Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Управление процессом воспитания
  • Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – важный компонент социального заказа для образования

    Шаяхметова Роза Искандеровна, директор Городского методического центра Управления образования г.Казани, к.п.н., доцент

    Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как культура, духовность и нравственность. Их возрождение следует начинать с детства.

    Начинаться систематическое обучение нравственности в доступных возрасту формах должно с первых дней пребывания ребенка в школе.

    Изучение опыта работы школ убеждает в том, что многие педагоги считают младший школьный возраст «спокойным». Но, изучая практический педагогический опыт, можно прийти к выводу, что в начальных классах безнравственные поступки не всегда проявляются открыто. Такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, уважение к старшим, по мнению многих ученых – психологов, педагогов закладываются именно в этом возрасте. Психологи подчеркивают, что дети данного возраста характеризуются полным доверием к взрослому, особенно к учителям и родителям. В связи с этим важное значение для нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые служат детям образцом для подражания и основным источником моральных знаний.

    Нравственные правила поведения человека не связаны с определенным возрастом, они относятся и к маленьким, и к большим. И только при условии, если с детства привыкнешь с уважением относиться к окружающим людям, быть внимательным, предупредительным, бескорыстным, то станешь настоящим человеком, легким и приятным в общении, умеющим хорошо работать.

    Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста остро ощущается в наши дни, когда происходит нравственная деградация общества, утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека.

    Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (например, совести, долга, ответственности, гражданственности),
  • нравственного облика (терпимости, терпения, милосердия и т.п.),
  • нравственной позиции (готовности к преодолению жизненных испытаний, способности различать добро и зло и т.п.),
  • нравственного поведения (готовности служения людям, доброй воли и культуры мира и т.п.).
  • Формирование духовно-нравственной культуры у обучающихся – сегодня новое направление в содержании образования, которое является идеологической и методологической базой (ядром) ФГОС нового поколения.

    Задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

    В Концепции «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России» такой идеал обоснован – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Несомненно, в программе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения должен быть отражён национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ). Необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.

    Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей.

    Безусловно, обучение неотделимо от воспитания, а главное воспитательное воздействие на ребенка в современной школе оказывает обучение. Вот почему вопросы стандартизации общего образования, в том числе, вопрос, чему мы будем учить детей и молодежь, – поистине жизненно важные вопросы. Какие же духовные и нравственные ценности призвана и должна формировать в наших детях современная школа?

    По мнению ученых, «целостное духовно-нравственное образование и воспитание ученика возможно только на основе определенной духовной (мировоззренческой) и соответствующей ей культурной традиции. В том числе системы морали. Возможно ли такое образование и воспитание детей в школе? Безусловно, да, оно уже существует: сотни тысяч детей уже приобщаются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях к духовным и нравственным ценностям православия, ислама, иудаизма. Религии народов России никуда не уйдут ни из российского общества, ни из российской школы. Они заняли в ней достойное место, и необходимо сделать так, чтобы не были нарушены ничьи права и законные интересы. Конституция России зафиксировала запрет на установление и единой, обязательной для всех, официальной религии, и так же единой, официальной и обязательной идеологии.

    Общее гражданское воспитание предусматривает формирование, культивирование в школе, в обучении и внеучебной деятельности детей совокупности общегражданских духовных и нравственных ценностей, не затрагивающих принципиальных мировоззренческих различий.

    Реализуя установку на новые подходы в организации воспитательной работы в учреждениях образования, можно сказать, что для дальнейшего развития образования и воспитания в Республике Татарстан большое значение имеет углубление внимания к истории, традициям, национальной культуре народов, во многом связанным по своей исконной сущности и с религиозной культурой.

    В данном случае мы обращаем внимание на проведение занятий в 4-х классах по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с новыми образовательными стандартами с детьми младшего школьного возраста на примере нравственных ценностей национальной культуры народов Татарстана, а также интеграции религиозной культуры и содержания учебно-воспитательного процесса светской школы.

    Ставя задачи бережного отношения и сохранения всего лучшего, что присуще национальной культуре и ее историческому опыту, и, в частности опыту воспитания подрастающего поколения на народно – национальных традициях, трудно представить себе дальнейшее развитие этого опыта, без учета лучших традиций воспитания, присущих религиозной культуре. Своеобразно трактуется в религиозных источниках сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания – кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек. На протяжении многих веков Священные книги являлись азбукой нравственности для многих поколений, поскольку в нем сосредоточены моральные нормы жизнедеятельности человека, прошедшие испытания временем. Таким образом, в качестве одного из средств обогащения системы нравственного воспитания в современной школе в ключе нетрадиционных подходов мы рассматриваем воспитательные возможности религиозной культуры, представленной в ее источниках и сохранившихся и по сей день в народных традициях, обычаях, нравах, характерных для значительной части населения России, и в частности Республики Татарстан. Обосновывая степень значимости религиозной культуры как воспитательного средства, мы исходим, прежде всего, из признания за ним силы духовно-нравственного порядка, способной внести свой вклад в нравственном совершенствовании подрастающего поколения.

    Эффективность уроков по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определяется не только наличием предметных знаний, но и степенью их усвоения. Область нравственных понятий требует от учащихся умения «увидеть» их, оценить («добро» и «зло»), систематизировать и обобщить в правила.

    Таким образом, на основе национального воспитательного идеала определяются общие задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся:

    В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле. должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  • осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
  • В области формирования социальной культуры:

  • воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
  • В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;
  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
  • Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152