Портал | Форум | Контакт 

Выпуски журнала

Свидетельство


Управление качеством математического образования

Городской экспертный совет по качеству образования: содержание и технологии организации

Шаяхметова Роза Искандеровна,
директор Городского методического центра г.Казани, к.п.н., доцент

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается потребность в педагоге, глубоко владеющем психолого-педагогическими и предметными знаниями, способном помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Сегодня необходима организация такого учебного процесса, главным звеном которого является учебная деятельность, построенная на основе освоения способов деятельности. Такая деятельность предполагает ориентацию на субъект-субъектные отношения, подразумевающие активную позицию обучающихся и наделение их ответственностью за сделанный выбор.

Другой важнейшей отличительной особенностью, тесно связанной с предыдущей, является ориентация стандарта второго поколения на результат образования, что коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов и, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого обучающегося и фундаментальному ядру содержания образования, и способам деятельности.

Потребность в педагоге нового типа предполагает изменение подходов к созданию в образовательном учреждении (ОУ) эффективных организационно-методических условий повышения его профессионального мастерства, карьерного роста.

Одну из значимых ролей в данном контексте призвана играть муниципальная методическая служба. В настоящее время ММС является действующим информационно-ресурсным центром и консультационным пунктом методической работы ОУ, объединяющим и развивающим профессиональное сообщество муниципалитета в условиях модернизации образования.

Данная статья раскрывает основные организационно-технологические этапы организации работы городского экспертного совета по качеству образования, сущность которого заключается в том, чтобы «открыть» в учителе новые ресурсы и возможности, развить его учительский потенциал в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации и ЕГЭ.

В целях экспертизы качества образования в общеобразовательных учреждениях г.Казани, мониторинга инновационной работы в данном направлении, а также для обобщения имеющегося положительного опыта образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений создан городской экспертный совет по качеству образования. Положение о деятельности экспертного совета, состав экспертных групп по предметам «русский язык» и «математика», а также план – график работы экспертного совета утверждены приказом Управления образования г.Казани.

Согласно положению одним из направлений деятельности городского экспертного совета является осуществление общественного контроля за качеством образования в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы. В течение полугодия экспертные группы по предметам «русский язык» и «математика» осуществляли выход в школы с целью изучения профессиональных затруднений педагогов образовательных учреждений, имеющих невысокие показатели качества образования по результатам ЕГЭ по математике и русскому языку. Таким образом, была проведена работа с педагогами и заместителями директоров более 100 образовательных учреждений г.Казани. Особое внимание было уделено тем школам, которые показали низкие результаты ЕГЭ по двум обязательным предметам (в 2012 году – 10 школ).

Итак, первым этапом работы экспертных групп стало изучение и выявление причин низких результатов итоговой аттестации учащихся. В связи с тем, что поэлементный анализ допущенных ошибок при выполнении экзаменационной работы передаётся лишь администрации школ, и экспертная группа не может дифференцировать «западающие зоны» учащихся конкретных школ, было принято решение провести инструктивно - методическое совещание с заместителями директоров и учителями, давшими низкую результативность, обратив внимание на необходимость системного подхода к анализу причин.

Субъектами анализа стали учащиеся, родители, учителя, администрация. Особый акцент был сделан на технологиях обучения и управления.

Диагностическая карта, предложенная для самоанализа, содержала следующие позиции: оценить работу учащихся, учителя, позицию родителей, деятельность административной команды, выявить формы работы директора, зам. директора и школьного методического объединения.

Результаты экспертной оценки качества образования позволяют констатировать следующее. Среди причин низких результатов ЕГЭ с позиции ученика чаще всего указываются: отсутствие мотивации, волнение на экзамене, увлечённость другими видами деятельности, ориентация на преодоление минимального порога при сдаче ЕГЭ, недостаточное владение навыками самоконтроля, пробелы в знаниях за курс основной школы, психологическая неподготовленность, недостаточно сформировано чувство ответственности учащихся за результат обучения, слабая посещаемость индивидуальных занятий.

Среди причин низких результатов ЕГЭ с позиции родителей чаще всего указываются: отсутствие контроля за выполнением домашних заданий, непосещение родительских собраний, воспитание детей в неполных семьях либо дети-сироты, низкий социальный статус, тяжёлое материальное положение.

Причины низких результатов ЕГЭ с позиции педагога: смена учителя, отсутствие системы индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми, незнание дифференцированных методик занятий с учащимися разных стартовых возможностей, слабое оснащение необходимой материально-технической базой, загруженность учителя, большая часовая нагрузка, акцентирование внимания только на выполнении заданий части А, В, недостаточный опыт работы в старших классах, непринятие во внимание психолого-индивидуальных особенностей, отсутствие тесного контакта с родителями, отсутствие личного опыта сдачи ЕГЭ в рамках аттестации, молодой специалист, недостаточное количество часов по предмету, эмоциональное выгорание.

Среди причин низких результатов ЕГЭ с позиции администрации школы чаще всего указываются: недостаточный контроль за работой учителей по подготовке к ЕГЭ, недостаточный уровень организации дифференцированной работы с учениками, родителями, учителями, недостаточное изучение методической подготовленности учителей, несистематический контроль за работой школьных методических объединений, вновь назначенный заместитель директора.

Анализ форм работы в общеобразовательных учреждениях показал, что около 30% учителей не работали в тренинговой системе, при этом многие сами не проходили тестирование в формате ЕГЭ, что свидетельствует, во-первых, о недостаточном уровне предметной подготовки самих педагогов, во-вторых, о недостаточном уровне методической и психолого-педагогической подготовки учителей.

Также отмечается смещение функционала руководителей (директора, зам. директора) в направлении только организационной функции (проведение педагогических советов, совещаний, собраний и т.д.). Ослаблена аналитико-контролирующая и организационно-методическая деятельность руководителей образовательных учреждений: слабо организован внутришкольный контроль с посещением и анализом уроков, не организована обучающая деятельность педагогов в тренинговом формате и т.д. Кроме того, на низком уровне находится психологическое сопровождение ЕГЭ в большинстве общеобразовательных учреждений: деятельность школьных педагогов-психологов, как правило, ограничивается рекомендациями учащимся и родителям непосредственно перед экзаменом.

Одним из результатов деятельности экспертных групп является разработка программы оказания точечной помощи педагогам, имеющим затруднения при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку и математике. Разработка такой программы осуществляется тьюторами совместно с руководителями районных методических объединений. Основной задачей реализации программы является поиск путей решения профессиональных проблем педагогов в области подготовки учащихся к ЕГЭ, трудностей в организации процесса обучения слабоуспевающих обучающихся. Так как диагностика профессиональных затруднений позволила дифференцировать западающие зоны в деятельности педагогов, организуются занятия в малых группах для учителей, имеющих недостаточный уровень предметной подготовки, низкий уровень владения методическими приемами и формами дифференцированной работы с учащимися разных стартовых возможностей.

Понимая, что не «натаскивание» на контрольно-измерительные материалы дает истинное качество образования, а только грамотный учитель способен обеспечить эффективность образования, большое значение уделяется обобщению и распространению эффективного педагогического опыта. С этой целью в городе функционируют ресурсные центры по распространению педагогического опыта по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Статус ресурсного центра присвоен учреждениям образования, имеющим высокие показатели сдачи ЕГЭ по предметам, положительную динамику результатов единого экзамена в течение некоторого периода, имеющему кадровые, материально – технические, методические, информационные ресурсы для эффективной деятельности по распространению опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ. В планах работы ресурсных центров обозначен день консультаций для педагогов по любым вопросам, связанным с проблемами подготовки учащихся к аттестации.

По итогам деятельности экспертных групп на базе Городского методического центра г.Казани было проведено научно-методическое совещание, где членами экспертных групп были рассмотрены причины низких результатов единого экзамена и даны следующие рекомендации:

1. Усилить работу по повышению учебной мотивации учащихся через целенаправленную и системную организацию психолого-педагогического сопровождения (психологические тренинги для учащихся по созданию благоприятной психологической среды, более широкое использование дифференцированного подхода к подготовке учащихся к аттестации на диагностической основе).

2. Пересмотреть систему работы школьных методических объединений, направить их усилия на проведение в первую очередь практикумов, тренингов с целью овладения учителями педагогическими приемами дифференцированного подхода к обучению учащихся, методическими приемами отработки всех видов заданий ЕГЭ, освоение педагогами современных педагогических техник и внедрение их в деятельность.

3. Руководителям общеобразовательных учреждений усилить внутришкольный контроль с методической составляющей (посещение и анализ уроков, мониторинг промежуточных результатов обучения учащихся и не только в выпускном классе, на протяжении всего периода обучения учащихся в школе).

4. Провести разъяснительную работу с педагогическими кадрами о необходимости прохождения тренингового тестирования по предмету, не дожидаясь периода аттестации.

5. Методистам ММС продолжить работу по мониторингу предметной компетентности педагогов в области подготовки к итоговой аттестации.



  • Сертификат:







  • Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2024.
    Муниципальное бюджетное методическое учреждение «Городской методический центр» г. Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152