Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Учитель после уроков
  • Методическая служба в школе как средство повышения профессиональной компетентности учителя

    Шарипова Разия Зарифовна, методист Городского методического центра Управления образования г.Казани

    Внедрение стандартов второго поколения являет собой новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Программа перехода на ФГОС второго поколения регламентирует создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации актуальных и востребованных современной образовательной системой образовательных программ.

    Одной из стратегических задач развития школьного образования является система работы с кадрами. Современному педагогу необходима повышенная профессиональная мобильность: на смену лозунгу «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Важной составляющей профессиональной жизни учителя является повышение его профессионального мастерства. В этой связи актуальна стимулирующая роль аттестации в контексте конкурентоспособности личности учителя с современным мышлением, востребованном на современном рынке образовательных услуг. Государство и общество ждут от школы качественно нового образования, заложенного в требования Стандартов второго поколения к результатам освоения основной образовательной программы. «Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения... прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью... способны к сотрудничеству... обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Реализовать эти задачи может только учитель – профессионально компетентный, креативный, апробирующий инновационные технологии, с активной жизненной позицией, с высоким уровнем мотивации к саморазвитию.

    Помочь учителю в его профессиональном росте может хорошо организованная методическая служба школы, в которой профессиональные общественные объединения учителей способствуют повышению их методического мастерства. Планирование работы с педагогами может быть организовано в логической системе: анализ затруднений педагога, постановка целей, определение форм работы, подготовка модели плана, самопроектирование.

    Для анализа изучения затруднений учителей (используемых технологий и форм работы) рекомендуем использовать методику оценки затруднений учителя Поташника М.М.[1] (таблица 1).


    Знание или умение (технология), которыми должен владеть учитель

    Не

    владею


    Владею, но

    испытываю

    затруднения

    Владею

    свободно








    В планировании своей деятельности важно опираться на основные принципы методической работы.

    Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы

    Принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых,

    изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом "зона ближайшего профессионального развития" для каждого педагога сугубо индивидуальна.

    Реализация данного принципа предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога при внедрении ФГОС;
  • актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  • составление программы профессионального роста педагога;
  • систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.
  • Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы предполагает, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп.

    Реализация данного принципа предусматривает:

  • изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных
  • запросов педагогов;

  • определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;
  • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
  • возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.
  • Принцип стимулирования творческого роста педагогов на основе

    разработанной системы моральных и материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

    Реализация данного принципа предполагает:

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
  • оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
  • разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;
  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и
  • решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

    Принцип непрерывности и преемственности предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС.

    Этот принцип означает:

  • обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОУ;
  • координацию, согласованность деятельности всех субъектов внедрения ФГОС;
  • сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и
  • ответственность педагога.

    Можно предложить несколько рекомендаций к содержанию работы школьного методического совета, предметного методического объединения:

    - моделирование содержания образования;

    - обновление содержания образования с учетом индивидуальных и общественных потребностей;

    - обеспечение преемственности содержания различных учебных пособий на разных ступенях обучения;

    - конструирование нового содержания образования на основе альтернативных учебных пособий;

    - отработка содержания моделей, методик и организационно-методических форм предпрофильного и профильного обучения старшеклассников;

    - анализ инновационной деятельности продвинутых педагогов;

    - опыт внеурочной деятельности;

    - опыт работы с одаренными учащимися;

    - информатизация системы образования.

    Для заседаний методических объединений педагогов можно предложить примерные вопросы для обсуждения:

    - методические объединения как творческие лаборатории педагогов;

    - роль учителя как управляющего процессом обучения, воспитания, развития личности;

    - изучение требований нового стандарта образования;

    - современная система мониторинга достижений учащихся;

    - деятельность учителя в подготовке учащихся к эффективной сдаче ЕГЭ, ГИА;

    - внеурочная деятельность классного руководителя «Школа после уроков».

    В условиях реализации ФГОС важно организовать самопроектирование учителями своей методической работы. Подходы к организации обучения на рабочем месте представлены в таблице.

    Таблица №2.

    Технология организации обучения

    Цель

    Репродуктивная

    технология


    Цель на уровне получения

    новых представлений о чем-

    либо

    Репродуктивно-

    алгоритмическая

    технология


    Цель ориентирована на

    уровень усвоения основных

    способов и алгоритмов

    деятельности

    Эвристические

    технологии (деловые

    игры, проблемное

    обучение,

    проектирование, кейсы)

    Цель направлена на

    формирование у

    специалистов навыков

    поисковой, эвристической

    деятельности


    Помочь учителю, классному руководителю организовать самопроектирование своей методической работы, могут различные формы и методы обучения на рабочем месте:

    1. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до

    полного освоения новой деятельности.

    2. Участие в работе проблемных групп - обучение в процессе выполнения

    задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.

    3. Педагогические мастерские - обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей.

    4. Обучение на собственных открытых уроках - обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами.

    5. Самоанализ и самооценка - обучение в процессе анализа и оценки своей

    деятельности по разработанным критериям.

    6. Работа в составе методического объединения.

    Наряду с традиционными подходами, которые используются в методической работе, можно рекомендовать и новые, которые определяются из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Можно использовать различные элементы планирования и ориентироваться на предложенные критерии.

    С возможностью оснащения компьютерной базы школы можно планировать виртуальный теоретико-методический семинар «Педагогическая техника», который включает семь секций:

  • «Педагогические технологии».
  • «Контрольно-оценочная деятельность обучающихся и учителей».
  • «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроке».
  • «Приемы педагогической техники».
  • «Личностно-ориентированный урок».
  • «Системно-деятельностный урок».
  • «Система требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы».
  • «Воспитательная работа в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС нового поколения: Школа после уроков».
  • Семинар будет проводиться с помощью информационно-компьютерных средств и объединит электронное и вербальное общение педагогов между собой и с модераторами секций.

    Нетрадиционная форма (виртуальная) семинара позволит решить комплекс задач:

  • Повысить теоретический и методический уровень педагогов;
  • Соединить теоретические, методические знания и личностный педагогический опыт;
  • Повысить мотивацию педагогов к научно-методической деятельности;
  • Индивидуализировать проблемы педагогической техники;
  • Сократить расход времени;
  • Побудить педагогов к повышению уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.
  • Сегодня важной и востребованной структурой методической службы становится медиацентр, где сосредоточены документы, материалы, доступные для пользователей локальной сети (Рисунок 1)

    Медиацентр позволит организовать научно-методическое сопровождение каждого педагога более персонифицировано и гибко.

    Современной формой методической работы педагога является составление им своего электронного портфолио. Такой «портфель профессиональных достижений» удобен в работе, обеспечивает педагогу минимум затрат времени и сил на описание опыта работы, облегчает подготовку к конкурсам, различным мероприятиям, к представлению результатов своей деятельности общественным экспертам в ходе аттестации.

    Критерием стимулирующей роли методической работы становится степень интереса педагогов к проводимым мероприятиям.

    Пример оценки качества методической работы в школе:

    «Критерии факта»: количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.

    Критерий отношения – субъективная оценка педагогами методической работы в школе.

    Критерий качества:

  • принятие идеологии ФГОС;
  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
  • Сложившаяся в школе система методической работы, мониторинг результатов деятельности учителя позволяют педагогу профессионально и творчески расти, добиваться высокого качества обучения и воспитания учащихся и, в конечном итоге, успешно выходить на собственную аттестацию.



    Список литературы: 1. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010.


    2. Кобзарева Т.А., Медведева О.И. Организация работы школьного методического объединения: Нормативные и инструктивно-методические материалы. – В., «Учитель», 2011.

    3. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2002.

    4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – http://standart/edu/ru/catalog/aspx?CatalogId=985

    5. Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»,(Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г.) – http://mon/gov/ru/files/materials/5233/09/03/16-nns/doc

    6. Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития./Отв.ред.В.В.Сериков. М.: «Сентябрь», 2004.


  • Сыромятникова Л.М. Настольная книга завуча: методическая работа в школе. «Глобус», 2011. 8.Голубева Л.В., Норенко И.Г. Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ. –В., «Учитель», 2011.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС) – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

  • [1] Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2007.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152