Внедрение стандартов второго поколения являет собой новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Программа перехода на ФГОС второго поколения регламентирует создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации актуальных и востребованных современной образовательной системой образовательных программ.
Одной из стратегических задач развития школьного образования является система работы с кадрами. Современному педагогу необходима повышенная профессиональная мобильность: на смену лозунгу «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Важной составляющей профессиональной жизни учителя является повышение его профессионального мастерства. В этой связи актуальна стимулирующая роль аттестации в контексте конкурентоспособности личности учителя с современным мышлением, востребованном на современном рынке образовательных услуг. Государство и общество ждут от школы качественно нового образования, заложенного в требования Стандартов второго поколения к результатам освоения основной образовательной программы. «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Реализовать эти задачи может только учитель – профессионально компетентный, креативный, апробирующий инновационные технологии, с активной жизненной позицией, с высоким уровнем мотивации к саморазвитию.
Помочь учителю в его профессиональном росте может хорошо организованная методическая служба школы, в которой профессиональные общественные объединения учителей способствуют повышению их методического мастерства. Планирование работы с педагогами может быть организовано в логической системе: анализ затруднений педагога, постановка целей, определение форм работы, подготовка модели плана, самопроектирование.
Для анализа изучения затруднений учителей (используемых технологий и форм работы) рекомендуем использовать методику оценки затруднений учителя Поташника М.М.[1] (таблица 1).
Знание или умение (технология), которыми должен владеть учитель | Не владею | Владею, но испытываю затруднения | Владею свободно |
| | | |
В планировании своей деятельности важно опираться на основные принципы методической работы.
Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы
Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых,
изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.
Реализация данного принципа предполагает:
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.
Реализация данного принципа предусматривает:
запросов педагогов;
Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе
разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Реализация данного принципа предполагает:
решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.
Этот принцип означает:
ответственность педагога.
Можно предложить несколько рекомендаций к содержанию работы школьного методического совета, предметного методического объединения:
- моделирование содержания образования;
- обновление содержания образования с учетом индивидуальных и общественных потребностей;
- обеспечение преемственности содержания различных учебных пособий на разных ступенях обучения;
- конструирование нового содержания образования на основе альтернативных учебных пособий;
- отработка содержания моделей, методик и организационно-методических форм предпрофильного и профильного обучения старшеклассников;
- анализ инновационной деятельности продвинутых педагогов;
- опыт внеурочной деятельности;
- опыт работы с одаренными учащимися;
- информатизация системы образования.
Для заседаний методических объединений педагогов можно предложить примерные вопросы для обсуждения:
- методические объединения как творческие лаборатории педагогов;
- роль учителя как управляющего процессом обучения, воспитания, развития личности;
- изучение требований нового стандарта образования;
- современная система мониторинга достижений учащихся;
- деятельность учителя в подготовке учащихся к эффективной сдаче ЕГЭ, ГИА;
- внеурочная деятельность классного руководителя «Школа после уроков».
В условиях реализации ФГОС важно организовать самопроектирование учителями своей методической работы. Подходы к организации обучения на рабочем месте представлены в таблице.
Таблица №2.
Технология организации обучения | Цель |
Репродуктивная технология | Цель на уровне получения новых представлений о чем- либо |
Репродуктивно- алгоритмическая технология | Цель ориентирована на уровень усвоения основных способов и алгоритмов деятельности |
Эвристические технологии (деловые игры, проблемное обучение, проектирование, кейсы) | Цель направлена на формирование у специалистов навыков поисковой, эвристической деятельности |
Помочь учителю, классному руководителю организовать самопроектирование своей методической работы, могут различные формы и методы обучения на рабочем месте:
1. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до
полного освоения новой деятельности.
2. Участие в работе проблемных групп - обучение в процессе выполнения
задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.
3. Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей.
4. Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами.
5. Самоанализ и самооценка - обучение в процессе анализа и оценки своей
деятельности по разработанным критериям.
6. Работа в составе методического объединения.
Наряду с традиционными подходами, которые используются в методической работе, можно рекомендовать и новые, которые определяются из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Можно использовать различные элементы планирования и ориентироваться на предложенные критерии.
С возможностью оснащения компьютерной базы школы можно планировать виртуальный теоретико-методический семинар «Педагогическая техника», который включает семь секций:
Семинар будет проводиться с помощью информационно-компьютерных средств и объединит электронное и вербальное общение педагогов между собой и с модераторами секций.
Нетрадиционная форма (виртуальная) семинара позволит решить комплекс задач:
Сегодня важной и востребованной структурой методической службы становится медиацентр, где сосредоточены документы, материалы, доступные для пользователей локальной сети (Рисунок 1)
Медиацентр позволит организовать научно-методическое сопровождение каждого педагога более персонифицировано и гибко.
Современной формой методической работы педагога является составление им своего электронного портфолио. Такой «портфель профессиональных достижений» удобен в работе, обеспечивает педагогу минимум затрат времени и сил на описание опыта работы, облегчает подготовку к конкурсам, различным мероприятиям, к представлению результатов своей деятельности общественным экспертам в ходе аттестации.
Критерием стимулирующей роли методической работы становится степень интереса педагогов к проводимым мероприятиям.
Пример оценки качества методической работы в школе:
«Критерии факта»: количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.
Критерий отношения – субъективная оценка педагогами методической работы в школе.
Критерий качества:
Сложившаяся в школе система методической работы, мониторинг результатов деятельности учителя позволяют педагогу профессионально и творчески расти, добиваться высокого качества обучения и воспитания учащихся и, в конечном итоге, успешно выходить на собственную аттестацию.
Список литературы: 1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010.
2. Кобзарева Т.А., Медведева О.И. Организация работы школьного методического объединения: Нормативные и инструктивно-методические материалы. – В., «Учитель», 2011.
3. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – http://standart/edu/ru/catalog/aspx?CatalogId=985
5. Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»,(Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г.) – http://mon/gov/ru/files/materials/5233/09/03/16-nns/doc
6. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития./Отв.ред.В.В.Сериков. М.: «Сентябрь», 2004.
[1] Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2007.