Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Летняя школа
  • Профильная смена летнего лагеря как среда для формирования духовно-нравственных качеств у детей и подростков

    Ханова Татьяна Владимировна, Сайфутдинова Наталья Сергеевна, преподаватели ДМШ №19 Советского района г.Казани

    Лето у каждого человека ассоциируется со словом «отдых». Летний отдых детей и подростков это огромное поле педагогической деятельности, для родителей лето - это время поисков ответов на вопросы: «Куда отправить ребенка? Где ребенку будет интересно?», для детей – это время развлечений, для педагогов это огромное пространство поисков самых интересных, самых эффективных форм и методов работы, позволяющих сделать время, которое ребенок проводит в детских оздоровительных лагерях самым запоминающимся.

    Летний отдых – это, прежде всего, изменение в деятельности ребенка, это активная пора в социализации и образовании его личности . Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

    Процесс воспитания, в отличие от учебного, непрерывен, поэтому осуществлять эту работу необходимо как в школе, так и летом во временных детских объединениях

    Концептуальные подходы к организации летнего отдыха детей базируются на Законе РФ «Об образовании» - ст.50,51, законе «О защите прав ребенка» - ст. 10,11,12 и региональной программе организации летнего отдыха детей. Пребывание ребенка в детском оздоровительном лагере целесообразно рассматривать как этап его жизни, предлагающий создание условий не только для физического оздоровления, но и для роста молодого человека. Летний оздоровительный лагерь имеет большие возможности для воспитания подрастающего поколения, однако, учитывая, что лагерная жизнь насыщена романтикой, творчеством, сюрпризами, воспитательные технологии должны отличаться от школьных, быть необычными, привлекательными для детей. Методики должны быть простыми и доступными детям; краткими по времени, неутомительными; занимательными и интересными, эмоционально насыщенными, по возможности должны содержать игровые элементы.

    Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развитие творческого потенциала. Это период свободного общения детей.

    Формирование духовно-нравственных качеств является одним из основных направлений деятельности лагеря. В течение смены педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, акции, выпуск листовок, мониторинговую деятельности. Реализация программы летнего оздоровительного лагеря проходит с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.

    В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Решение этих задач берет на себя педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря:

    1.Обеспечение положительного эмоционального самочувствия личности, поставленной в новые условия, резко измененные по сравнению с привычными семейным и школьным режимом. Только в состоянии эмоционального комфорта и психологической гармонии со средой ребенок восприимчив к педагогическим воздействиям и готов максимально к полному самораскрытию и самореализации.

    2.Развитие интересов и духовно-творческих возможностей ребенка через организацию активной досуговой деятельности.

    3.Активное и вместе с тем тактичное вовлечение ребенка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений. Коллективистской направленности, способности жить в группе и соотносить личные интересы с коллективными.

    4.Обогащение нравственного опыта ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других).

    5.Создание условий для формирования адекватного образа своего «Я», осознания своей индивидуальности на основе самосознания личных перспектив и возможностей, проявившихся в новой для него жизненной ситуации, новом коллективе, на новом месте.

    Деятельность программы летнего оздоровительного лагеря по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

    Работа отряда в профильную смену оздоровительного лагеря выстраивается на трех этапах: организационном, тематическом и итоговом.

    Организационный этап включает в себя: выборы состава смены, его предварительный сбор, начало работы лагеря, День знакомства, День сближения, День открытия лагерной смены. Основными задачами данного периода являются: решение организационных вопросов, налаживание контактов между детьми, ознакомление их с распорядком дня лагеря, создание у ребят психологического комфорта.

    Тематический этап организуется в каждом отряде в соответствии с его планом. Кроме того, предусматриваются общелагерные мероприятия. При этом каждый отряд готовит то или иное мероприятие.

    Целью итогового этапа является обобщение всего наработанного за лагерную смену, осмысление каждым участником лагерной смены изменений, происшедшим с ним (в отношении к окружающему миру: стране, городу, природе, своим друзьям и близким; в отношении к собственному «Я»).

    Каждый день является тематическим и разбит на несколько частей: приветствие, основная игра или задание, обсуждение проблемы или ситуации, подведение итогов в ходе проведения «Огонька». Обязательной является эмоциональная оценка ребятами прошедших событий.

    В ходе занятий, тренингов, экскурсий, походов дети и подростки не только получают специальные знания и навыки, но и учатся общаться, принимать решения, претворять их в жизнь и нести ответственность за их выполнение. Кроме того, работа профильной смены организуется таким образом, чтобы каждый из ребят не только получил возможность лучше узнать себя, но и осуществлял целенаправленную деятельность по самореализации.

    Программа построена так, чтобы создать наиболее благоприятные и комфортные условия для организации двигательной активности детей, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющий их естественную потребность в движениях.

    Для достижения этой цели предусматриваются индивидуальные и групповые формы работы, а так же различные виды организации досуга, создавая атмосферу выбора деятельности с учетом интереса ребенка, досуг только тогда становится и временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, на интересе, удовольствии и психологическом комфорте.

    Деятельность оздоровительного лагеря дает детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самодеятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально ценным видам деятельности.



    Концепция программы профильной смены

    Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).

    Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.

    Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.

    Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие цель и задачи:

    Цель: Организация оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся в ДМШ № 19, развитие личности ребёнка, укрепление физического, психологического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина.

    Задачи:

    1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.

    2. Формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни.

    3. Развитие различных форм общения в разновозрастных группах.

    4. Улучшение физического и психологического состояния детей.

    5. Развитие патриотических, нравственных, трудовых, творческих качеств

    личности ребенка.

    Принципы:

    1. Личностный подход в воспитании;

    2. Природосообразность воспитания детей;

    3. Гуманизация межличностных отношений;

    4. Дифференциация воспитания;

    5. Средовой подход к воспитанию;

    6. Принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.

    Ожидаемые результаты:

    1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

    2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

    3. Укрепление здоровья воспитанников.

    4. Развитие творческой активности каждого ребенка.

    5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

    6. Развитие патриотических, нравственных, трудовых, творческих качеств

    личности ребенка.

    Список литературы:

    1.С.И.Лобачева. О.Е.Жиренко «Справочник вожатого».М.,2007.

    2.Ф.М.Бородкин, «Внимание: конфликт!» Новосибирск,1989.

    3.Ф.Райс. «Психология подросткового и юношеского возраста». СПб.,2000.

    4.Портал Вожатый. ру»www vozhatyi . ru .

    5.И.М.Юсупов. Психология взаимопонимания. Казань,1991.


      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152