Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Мир увлечений
  • Театральная педагогика – прививка творчества

    Галямова Оксана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы 1 кв. категории
    Кузнецова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы 1 кв. категории МАОУ СОШ №165 г.Казань

    Любите ли вы театр, как любим его мы? Этот вопрос можно услышать от учеников школы № 165, в которой театр является одним из популярных видов творчества. Ежегодно учителя русского, английского, татарского языков вместе с ребятами занимаются постановками пьес, литературно-музыкальных композиций, участвуют в театральных конкурсах районного и городского уровня. Наши спектакли с удовольствием смотрят и дети, и учителя, и родители. Ученики-актеры охотно проявляют себя в подобных мероприятиях, всегда находятся желающие раскрыться на сцене. Для ребят это что-то необычное, вносящее яркое разнообразие в школьную жизнь, впрочем, и так насыщенную событиями.

    К сожалению, у нас в школе профессионального театра нет, нет и руководителя, который бы вел сценическую студию. Отсутствуют помещение для репетиций и костюмерная. Ставя спектакли на голом энтузиазме и азартном вдохновении, каждое филологическое объединение педагогов справляется собственными силами: сами себе сценаристы, режиссеры, актеры, гримеры, декораторы. Это нелегко – совмещать театральную деятельность с основной работой.

    Прекрасно, с профессиональным мастерством играют на сцене наши учителя татарского языка. У нас же, русских словесников, есть желание, но нет времени самим участвовать в спектаклях, мы с большим трудом изыскиваем его для репетиций с детьми. Школа работает в две смены, расписание очень плотное, занимаются различные кружки, актовый зал практически всегда занят (в нем не только проводят занятия хореографические коллективы, но иногда и музыкальная школа). В планах администрации школы – расширение здания и решение этой проблемы.

    В этом учебном году методическое объединение учителей русского языка вместе с учениками решило поучаствовать в конкурсе «Русская драма», проходившем в несколько туров – районном и городском. Написали сценарий по юмористическим рассказам Чехова, легко поддающимся инсценировке, и отрывку из «Вишневого сада». Каждый учитель репетировал свою часть спектакля со своими учениками, а затем всем коллективом. Наверное, это сложный путь, вечно мы замахиваемся на что-то грандиозное и большое. Но главные преимущества такого способа театральной педагогики – возможность показать талантливых детей из всех параллелей, всех возрастов, сплотить их в общем деле и каждому учителю реализовать свой творческий потенциал. Действительно, получается массовый, зрелищный, грандиозный спектакль, в который каждый вносит свою лепту.

    Итак, как начинается эта работа? С заинтересованными, среди которых не только «звезды» учебы, но и слабоуспевающие, нерадивые ученики, сначала читаем сценарий, распределяем роли, читаем, читаем и учим их. Желательно делать это сразу на сцене, но поскольку зал может быть занят, репетируем в классе. Важно поймать тот момент, когда и у детей уроки закончились, и ты освободилась. Не всегда присутствуют все участники спектакля: кто-то заболел, у кого-то соревнования или какие-то другие обстоятельства. Кто-то еще до сих пор не выучил роль – читает по бумаге. Наконец спустя полтора-два месяца приходит время объединить все эпизоды, и мы собираемся на сводную репетицию.

    И вот долгожданная премьера! Сначала для учеников нашей школы. Зал полный. Мы, учителя, волнуемся не меньше своих подопечных, которые суетятся за кулисами. Зрители постановку смотрят затаив дыхание, иногда тишину взрывают смех (Чехов все-таки, а наши играют так правдоподобно, так вжились в роли) и аплодисменты. Затем тур районного конкурса, жюри приходят к нам. Вновь при полном зале даем «Художественный мир Чехова, или невидимые миру слезы». Решение судей, уже посмотревших русские драмы других школ, единогласно: I место! Готовимся к городскому туру, который должен пройти в ЦДТ имени Алиша.

    Начинается самое интересное. Приезжаем с костюмами и чемоданами реквизита в назначенное время. Выступаем последние.... в пустом зале, перед жюри, разумеется. Оказывается, во избежание столпотворения театральных коллективов и длительного ожидания организаторы конкурса приглашали участников к определенному времени.

    Наши актеры были разочарованы: они приехали себя показать и других посмотреть. Однако все же старались и сыграли хорошо. Правда, без полета и блеска в глазах. Жидкие аплодисменты, «спасибо, спасибо, молодцы». Гулкое эхо холодного зала ЦДТ наводило тоску. Мы – 4 учителя, руководители и сопровождающие – тоже в недоумении: да, толкотни, шума и всего, чем сопровождается массовый конкурс, не было. Но все же театр – публичное зрелище. И для детей так важен дух соперничества. Кто же победитель?

    Неприятным сюрпризом стало и то, что результаты должны были объявить через три с лишним недели, позвонят или пришлют по электронке. Ждем. Давно прошло 16 апреля – назначенная дата. Звоним сами. Безрезультатно. Да еще 10 дней не работал телефон в ЦТД. Каждый день наши актеры приходили и спрашивали о результатах конкурса. Нам нечем их было обрадовать. Мы сами были расстроены долгим ожиданием и отсутствием обратной связи с организаторами конкурса. Ребята поддерживали нас своим бодрым, оптимистичным «что ж, будем ждать!».

    В конце мая до школы дошла весть, что никакого места мы не заняли, а грамота за участие в конкурсе – «Лучшему театральному коллективу» (?!) – потерялась в недрах то ли ЦДТ, то ли ЦВР (а была ли грамота?..) Конечно, мы работаем не для грамот, и дети выступали потому, что им это нравится, они хотят чему-то научиться. Однако мы, учителя, никак не можем документально подтвердить участие в конкурсе, что нужно для аттестации и других форм отчетности. К сожалению, труд учителя оценивается количеством собранных бумаг. НО! Несмотря на то, что мы ничего не заняли, ничего не получили (как не получили, а общение друг с другом, с любимыми учителями, радость от успеха, открытие и познание себя и жизни), задор ребят и желание играть на сцене у них не пропало. В последние дни учебного года нас с надеждой спрашивали: «А что мы будем показывать в следующем учебном году»? А неучаствующие просили: «Можно, я тоже кого-нибудь сыграю»? Слыша это, сразу забываешь все неприятные моменты, начинаешь строить планы на следующий театральный сезон. Поистине театральная педагогика – прививка творчества, а без творчества нет и учителя.


      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152