Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Учитель после уроков
  • Разработка заседания методического объединения учителей «Современные педагогические технологии: тесная связь обучения и воспитания»

    Саркисова Ирина Ивановна, учитель химии первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов Ново – Савиновского района г. Казани, методист Городского методического центра Управления образования г. Казани

    Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

    Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями – необходимое условие развития профессиональной компетентности учителя.

    Одной из форм повышения профессионального мастерства педагогов является деятельность методических объединений (далее - МО) различного уровня. Вашему вниманию предлагается разработка заседания школьного методического объединения учителей по проблеме освоения современных педагогических технологий, прежде всего, воспитательных.

    Цель заседания МО - рассмотреть современные воспитательные технологии как инструмент совершенствования воспитательной деятельности на уроках и во внеурочное время.

    Одним из показателей профессиональной культуры учителя являются коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Поэтому в начале занятия учителям предлагается ответить на вопросы анкеты (приложение 1) на выявление стиля педагогического общения и преподавания [1].

    На следующем этапе учителям предлагается работа в парах. Необходимо перечислить и кратко описать те педагогические технологии, которые они применяют в своей профессиональной деятельности, сначала индивидуально, а затем дополнить списки друг друга. Следующее задание – раскрыть возможности перечисленных образовательных технологий с точки зрения воспитания. Например, применение технологии проектного обучения способствует развитию коммуникативных навыков и умений (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему т. д.).

    Следующий этап – теоретический блок, в котором рассматриваются различные воспитательные технологии: гуманно-личностной технологии Ш. А. Амонашвили, технология педагогики сотрудничества, технология педагогического общения, технология педагогического разрешения конфликта, технология предъявления педагогического требования и другие.

    Особое внимание уделяется технологии педагогической поддержки.

    Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).

    Формы педагогической деятельности в технологии педагогической поддержки:

  • защита
  • помощь
  • педагогическое сопровождение
  • педагогическая поддержка
  • Механизм педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

    I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

    II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием "глазами ребенка»);

    III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

    IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

    V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности [2].

    Технологические профессиональные операции:

  • инструментовка серьезного отношения педагога к работе школьника: «Нам предстоит интересная работа... Перед нами предстала проблема... Очень важно нам справиться с этой проблемой... Мы должны и можем преодолеть эту трудность...»
  • выделение в содеянном позитивной стороны в ситуации удачи и неудачи ученика: «Не очень хорошо получилось...но вот эта доля работы – просто отлично... Замечательно...Особенно вот это...Хорошо, что получилось плохо, теперь ты понял и запомнил...»
  • педагогическая помощь в деятельных усилиях ребенка, направленная на оснащение его умениями в организуемой деятельности и облегчающая операционную сторону умения: «Я покажу тебе, смотри, это просто... Давай попробуем вместе... Запомни, здесь главное - ...Теперь самостоятельно... Получилось! Попробуй еще...»
  • Помощь педагога также выстраивается в ситуациях «нападения» на ребенка и возложение на него некоторой вины, но не как оправдание ребенка, а только лишь как прояснение обстоятельств – именно они, обстоятельства, снимают вину с ребенка. Это выглядит примерно так: «При таких условиях человеку не всегда легко... Здесь бы даже взрослый не смог... Это часто случается, к сожалению... Мир полон противоречий, они иногда раздирают душу...» [2].
  • После изучения теоретического материала о технологии педагогической поддержки, учителя делятся на две группы, каждой из которых предлагается вспомнить или придумать распространенную конфликтную ситуацию между учеником и учителем, и предложить выход из нее путем применения механизма педагогической поддержки.

    Следующее задание группам связано с выработкой конкретных рекомендаций по организации учебно – воспитательного процесса в технологии педагогической поддержки. Задание первой группе - создать систему «Десять правил продуктивного общения», способствующей реализации технологии педагогической поддержки. Задание второй группе – создать систему «Семь НЕ» - действий, не способствующих успешному воспитанию и обучению детей. Далее эти разработки используются как методический материал для учителей.

    Технология педагогической поддержки предполагает создание ситуации успеха. Учителям задается вопрос «Часто ли мы хвалим своих учеников? Какие при этом используем слова?». Педагогам предлагается следующее задание – соревнование. Представители каждой группы по очереди произносят фразы поддержки ученика, в результате формируется памятка «Множество способов сказать «Ты - молодец» (приложение 2).

    В заключение занятия проводится рефлексия деятельности с применением приема «Шляпы критического мышления». Вслух зачитывается притча о шляпнике [3] (приложение 3), а затем желающие «примеряя» ту или иную шляпу, высказываются о проведенном занятии.



    Список литературы:

    1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас.-М.:Владос-пресс,2002.- 175с.

    2. Газман О.С. Гуманизм и свобода. // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. - с. 6.

    3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.. Игры в сказкотерапии. — СПб., Речь, 2006. - 208 с.


    Приложение 1

    Анкета «Стиль общения и преподавания»


    1. Если класс не приведен в порядок

    1)моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание

    3) не могу начать урок

    2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

    1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

    3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

    1) предлагает простор для творчеств 2)не вмешивается в мою работу

    3)дает четкие указания

    4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

    1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

    5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

    1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой

    6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

    1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему

    3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

    7. По – моему, в школьном коллективе важнее всего

    1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина

    8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

    1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает

    9. Непредвиденные ситуации на уроках

    1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу

    10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

    1) нет 2) когда как 3) не знаю


    Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

  • Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения
  • преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
  • преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

  • Приложение 2

    Памятка для педагогов «Множество способов сказать «Ты – молодец!».

    «Ты молодец! Отлично!»

    «Продолжай также хорошо работать».

    «Это достижение!»

    «Я ценю то, что ты сделал!»

    «Это великолепно!»

    «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!»

    «Вы меня порадовали!»

    «Уже намного лучше!»

    «Вы превзошли мои ожидания!»

    «Грандиозно!»

    «У вас сегодня всё получилось!»

    «Поздравляю, молодец!»

    «Я поражена вашими знаниями!»

    «Это было очень трудно, но ты справился!»

    «Скоро ты будешь знать больше чем я!»

    «Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!»

    «Это интересная точка зрения...»

    «Все идет прекрасно!»

    «У тебя отлично получилось!»

    «Теперь ты многого достиг»

    «Ты на правильном пути»

    «Спасибо за сотрудничество»

    «Это надо поощрить»

    «Ты отлично поработал»

    «Должно быть, ты приобрел уверенность»


    Приложение 3

    Притча

    Жил – был старый шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер давал людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными уходили от него люди. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как были благодарны ему люди.

    Но шли годы, настало время, когда ушел старый шляпник в мир иной, оставив сыновьям обрезки старого фетра и шляпы: белую, черную, красную, желтую и голубую.

    «Видимо это и есть тот необычный заказ, над которым отец трудился в последнее время – решили сыновья. Нам надо дождаться заказчика, а потом разделим деньги, и будем путешествовать по свету!» Но время шло, а за заказом никто так и не пришел. Тогда сыновья разделили наследство, взяв по одной из шляп, и отправились в разные стороны. Как же сложилась их судьба?

    Хозяин белой шляпы стал важным чиновником. Факты, цифры, хроника событий были для него важнее всего на свете.

    Хозяин черной шляпы все происходящее стал видеть в черном свете. Все подвергал критике, сомнению. Это часто спасало его от ошибок, но мешало чувствовать радость.

    Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции, тем более не умел управлять ими.

    Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню. Он верил в то, что впереди только свет и добро. Иногда эта вера подводила его, но он был оптимистом, извлекал из всего происходящего пользу.

    Человек в голубой шляпе был открыт для всего нового, он стремился получать новые знания, приобретать новый опыт, расширять круг знакомств.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152