Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Летняя школа
  • Психологический тренинг как метод работы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря при школе

    Ярова Ольга Николаевна, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СОШ № 167 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г.Казани

    В летний период, когда дети и подростки проводят свое время на каникулах и жизнь не столь насыщена учебными заботами, есть возможность для ребят отдохнуть, найти новых друзей и получить массу дополнительных знаний и позитивных впечатлений. В условиях летнего оздоровительного лагеря при школе ребята могут раскрыть свои познавательные и творческие способности, улучшить свои умения в плане социального взаимодействия, как со сверстниками, так и детьми более старшего школьного возраста. Этому способствует система психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях организации летнего отдыха на базе МБОУ «СОШ №167 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани , где основными задачами являются:

    1. Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у школьников и особенно тех, кто впервые посещает летний оздоровительный лагерь при школе.

    2. Развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.

    3.Осуществление психофизического оздоровления - снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения, средствами игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии.

    4.Проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния отдельных детей (по запросам родителей или педагогов) с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.

    Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающих видов работы. Тренинги находят широкое применение при организации работы в летнем пришкольном лагере[1, 26]. Их проведением активно занимаются психологи и педагоги, прошедшие профессиональную подготовку.

    Данный метод позволяет эффективно решать задачи связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих, самопознания, самопринятия. В этом случае речь идет о социально-психологическом тренинге, который актуален для подростков. Именно в подростковом возрасте усиливается стремление к общению со сверстниками.[3, 20].

    Для детей младшего школьного возраста особый интерес представляет тренинг развития познавательных процессов- внимания, памяти, мышления. Познавательная деятельность осуществляется в процессе учения. Позиция школьника в познавательной деятельности динамична.Познавательная деятельность школьника всегда осуществляется под руководством учителя[5, 92].

    С учетом возрастных особенностей была разработана программа тренингов для младшего и среднего школьного возраста, которая реализуется в психологической студии «Леопольд». Специально созданная студия функционирует во время работы летнего оздоровительного лагеря при школе и представляет собой отдельное помещение, куда приходят дети на психологические занятия. В 2011-12 учебном году 250 учащихся посетили наши занятия.

    Тематика занятий психологической студии «Леопольд».

    Темы занятий

    для детей младшего школьного возраста

    Темы занятий

    для детей среднего школьного возраста

    1.

    Знакомство. В городе Слов.


    Знакомство. Зачем мы здесь собрались?

    2.

    Полуостров Внимания.


    Общение и умение слушать.

    3.

    В гостях у Мнемозины.


    Учимся взаимопониманию.

    4.

    В государстве Мышления.


    Наши эмоции и чувства.

    5.

    Царство Воображения.


    Конфликты и причины их возникновения.

    Программа тренинга развития познавательных процессов рассчитана на учащихся 1-4 классов. В основе цикла занятий лежит авторская программа «Путешествие в мир познавательных способностей».

    Цель программы: повышение уровня познавательных способностей учащихся младших классов.

    Задачи программы:

    1. Познакомить учащихся с основными психическими процессами и способами их развития.

    2. Развивать у детей самостоятельность и самоконтроль.

    3. Воспитывать культуру речи, любовь к русскому языку.

    Программа тренинга развития познавательных процессов представляет собой цикл из 5 занятий, которые связаны между собой. С самого первого занятия дети знакомятся с картой мира познавательных способностей, где указаны основные психические процессы: воображение, внимание, память, мышление и речь. Каждое занятие – это путешествие по карте. В качестве примера одно из занятий программы.

    Занятие 3. «В гостях у Мнемозины»

    Цель:

    1.Научить детей приемам запоминания.

    2.Развивать наблюдательность.

    3.Воспитывать в детях уверенность, повышать их самооценку.

    Основные понятия: «группировка», «ассоциации», «схематизация».

    Оборудование: изображение на плакате богини памяти – Мнемозины, схемы для запоминания текста о цветах (Иван-да-марья, колокольчики, Иван-чай, фиалки, незабудки).

    Ход занятия

    1.Вступительное слово психолога.

    Мнемозина – богиня памяти у древних греков (на доске изображение Мнемозины). Считалось, что именно Мнемозина научила людей запоминать. Конечно, это миф, который придумали сами люди. Но то, что существуют различные приемы запоминания это правда. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. Но сначала небольшое упражнение на развитие вашей наблюдательности.

    «Как выглядит родная школа?»

    Постарайтесь описать школу, которую ты видишь почти каждый день. Постарайтесь четко охарактеризовать:

    · Общий вид школы;

    · Форму здания;

    · Цвет;

    · Количество этажей;

    · Какие деревья растут возле школы;

    · Сколько метров отделяет школу от проезжей части улицы;

    · Как близко к зданию находятся другие дома.

    А теперь обратимся к деталям. Сможете ли вы сказать:

    · Сколько окон на первом этаже;

    · Какой формы крыша;

    · Как выглядит парадная дверь школы;

    · Сколько ступенек ведет к парадному входу.

    2.Знакомство с приемами запоминания.

    А сейчас Мнемозина будет знакомить нас с приемами запоминания.

    1)Группировка.

    Я сейчас назову слова, а вы должны их мысленно разделить на группы, с таким заданием вы встречались.

    Книга, шкаф, Света, тетрадь, пенал, Витя, Лена, диван, ручка, кровать (для 1-2 класса).

    (В основе запоминания лежит деление на группы: мебель, школьные принадлежности, имена)

    Порт, хлеб, восход, дела, беды, чудеса, идеи, день, месяц, урожаи, время (для 3-4 класса).

    (Процесс запоминания ускорится и упростится, если слова объединить в 2 группы- слова в единственном числе; вторая группа – слова во множественном числе.)

    На какие группы вы разделили услышанные слова?

    Попробуйте назвать все слова по группам.

    Ребята, способ запоминания, при котором мы запоминаем слова по группам, называется группировкой.

    2) Ассоциации.

    Любое слово можно связать с чем-либо известным. Когда какое – нибудь слово, название или предложение, образ или рисунок непроизвольно или почти непроизвольно соединяется с чем- либо (словом, выражением, образом и т.д.), то этот психический процесс называется ассоциацией.Ассоциации можно отнести к наиболее распространенным и универсальным способам запоминания.

    Я буду называть слова, а вы постарайтесь вслушаться в каждое слово и скажите, какие мысли они у вас вызывают. О чем вы подумали, когда услышали эти слова? Внимание!

    1. правило

    2. кроссворд

    3. преступление

    4. награда

    5. честность

    6. помощь

    7. успех

    8. поведение

    9. работа

    10. закон

    11. труд

    12. личность

    ( На практике дети лучше запоминают, если после каждого слова называют вслух свою ассоциацию)

    - Ребята, я сейчас снова назову вам эти слова, а вспомните ассоциации, которые были вызваны данными словами.

    ( лучше отсчитывать на пальцах, чтобы припомнить все 12 слов).

    - А теперь вспомните слова, которые произносила я, и повторите их по порядку.

    3)Схематизация.

    Представить в виде схемы можно любой материал, любой текст. Способ запоминания по определенной схеме называется схематизацией. Возьмем, к примеру, описание цветущей поляны в начале лета.

    «В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвели Иван-да - Марья. Показались лиловые колокольчики. Высоко поднялся Иван-чай. В густой траве на лесных полянках мы находили душистые ночные фиалки. А у ручья любовались голубыми незабудками».

    ( По И.Соколову-Микитову)

    Схематическое изображение данного отрывка может выглядеть следующим образом:


    Цветы


    Иван-да-марья



    колокольчики


    Иван-чай


    фиалки


    незабудки

    Ребята, вспомните текст, опираясь на схему.

    3.Закрепление изученного материала.

    Упражнение «Запомни слова».

    1. Прочитайте внимательно на доске следующие слова. Каким образом они записаны?(по тематическим группам). Давайте назовем эти группы слов. Как называется способ запоминания, при котором мы запоминаем слова по группам?

    Посмотрите на данные слова в течение одной минуты и попытайтесь их запомнить.

    Морковь, огурец, картофель (овощи)

    Орел, воробей, соловей (птицы)

    Слива ,яблоко, груша (фрукты)

    Волк, рысь, ягуар (животные)

    Ромашка ,василек,гладиолус (цветы)

    Слова закрываются, и дети по памяти повторят их. Эффективнее спросить 1-2 учеников отдельно, остальные слушают и добавляют пропущенные слова.

    2. Рядом с предложенными буквами запишите запомнившиеся слова.

    Дети записывают слова на отдельных листочках.

    (На первую букву должно получиться три слова, а на все остальные – по два.)

    В___________________________________________

    О____________________________________________

    С_____________________________________________

    Г_____________________________________________

    Я_____________________________________________

    Р_____________________________________________

    4.Итог занятия

    Программа тренинга общения, рассчитанная на учащихся среднего звена(5-7 классы), направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности детей, что способствует стимулированию социального развития.

    Программа позволяет решать следующие задачи:

    1. Формирование базовых понятий из области психологии общения, конфликтологии.

    2. Развитие навыков эффективного общения.

    3. Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

    4. Развитие навыков конструктивоного поведения в конфликтных ситуациях.

    5. Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

    В начальной части предлагаемого тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. При этом используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.

    Программа рассчитана ориентировочно на 5 часов работы (5 занятий по 1 часу). Оптимальная численность группы: 10-12 человек.

    Идеи большинства упражнений, входящих в состав программы, авторскими разработками не являются, они описаны в специальной литературе(см.библиографию). Однако, некоторые из них модифицированы и их компоновка и схемы обсуждения являются авторскими.

    Так, на втором занятии «Общение и умение слушать» используется одно из таких упражнений:

    Упражнение «Васька первоклассник, овчарка Лада и Мишка хвост»

    (Ярова О.Н.)

    Цель: Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.

    Содержание: Для выполнения этого упражнения одного участника тренинга попросить выйти за дверь, где ему прочитают текст «Васька первоклассник, овчарка Лада и Мишка хвост». Затем этот участник делится полученной информацией с другими участниками тренинга. После этого несколько человек говорят из своих уст об этой истории.

    Обсуждение:

    1.Что мешало слушать более внимательно?

    2.Какие моменты запомнились лучше и почему?

    У всех людей существуют фильтры слушания, которые искажают смысл услышанного.

    Текст для чтения

    (из повести Г.Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»)

    В стародавние времена, когда в Лавровом переулке ещё и не начинали строить новый дом с булочной, и за хлебом приходилось ходить далеко — через две улицы, жил в третьем подъезде, в шестой квартире известный хулиган Васька Первоклассник. Были у Васьки два приятеля Мишка Хвостиков по кличке Хвост и овчарка Лада, которая ночевала в Васькином подъезде на втором этаже, а весь день лежала на солнышке и ленилась.

    Самым главным из троих был Васька, потому что он был самым сильным. Самым умным был Хвост, потому что мама его работала в библиотеке и Хвост, с тех пор как научился читать, успел уже прочесть половину всех книжек, какие только есть. А овчарка Лада была самая смелая. Её боялся даже Васькин тёзка, огромный чужой и рыжий кот, неизвестно откуда появлявшийся в переулке и неизвестно куда исчезавший.

    Каждый день, как только Васька и Хвост приходили из школы, вся тройка появлялась в переулке и начинала хулиганить. Хулиганства придумывал Хвост, а Васька и Лада с удовольствием хулиганили. Самое любимое хулиганство у них было пугание девчонок. Через Лавровый переулок всегда ходила масса девчонок. На соседней улице стояло какое-то девчоночье училище, то ли музыкальное, то ли швейное, и девчонки туда всё время бегали. Девчонок пугали так: Лада ложилась под дерево, Хвост прятался за мусорником, а Васька залезал на то дерево, под которым Лада лежала. И вот, как только появлялась стая девчонок, Лада вскакивала и начинала дико лаять на дерево, а Васька на дереве начинал кричать: «Помогите! Спасите! Сейчас я сорвусь и она меня съест!»Девчонки тоже начинали кричать: «Сейчас она его съест!»

    Использование психологического тренинга во время работы летнего оздоровительного лагеря при школе, несомненно, дает положительный результат, так как дети осваивают в группе новые умения, приобретают новый жизненный опыт.

    Список литературы

    1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.-160с.

    2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагог, психологи, родители).- СПб.: Реь, 2005.- 224с

    3. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.-272с.

    4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Реь, 2008.- 208 с.

    5. Сироткин Л.Ю., ХузиахметовА.Н.Младший школьник, его развитие и воспитание.-Казань:Дом печати, 1999.-212с.

    6. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие.- М.: Айрис- пресс, 2004.-176с.

    7. Сунцова А.В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста.- М.: Эксмо,2009 .-64с

    8. Черемошкина Л.В. Память.Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002 .-144с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152