За последнее десятилетие образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, касающиеся методологической базы, содержания, технологичности учебного процесса и образовательных результатов.
В свете новых требований, предъявляемых обществом к уровню подготовки подрастающего поколения, была разработана и Концепция духовно-нравственного воспитания, где чётко сформулированы государственные приоритеты. Определённая ответственность в данном обновлении возложена на гуманитарное образование, в частности, филологическое. Готов ли учитель реализовать данную миссию, возложенную на учебные заведения? Нам не известны мониторинговые исследования, дающие ответ на этот вопрос, и одна из причин - в изменении образовательной парадигмы.
Однако реалии таковы, что сегодня опубликованы программы по предметным областям в соответствии с новыми стандартами образования, и они предъявляют иные требования к профессиональной культуре педагога: владение предметными, коммуникативными, социокультурными и культуроведческими компетенциями. Не знаниями, а именно компетенциями, и, несмотря на неоднозначность трактовки данного термина дидактами, мы понимаем, что речь идёт о несколько иных подходах к профессионализму современного учителя, поскольку новые смыслы и ценности образования - это культура взаимодействия, развития творчества, диалогического общения, порождения смыслов учебной деятельности в процессе обучения, педагогической поддержки саморазвития и т.д. Определяет ли диплом о высшем образовании уровень этих компетенций? Сегодня этот вопрос перерастает в проблему, решать которую предстоит совместными усилиями специалистам высшей школы и методической службе.
Остановимся на культуроведческой компетенции учителя. В методике преподавания русского языка понятие культуроведческой компетенции уже вошло в лингвометодический тезаурус. В работах Е.А. Быстровой, А.Д. Дейкиной, , С.И. Львовой, Т.М. Пахновой, Л.А. Ходяковой, Н.М. Шанского и др. обосновывается роль предмета «Русский язык» в развитии национального самосознания, в формировании представлений о родной культуре как материальной и духовной ценности.
Какими средствами и путями можно её формировать, развивать? Прежде всего, освоением самими учителями понятия «культура», осознанием русского языка как предмета изучения и как явления национальной культуры. В современной методике произошло переосмысление целей изучения русского языка: сегодня ставится задача овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. И средством постижения языка как составляющей национальной истории и культуры становится именно культуроведческая компетенция. Актуальность её несомненна и в аспекте познания традиций и обычаев народов, живущих на огромном пространстве нашей страны, и в осознании их роли в формировании растущего поколения. С другой стороны, русский язык должен быть раскрыт как самобытный, уникальный и богатый язык в сопоставлении с другими культурами, что позволит обучающемуся усвоить не только русскую, но и «инонациональную» культуру.
Важную роль в решении данной проблемы для ученика играет текст, с которым он работает на уроке, но насколько будет глубоким и обширным познавательный процесс, зависит от читательской компетентности ребёнка и уровня профессиональной компетентности учителя.
Сегодня технология работы методиста с учителем должна исходить из ответов на вопросы: какова цель методического сопровождения, что мы делаем, когда это целесообразно делать, как нужно формировать компетенции учителя и как провести мониторинг. На наш взгляд, существующая система повышения квалификации педагогов требует иных подходов, модернизации программ и активных форм организации занятий, таких, как: игровое моделирование, педагогический эксперимент, тренинги, проектная деятельность, педагогическая мастерская. И программные модули должны быть не только психолого-педагогической направленности.
Стремление к овладению частными методиками, оттачивание приёмов преподавания отдельных предметных тем привело к снижению методологической культуры педагога, его эрудиции, общекультурного уровня. Курсовая подготовка не даёт учителю информации о современных тенденциях развитии языка, о современных лингвистических концепциях и школах, о литературных тенденциях 21 века и т.д.
Мы не говорим о недавнем выпускнике вуза, речь идёт о среднестатистическом учителе. Уповать только на самообразование нельзя, нужно построить такую обучающую среду, когда после теоретического блока на основе деятельностного метода педагог демонстрирует осознание им самим кумулятивной функции языка. Такая работа с учителем может быть проведена в формате краткосрочных курсов, стажировки на базе федеральных университетов, центров повышения квалификации.
Какие же темы требуют своей актуализации в профессиональной подготовке педагога? Это: язык как национальная культурная ценность; единицы языка (культурные концепты, базовые концепты - основы национальных образов и символов), прецедентные тексты как отражение национальной культуры; русский речевой этикет; культура межнационального общения, культурный плюрализм, ментальность, национальный характер, языковая картина мира.
Модернизация знаний учителя русского языка приведёт к информационному погружению в предмет, к структуризации знания (а следовательно, позволит использовать их в конкретной деятельности), конструированию нового содержания предмета на вариативной основе, системному видению места и роли предметной области в образовании. Вспомним Европейский проект Балтийских стран «Учиться, чтобы делиться», в котором выделены составляющие компетенции: знания и навыки, необходимые для их реализации; позиция и поведение; постижение и понимание; знание прошлого и предвидение будущего. В контексте рассматриваемой проблемы данный проект является своеобразным дидактором для подготовки педагога.
Необходимо остановиться и на таком компоненте педагогической культуры учителя, как технология. На практике мы наблюдаем подчас смешение понятий «методика», «технология», «приём», «техника». Это показатель дидактической подготовки учителя, поэтому целесообразно формирование профессиональных компетенций проводить в условиях педагогических мастерских, лингвистических лабораторий, осуществляя практико-ориентированный подход и реализуя принцип дифференциации. Только «опыт вручную» на основе проектирования заданий с использованием разнообразных педагогических техник, урока на основе системно-деятельностного подхода, проблемно-развивающего обучения, на основе «диалога культур» позволит учителю осознать ценность приобретённых компетенций и сделать выбор в пользу методического инструментария. Итогом может стать фестиваль «Мастер педагогической технологии», который продемонстрирует базовые ценности педагога, его знания, методологическую культуру, гражданскую позицию, техники коммуникации, а самое главное - учителя как представителя национальной культуры.
Литература
1.Быстрова Е.А. «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания»//Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. -436 с.
2. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. – М.: Дрофа, 2004. – 229 с.
3. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 1993.
4. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: Журнал «Русский язык в школе» № 3, 2003.
5.Пашкова Е.И. Лексика с национально-культурным компонентом значения на уроках русского языка: Журнал «Русская словесность» № 5, 2008.
6.Львова С.И. «Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания»//Русская словесность, 2004. - №3.