Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Дошкольная академия
  • Организация работы мини-музея в ДОУ как одно из средств развития личности ребенка дошкольного возраста

    Зарубина Фирдаус Авзаловна, заведующий МАДОУ – д/с № 313,
    Садретдинова Эльвира Мударрисовна, старший воспитатель МАДОУ – д/с № 313, г.Казань

    Современный детский сад все в большей степени становится открытой культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15-20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует разных форм и приемов работы, как традиционных, так и инновационных.

    Создание, распространение, внедрение и использование новых форм и методов работы, характерных для музейной педагогики – инновационное направление в деятельности нашего детского сада. Причиной нововведений является активный поиск путей решения существующих проблем – у нас существовала такая проблема – хотелось разнообразить формы работы с детьми, расширить их кругозор, обогатить предметно-развивающую среду детского сада. Именно поэтому в нашем детском саду решили создать собственный музей, пусть и маленький. Нашли небольшое свободное помещение, оборудовали стендами, полочками для предметов экспозиции. И сегодня мини-музей – неотъемлемая часть развивающей среды нашего ДОУ.

    Наш музей «мини» - во-первых, потому что занимает небольшое пространство; во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей; а в-третьих, потому что он все-таки не настоящий музей.

    Для организации работы мини-музея должны быть соблюдены следующие принципы: научность (вся информация должна быть из проверенных источников, быть правдивой, научной); предметность, наглядность (основу экспозиции составляют подлинные предметы, большое количество наглядного материала); эмоциональность (речь экскурсовода яркая, образная, эмоциональная); интерактивность (для активизации внимания детей подбираются вопросы, загадки, игры, игровые системы, занятия-диалоги, обязательно должны быть экспонаты, которые можно потрогать, понюхать, рассмотреть поближе. У детей появляется интерес, обучение становится более эффективным). Экспозиции в нашем мини-музее не являются стационарными.

    Тематика экспозиций обусловлена календарным планом:

    Месяц

    Тематика экспозиций мини-музея

    Сентябрь

    · «Мой родной город – Казань»

    Октябрь

    · «Осенняя фантазия»

    Ноябрь

    · «Конвенция о правах ребенка»

    · «День матери»

    Декабрь-январь

    · «Мастерская Деда Мороза»

    · «Вот какой он разный – Новый год»

    Февраль

    · «Музей защитника Отечества»

    Март

    · «О, женщина!»

    · «Музей камня»

    Апрель

    · «Музей космонавтики»

    · «День Земли»

    Май

    · «9 мая – День Победы»


    Экспозиция «Казань – мой родной город»

    Самая первая экспозиция, с которой и началось создание мини-музея, - это экспозиция, посвященная 1000-летию Казани. Впервые она была создана в 2005 году и с тех пор ежегодно, в сентябре, после празднования 30 августа «Дня города», экспозиция выставляется для всеобщего обозрения. Наш детский сад на протяжении многих лет работает по образовательному проекту «Я живу в Казани», автором которого является Зарубина Ф.А. Посещение экспозиции «Казань – мой родной город» помогает в реализации этого проекта. Начинается экспозиция со странички «История города». Здесь представлены самые известные, доступные пониманию детей легенды о Казани, иллюстрации древнего города. А рассказ ведет сам Зилант – мягкая игрушка в руках воспитателя, которую сшили наши педагоги.

    Следующая страничка – «Культура Казани», здесь представлено народно-прикладное искусство - украшения, ичиги, элементы народных костюмов; а также портреты известных культурных деятелей – наших земляков – Федора Шаляпина, Габдуллы Тукая, фотографии их памятников. Мини-архитектурные формы – Спасская башня, башня Сююмбеки, театр им. Г.Камала – также выполнены руками наших педагогов.

    Страничка «Казань современная» - это праздники «День города», Сабантуй, спортивные достижения наших известных команд – «Ак Барс», «Рубин», «Уникс».

    Для активизации внимания детей прямо в мини-музее мы предлагаем детям собирать различные коллажи, мозаики, пазлы – только картинки мы используем с изображением достопримечательностей города. Из разрезных картинок или строительного материала собираем Спасскую башню или башню Сююмбеки. Для закрепления знаний о национальном костюме играем в игру «Одень девочку» или «Одень мальчика».

    Воспитание чувства патриотизма, гражданственности начинается с воспитания любви к своей семье, дому, улице, родному городу. В этом нам помогает посещение экспозиции «Казань – мой родной город».

    Экспозиция «Конвенция о правах ребенка»

    Основная работа по знакомству с правами старших дошкольников, воспитание и развитие правового мировоззрения и нравственных представлений, воспитание чувства самоуважения, уважения и толерантного отношения к другим людям проводится на мероприятиях непосредственной образовательной деятельности, в свободной деятельности детей в группе и на прогулке.

    В нашем детском саду при посещении мини-музея есть возможность глубже познакомить детей с таким документом, как «Конвенция о правах ребенка». Ежегодно к 20 ноября в мини-музее разворачивается эта экспозиция: 20 ноября 1989г. – день принятия Генеральной ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка, этот день стал Всемирным днем прав ребенка. С помощью ярких иллюстраций, детских стихов, дети знакомятся с основными статьями Конвенции, составляют «цветик-семицветик» со схематичным изображением этих прав; отвечают на вопросы по тем сказкам, где были ущемлены права тех или иных героев. Одна из целей экспозиции – правовое просвещение родителей. Проведя предварительно анкетирование родителей по этой теме, мы выяснили, что взрослые имеют слабое представление о правовой защите детей, в частности, о Конвенции о правах ребенка. Для решения этой задачи мы размещаем необходимую наглядную информацию по теме, включаем этот вопрос в групповые родительские собрания. В определенный день, по графику, приглашаем наших родителей посетить мини-музей. Наш внештатный директор музея проводит с ними экскурсию. Большое количество наглядности помогает донести до сознания слушателей необходимую информацию. Отзывы родителей о посещении экспозиции всегда только положительные.



    Экспозиция «Музей камня»

    Цель создания данной экспозиции – знакомство детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, развитие мышления, тактильного внимания, моторики рук.

    В целом вся экспозиция рассказывает о мире камней, его красоте и разнообразии. Экскурсоводом здесь может быть сама Хозяйка Медной горы – воспитатель, который надевает корону и накидку. Предварительно, в группе воспитатель рассказывает сказки Бажова и детям очень интересно посетить «владения» Хозяйки Медной горы.

    Камни-самоцветы и многочисленные изделия очень красивы и всегда привлекают внимание детей и взрослых. На их примере можно объяснить детям, как человек использует камни. Дети трогают, гладят камни, играют с «ящиком ощущений», выкладывают сериационные ряды – от самого маленького до самого большого, от самого светлого до самого темного, от самого гладкого до самого шершавого, от самого округлого до самого острого и т.п.

    При посещении данной экспозиции также используются игры на развитие тактильного внимания. Например, детям дается информация, что камни бывают на ощупь самые разные – холодные, теплые, гладкие, шероховатые. Используем «ящик ощущений»: ребенок должен на ощупь догадаться, какой камень у него в руках.

    Также можно ввести элементы экспериментирования – предлагаем детям разобраться – почему камни бывают разноцветными? Можно предложить детям скатать несколько цветных кружочков пластилина и поставить их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. При этом педагог говорит: «Проходило время... Миллионы лет... каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один пласт...». С помощью пластмассового ножичка дети разрезают пластилин и рассматривают полосатые срезы. Задание: найти в мини-музее камни, которые образовались подобным образом.

    Для того чтобы детям лучше понять, как вода, ветер разрушают камни, проводим игру – физкультминутку (иллюстрирует процесс разрушения горы):

    Стоит гора-старушка (поднимают руки вверх)

    До небес макушка (тянутся на цыпочках)

    Ее ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук),

    Ее дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

    Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам)

    И камушки теряет (педагог дотрагивается, дети «откатываются» от горы)

    Раскатились камушки,

    И с той самой поры

    Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

    Посещение этой экспозиции расширяет у детей представления о различных природных объектах, развивает экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

    В заключение хочется еще раз подчеркнуть – наш мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды детского сада. Слово «музей» стало для наших воспитанников привычным и привлекательным. Желательно, чтобы в каждом дошкольном учреждении появилось место, оборудование, а главное, желание для создания собственного музея.

      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152