Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Учитель после уроков
  • Формирование культуроведческой компетентности учителя на основе деятельностного метода

    Галеева Ирада Шамильевна, методист Городского методического центра Управления образования г. Казани, заслуженный учитель РТ

    За последнее десятилетие образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, касающиеся методологической базы, содержания, технологичности учебного процесса и образовательных результатов.

    В свете новых требований, предъявляемых обществом к уровню подготовки подрастающего поколения, была разработана и Концепция духовно-нравственного воспитания, где чётко сформулированы государственные приоритеты. Определённая ответственность в данном обновлении возложена на гуманитарное образование, в частности, филологическое. Готов ли учитель реализовать данную миссию, возложенную на учебные заведения? Нам не известны мониторинговые исследования, дающие ответ на этот вопрос, и одна из причин - в изменении образовательной парадигмы.

    Однако реалии таковы, что сегодня опубликованы программы по предметным областям в соответствии с новыми стандартами образования, и они предъявляют иные требования к профессиональной культуре педагога: владение предметными, коммуникативными, социокультурными и культуроведческими компетенциями. Не знаниями, а именно компетенциями, и, несмотря на неоднозначность трактовки данного термина дидактами, мы понимаем, что речь идёт о несколько иных подходах к профессионализму современного учителя, поскольку новые смыслы и ценности образования - это культура взаимодействия, развития творчества, диалогического общения, порождения смыслов учебной деятельности в процессе обучения, педагогической поддержки саморазвития и т.д. Определяет ли диплом о высшем образовании уровень этих компетенций? Сегодня этот вопрос перерастает в проблему, решать которую предстоит совместными усилиями специалистам высшей школы и методической службе.

    Остановимся на культуроведческой компетенции учителя. В методике преподавания русского языка понятие культуроведческой компетенции уже вошло в лингвометодический тезаурус. В работах Е.А. Быстровой, А.Д. Дейкиной, , С.И. Львовой, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой, Н.М. Шанского и др. обосновывается роль предмета «Русский язык» в развитии национального самосознания, в формировании представлений о родной культуре как материальной и духовной ценности.

    Какими средствами и путями можно её формировать, развивать? Прежде всего, освоением самими учителями понятия «культура», осознанием русского языка как предмета изучения и как явления национальной культуры. В современной методике произошло переосмысление целей изучения русского языка: сегодня ставится задача овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. И средством постижения языка как составляющей национальной истории и культуры становится именно культуроведческая компетенция. Актуальность её несомненна и в аспекте познания традиций и обычаев народов, живущих на огромном пространстве нашей страны, и в осознании их роли в формировании растущего поколения. С другой стороны, русский язык должен быть раскрыт как самобытный, уникальный и богатый язык в сопоставлении с другими культурами, что позволит обучающемуся усвоить не только русскую, но и «инонациональную» культуру.

    Важную роль в решении данной проблемы для ученика играет текст, с которым он работает на уроке, но насколько будет глубоким и обширным познавательный процесс, зависит от читательской компетентности ребёнка и уровня профессиональной компетентности учителя.

    Сегодня технология работы методиста с учителем должна исходить из ответов на вопросы: какова цель методического сопровождения, что мы делаем, когда это целесообразно делать, как нужно формировать компетенции учителя и как провести мониторинг. На наш взгляд, существующая система повышения квалификации педагогов требует иных подходов, модернизации программ и активных форм организации занятий, таких, как: игровое моделирование, педагогический эксперимент, тренинги, проектная деятельность, педагогическая мастерская. И программные модули должны быть не только психолого-педагогической направленности.

    Стремление к овладению частными методиками, оттачивание приёмов преподавания отдельных предметных тем привело к снижению методологической культуры педагога, его эрудиции, общекультурного уровня. Курсовая подготовка не даёт учителю информации о современных тенденциях развитии языка, о современных лингвистических концепциях и школах, о литературных тенденциях 21 века и т.д.

    Мы не говорим о недавнем выпускнике вуза, речь идёт о среднестатистическом учителе. Уповать только на самообразование нельзя, нужно построить такую обучающую среду, когда после теоретического блока на основе деятельностного метода педагог демонстрирует осознание им самим кумулятивной функции языка. Такая работа с учителем может быть проведена в формате краткосрочных курсов, стажировки на базе федеральных университетов, центров повышения квалификации.

    Какие же темы требуют своей актуализации в профессиональной подготовке педагога? Это: язык как национальная культурная ценность; единицы языка (культурные концепты, базовые концепты - основы национальных образов и символов), прецедентные тексты как отражение национальной культуры; русский речевой этикет; культура межнационального общения, культурный плюрализм, ментальность, национальный характер, языковая картина мира.

    Модернизация знаний учителя русского языка приведёт к информационному погружению в предмет, к структуризации знания (а следовательно, позволит использовать их в конкретной деятельности), конструированию нового содержания предмета на вариативной основе, системному видению места и роли предметной области в образовании. Вспомним Европейский проект Балтийских стран «Учиться, чтобы делиться», в котором выделены составляющие компетенции: знания и навыки, необходимые для их реализации; позиция и поведение; постижение и понимание; знание прошлого и предвидение будущего. В контексте рассматриваемой проблемы данный проект является своеобразным дидактором для подготовки педагога.

    Необходимо остановиться и на таком компоненте педагогической культуры учителя, как технология. На практике мы наблюдаем подчас смешение понятий «методика», «технология», «приём», «техника». Это показатель дидактической подготовки учителя, поэтому целесообразно формирование профессиональных компетенций проводить в условиях педагогических мастерских, лингвистических лабораторий, осуществляя практико-ориентированный подход и реализуя принцип дифференциации. Только «опыт вручную» на основе проектирования заданий с использованием разнообразных педагогических техник, урока на основе системно-деятельностного подхода, проблемно-развивающего обучения, на основе «диалога культур» позволит учителю осознать ценность приобретённых компетенций и сделать выбор в пользу методического инструментария. Итогом может стать фестиваль «Мастер педагогической технологии», который продемонстрирует базовые ценности педагога, его знания, методологическую культуру, гражданскую позицию, техники коммуникации, а самое главное - учителя как представителя национальной культуры.


    Литература

    1.Быстрова Е.А. «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания»//Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. -436 с.

    2. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 229 с.

    3. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 1993.

    4. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003.

    5.Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008.

    6.Львова С.И. «Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания»//Русская словесность, 2004. - №3.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152