Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Учитель после уроков
  • Компетентностный подход в оценке уровня квалификации педагогов в процессе аттестации

    Николаевская Ирина Александровна, методист Городского методического центра Управления образования г.Казани

    О внедрении и реализации стандартов второго поколения сегодня говорится очень много. Какой должна быть наша школа? Что значит качественно новое образование? Каких выпускников мы хотим видеть на пороге школы? Размышление над этими вопросами приводит к осознанию той важной роли, которая отводится учителю в изменяющемся обществе. Каким должен быть современный педагог? Помимо личностных качеств - профессионально компетентным, обладающим инновационной активностью, креативными возможностями, мотивацией к саморазвитию.

    В профессиональном стандарте педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. [1] Разработанный профессиональный стандарт педагогической деятельности, компетентностный подход в оценке профессионализма педагога повлекли за собой изменения в порядке аттестации педагогических кадров.

    В 2011 г. вступил в силу новый порядок аттестации педагогических работников. Оценка профессиональной деятельности в процессе аттестации определяется сформированной профессиональной компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации. [2]

    В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей (по В. Д. Шадрикову):

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
  • Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
  • Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  • Компетентность в организации педагогической деятельности.
  • Оценивание личностных качеств педагога строится на основе субъект-субъектных отношений, оценивание остальных пяти компетентностей проводится на основе анализа профессиональных целей и задач в каждой области. Для объективного оценивания профессионализма аттестуемых педагогов должен быть необходимый для анализа результатов деятельности инструментарий.

    Построенная на компетентностном подходе методика оценки уровня квалификации педагогических работников под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой (далее – методика В.Д.Шадрикова) предлагает комплект материалов, позволяющих провести аттестацию педагогов. Однако методика В.Д.Шадрикова более предназначена для аттестации учителей, педагогов-психологов школ. Поэтому для педагогов дошкольных образовательных учреждений предлагается методика оценивания, разработанная Набережночелнинским ГПИ, а для педагогов дополнительного образования детей – Институтом развития образования Республики Татарстан. Таким образом, при аттестации педагогов разных типов и видов образовательных учреждений предназначена соответствующая их профессиональной направленности методика.

    Для проведения экспертизы профессиональной деятельности педагога, аттестующегося на первую или высшую квалификационную категорию, в помощь экспертам предлагается программа MGrade технологического обеспечения экспертизы профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий, разработанная Институтом развития образования Республики Татарстан. Обученные работе с этой программой аттестационные эксперты проводят оценивание результатов профессиональной деятельности педагога по балльной шкале без затрат времени на математические подсчеты.

    Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом, поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога. Оценка профессиональной компетентности педагога по методике В.Д.Шадрикова проводится с позиций системно-деятельностного подхода, его использование позволяет

    ответить на вопрос о содержании (предмете) оценки и самооценки педагога. В процессе анализа и самоанализа педагогической деятельности важно ответить на вопросы: как педагог

    - осуществляет целеполагание,

    - мотивирует учеников,

    - разрабатывает программы и принимает педагогические решения,

    - организует деятельность,

    - обеспечивает ее информационное наполнение.

    Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов осуществляется на основе квалификационных характеристик, данных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н, через изучение опыта работы педагогов, результатов его профессиональной деятельности, аудит, организуемый на рабочем месте аттестуемого.

    Мониторинг достижений педагога проводится с учетом основных требований к результатам образования, изложенным в федеральном государственном стандарте общего образования, на основе единого по Республике Татарстан банка данных результатов

    - ЕГЭ, ЕРЭ;

    - итоговой аттестации учащихся 4-х, 9-х классов;

    - предметного тестирования учащихся 4,6,8,10-х классов;

    - результатов олимпиад, конкурсов и др.

    Предварительный мониторинг аттестационных материалов педагогических работников по новому порядку аттестации позволяет выявить типичные профессиональные затруднения педагогов в развитии профессиональной компетентности. Большинство педагогов недостаточно владеют современными образовательными технологиями в целом, слабо используют приемы мотивации обучаемых на осуществление учебной деятельности.

    Для комплексного развития профессиональной компетентности педагогических кадров методистами Городского методического центра проводится большая работа по обновлению содержания методического сопровождения аттестуемых педагогов. Наиболее перспективными и эффективными формами работы в этом направлении, на наш взгляд, являются

    - обучающие семинары-практикумы, тренинги, конференции для различных субъектов образования;

    - повышение квалификации через курсовую подготовку в рамках стажировки на базе Городского методического центра;

    - реализация проекта «Кадровый менеджмент»;

    - обобщение передового педагогического опыта в электронном научно-методическом журнале Городского методического центра;

    - консалтинговая методическая поддержка педагогов в «Форуме», «Блогах», сетевых «Сообществах» (www.kazanobr.ru).

    На сайте Городского методического центра (www.kazanmc.ru) успешно функционируют рубрики по разным направлениям педагогической деятельности, в том числе рубрика «Педагогическая аттестация», на страницах которой размещаются нормативно-правовые документы, справочно-новостная информация, предлагаются методические рекомендации по организации процедуры аттестации, обобщается опыт работы методистов ИМО ГМЦ по проблемам аттестации.

    Результатом деятельности методической службы можно считать профессиональный рост педагогов, поскольку именно «методическая работа- это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и в конечном итоге на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса...». [3]


    Список использованной литературы:

    1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект). (Под ред. Я.И.Кузьминова, В.Л.Матросова, В.Д.Шадрикова) «Вестник образования», 2007, №7. Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации.

    2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников/ под ред. В.Д.Шадрикова, И.В.Кузнецовой.- Казань, РИЦ, 2011.

    3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2010, с.11.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152