выпускников при организации уроков заключительного повторения.

Содержание контрольно-измерительных материалов определялось требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по реализуемым образовательным программам. Задания составлялись в соответствии с демоверсией ЕГЭ-2013.

После проведения контрольных срезов у учащихся 11 классов был сделан полный анализ выполнения работ учениками и даны методические рекомендации как учителю, так и заместителю директора образовательного учреждения по дальнейшей подготовке к итоговой аттестации, по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, отработке западающих тем.

В школах, где выпускники показали низкие результаты ЕГЭ, были проведены собеседования с учащимися, учителями, администрацией для выявления причин низких показателей. К основным причинным можно отнести

- низкую мотивацию учащихся, частые пропуски занятий;

- отсутствие системы индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися;

- недостаточную работу со стороны учителя по отработке умений и навыков;

- недостаточный контроль со стороны администрации.

По итогам собеседований были подготовлены рекомендации, разработана программа действий для учителя и завуча.

В течение 2012/2013 учебного года велась работа по разработке методических рекомендаций по составлению рабочей программы по математике для 5 класса в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования второго поколения. Содержание математического образования в 5 классе служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических операций, необходимых в повседневной жизни. Системно - деятельностный подход к построению процесса обучения математике является основной характерной особенностью учебного предмета. В типах уроков нашла своё выражение последовательность этапов работы, обусловленная логикой разворачивания предметного содержания в рамках учебной деятельности. В соответствии с учебными действиями в рабочей программе использована типология деятельностных уроков А. К. Дусавицкого.

  • Презентация

  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152