Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как культура, духовность и нравственность. Их возрождение следует начинать с детства.
Начинаться систематическое обучение нравственности в доступных возрасту формах должно с первых дней пребывания ребенка в школе.
Изучение опыта работы школ убеждает в том, что многие педагоги считают младший школьный возраст «спокойным». Но, изучая практический педагогический опыт, можно прийти к выводу, что в начальных классах безнравственные поступки не всегда проявляются открыто. Такие нравственные качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, уважение к старшим, по мнению многих ученых – психологов, педагогов закладываются именно в этом возрасте. Психологи подчеркивают, что дети данного возраста характеризуются полным доверием к взрослому, особенно к учителям и родителям. В связи с этим важное значение для нравственного развития детей младшего школьного возраста имеет расширение сферы и содержания их общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые служат детям образцом для подражания и основным источником моральных знаний.
Нравственные правила поведения человека не связаны с определенным возрастом, они относятся и к маленьким, и к большим. И только при условии, если с детства привыкнешь с уважением относиться к окружающим людям, быть внимательным, предупредительным, бескорыстным, то станешь настоящим человеком, легким и приятным в общении, умеющим хорошо работать.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста остро ощущается в наши дни, когда происходит нравственная деградация общества, утрачены связи с традициями и обычаями духовного воспитания человека.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
Формирование духовно-нравственной культуры у обучающихся – сегодня новое направление в содержании образования, которое является идеологической и методологической базой (ядром) ФГОС нового поколения.
Задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
В Концепции «Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России» такой идеал обоснован – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Несомненно, в программе духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения должен быть отражён национальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе воспитания ребёнка активно участвуют не только традиционные субъекты (семья и образовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой информации (СМИ). Необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиального вопроса о том, на воспитание какого человека направлены непосредственные или опосредованные их усилия.
Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации национальных педагогических приоритетов. При этом национальный воспитательный идеал должен стать принципиальной основой социального партнёрства как способа взаимодействия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Безусловно, обучение неотделимо от воспитания, а главное воспитательное воздействие на ребенка в современной школе оказывает обучение. Вот почему вопросы стандартизации общего образования, в том числе, вопрос, чему мы будем учить детей и молодежь, – поистине жизненно важные вопросы. Какие же духовные и нравственные ценности призвана и должна формировать в наших детях современная школа?
По мнению ученых, «целостное духовно-нравственное образование и воспитание ученика возможно только на основе определенной духовной (мировоззренческой) и соответствующей ей культурной традиции. В том числе системы морали. Возможно ли такое образование и воспитание детей в школе? Безусловно, да, оно уже существует: сотни тысяч детей уже приобщаются в государственных и муниципальных образовательных учреждениях к духовным и нравственным ценностям православия, ислама, иудаизма. Религии народов России никуда не уйдут ни из российского общества, ни из российской школы. Они заняли в ней достойное место, и необходимо сделать так, чтобы не были нарушены ничьи права и законные интересы. Конституция России зафиксировала запрет на установление и единой, обязательной для всех, официальной религии, и так же единой, официальной и обязательной идеологии.
Общее гражданское воспитание предусматривает формирование, культивирование в школе, в обучении и внеучебной деятельности детей совокупности общегражданских духовных и нравственных ценностей, не затрагивающих принципиальных мировоззренческих различий.
Реализуя установку на новые подходы в организации воспитательной работы в учреждениях образования, можно сказать, что для дальнейшего развития образования и воспитания в Республике Татарстан большое значение имеет углубление внимания к истории, традициям, национальной культуре народов, во многом связанным по своей исконной сущности и с религиозной культурой.
В данном случае мы обращаем внимание на проведение занятий в 4-х классах по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в соответствии с новыми образовательными стандартами с детьми младшего школьного возраста на примере нравственных ценностей национальной культуры народов Татарстана, а также интеграции религиозной культуры и содержания учебно-воспитательного процесса светской школы.
Ставя задачи бережного отношения и сохранения всего лучшего, что присуще национальной культуре и ее историческому опыту, и, в частности опыту воспитания подрастающего поколения на народно – национальных традициях, трудно представить себе дальнейшее развитие этого опыта, без учета лучших традиций воспитания, присущих религиозной культуре. Своеобразно трактуется в религиозных источниках сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания – кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопления в личности нравственных качеств и полезных привычек. На протяжении многих веков Священные книги являлись азбукой нравственности для многих поколений, поскольку в нем сосредоточены моральные нормы жизнедеятельности человека, прошедшие испытания временем. Таким образом, в качестве одного из средств обогащения системы нравственного воспитания в современной школе в ключе нетрадиционных подходов мы рассматриваем воспитательные возможности религиозной культуры, представленной в ее источниках и сохранившихся и по сей день в народных традициях, обычаях, нравах, характерных для значительной части населения России, и в частности Республики Татарстан. Обосновывая степень значимости религиозной культуры как воспитательного средства, мы исходим, прежде всего, из признания за ним силы духовно-нравственного порядка, способной внести свой вклад в нравственном совершенствовании подрастающего поколения.
Эффективность уроков по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определяется не только наличием предметных знаний, но и степенью их усвоения. Область нравственных понятий требует от учащихся умения «увидеть» их, оценить («добро» и «зло»), систематизировать и обобщить в правила.
Таким образом, на основе национального воспитательного идеала определяются общие задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся:
В области формирования личностной культуры:
В области формирования социальной культуры:
В области формирования семейной культуры:
Образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).