Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Школьная психологическая служба
  • Формирование речевой культуры подростков как средство проектирования позитивного мира

    Кирилина Тамара Ивановна, педагог-психолог, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа № 68 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Аннотация

    В статье отражены проблемы речевой культуры подростков. Раскрываются причины подросткового сквернословия на основании проведенной исследовательской работы среди учащихся. Приведены формы работы профилактических мероприятий, проведенных среди учащихся 5-8 классов, целью которых являлось оказание помощи учащимся в осознании психологического аспекта молодежного сквернословия, нахождения путей «излечения от вируса сквернословия». Освещены вопросы духовного развития подростков с родителями и учителями.


    Воспитание духовно-нравственного сознания подростков является неотъемлемой частью работы педагога-психолога. Проводя профилактическую работу во внеурочное время с детьми девиантного поведения, можно отметить их ограниченность духовного мира. Проблемы семьи резко отражаются на мировосприятии и нравственном сознании подростков. Особенно это выражается в речи. Отсутствие умений правильно выразить свои мысли, постоянное включение в свою речь нецензурных выражений подчеркивает узость взглядов подростков, несформированность нравственных основ.

    Вирусом сквернословия заражаются не только дети социально-неблагополучных семей, но и благополучные подростки. Ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам. Это - символ взрослости, речевой моды, принадлежности к группе сверстников [1]. Грубые выражения позволяют им скрыть собственную уязвимость, защитить себя от мира взрослых и тех несправедливостей окружающего мира, с которыми им часто приходится сталкиваться, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению [2].

    Данная проблема волнует не только взрослых, но и самих подростков, так в 2011/2012 учебном году для участия в V-ом всероссийском конкурсе работ школьников по психолого-педагогической публицистике, организованном Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России», Московским городским психолого-педагогическим университетом, психологической газетой «Мы и мир», Спиридонова Юлия, учащаяся 11 класса, написала эссе на тему «Сквернословие среди подростков».

    Мы посчитали, что данная тема достаточно актуальна, в связи с этим среди учащихся 5-8 классов была проведена анкета «Сквернословие в жизни подростков» . По результатам анкеты можно сказать, что подростки неоднозначно относятся к данной проблеме, 65 % подростков считают, что произносить бранные слова «плохо», 21 % считают это «нормой», 16 % написали, что они «не знают» хорошо это или плохо.

    На вопрос «Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?», ответы были следующие: «они невежливые», «они так выражают свои мысли и чувства», «потому что они это слышат от других», «проявляют агрессию», «они хотят, чтобы их замечали как старших», «они злые», «потому, что их ругают за плохое поведение», «это круто» и иные мнения.

    Эти высказывания дают возможность оценить как причины, так и отношение подростков к нравственным аспектам жизни. Как видно, стремление соответствовать кому-то, подражать определенным авторитетам, важно в подростковом возрасте; трудности межличностного общения также прослеживаются в словах подростков; желание выделиться, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность - и это прослеживается в ответах детей.

    За всеми этими причинами, стоит нравственный аспект, ведь подростки считают: если это позволено взрослым, почему не можем мы? Низкий уровень духовности взрослых откликается на нравственном развитии подростков. Сквернословие, по словам подростков, «модно» и «круто», и мы видим, как это культивируется на экранах телевизоров, в прессе, в последнее время это можно заметить и в книгах.

    Анкета помогла определить психологу круг задач для дальнейшей работы с подростками и их родителями в данном направлении. Основной целью работы являлось формирование духовно-нравственного сознания подростков. Задач было несколько: помочь учащимся подойти к осознанию психологического аспекта молодежного сквернословия; найти совместные с подростками пути «излечения от вируса сквернословия»; обсудить проблему духовного развития подростков с родителями и показать влияние бранного слова на формирование нравственного сознания их детей.

    Проведенное внеурочное занятие по теме «Безобидно ли сквернословие?» помогло учащимся познакомиться с историей возникновения сквернословия; обсудить причины, провоцирующие подростков на произнесение бранных слов.

    На втором занятии по теме «Мат или «При мне не выражайтесь», подростки искали пути «излечения» от бранных слов. Занятие проходило в виде работы форума в блоге, был задан вопрос: «Я думаю, всем приходилось (и приходится) с этим сталкиваться. Например, встретил знакомого из прошлой жизни. Он стоит и матерится так, что уши вянут. Что вы делаете с этим? Просите ли его не выражаться (если да, то как?) или стоите, слушаете?». Каждый записывал анонимно или под псевдонимом свой ответ на отдельных листках, потом прошло коллективное обсуждение по данной проблеме.

    Решением проблемы стала «жизненная позиции» самого человека, его отношение к жизненным ценностям, к окружающим людям.

    Кроме данной темы по нравственному воспитанию подростков с учащимися были проведены групповые занятия по темам «Жизненные ценности», «Чье мнение важнее – мое личное или общественное», «Важно уметь меняться», которые способствовали формированию нравственных основ и ценностных ориентаций подростков.

    С родителями прошло групповое занятие по теме «Семья как один из факторов формирования и развития духовного здоровья личности подростка». После просмотра видеоролика «Дети смотрят – дети повторяют» началом для обсуждения стал вопрос «Что побуждает детей делать то, что и родители?». Родители высказались о том, какой вклад в развитие духовного здоровья вносит семья и в чем это выражается.

    Тема продолжилась родительскими откликами после прослушивания ответов подростков по теме «Мат или «При мне не выражайтесь», высказывания детей дали новый толчок к обсуждению проблемы сквернословия и ее влияния на формирование нравственных ценностей подрастающего поколения.

    Групповая форма работы с родителями способствует коллективному обсуждению и принятию общего решения по предложенной проблеме, помогает родителям обменяться своим опытом и получить ответы по ряду волнующих их вопросов по определенной тематике.

    Проблема нравственного воспитания учащихся часто затрагивается и на педагогических советах школы. В 2011/2012 года была затронута тема «Духовное здоровье учителя и ученика». Целью выступления было подчеркнуть важность восприятия самими взрослыми тех ценностных ориентаций, из-за которых часто возникают конфликтные ситуации между учителем и учеником. Подростки ревностно относятся к таким понятиям, как честность, справедливость, достоинство, совесть. Умение соотнести собственные критерии восприятия этих понятий с критериями подростков является важной точкой отправления межличностных взаимоотношений между педагогом и подростком.

    Исходя из всего, хотела бы подчеркнуть, что слово несет очень важную роль в формировании духовно-нравственного развития подростков. И от нас, взрослых, будет зависеть какие слова дойдут до сознания подростков, и какие будут закладываться основы духовных ценностей нашего поколения.


    Список литературы

    1. Башманова Е.Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. - 2010. - N 6. - С. 45-52.

    2. Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия // Школьный психолог.- 2010.- № 6.

    3. Интернет-ресурсы http://www.skvernoslovie.narod.ru/staty/lekcia.html


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152