Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летнее оздоровление - это законное право каждого ребенка. Задание взрослых - обеспечить им достойный отдых. В нашей школе, как и в других школах страны, 1 июня начинает свою работу пришкольный лагерь отдыха с дневным пребыванием "Солнышко»".
Задачи деятельности лагеря:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.
5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.
6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие экологического кругозора.
7. Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания, творчества.
8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
9. Развитие и укрепление связей школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения.
10. Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействиях с взрослыми.
Организация летнего отдыха детей является составной частью непрерывного и последовательного процесса воспитания.
Принципы, которыми мы руководствуемся при организации летнего отдыха,:
1. личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. природосообразность воспитания:
- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. культуросообразность воспитания:
- учет национального своеобразия;
- опора в воспитании на национальные особенности;
- изучение и освоение культуры народа;
- изучение и активное использование национально-этнической культуры;
4. гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
5. дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-
психологическими особенностями детей;
- свободный выбор деятельности и права на информацию;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
6. средовой подход к воспитанию:
- педагогическая целесообразная организация среды оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
7. принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.
Одним из требований эффективности деятельности лагеря считаю использование воспитательного потенциала игры. В игре на себя можно примерять разные социальные роли. Эта форма учит и развивает ребенка, когда он сам этого еще не чувствует.
Воспитательная работа в пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко» базируется на развитии детской инициативы, самодеятельности, коллективного творческого дела и заключается в проведении каждый день содержательного, интересного, активного дела. Конечно, реализация заданий, содержание работы зависят от педагогического коллектива, его воспитательного потенциала и мастерства.
Хочется поделиться опытом своей работы в качестве начальника лагеря, где современный руководитель лагеря должен быть организатором, информатором, коммуникатором, экспериментатором, воспитателем.
План воспитательной работы составляется с учетом всех объективных и субъективных возможностей, уровня развития, воспитанности, реальных запросов и пожеланий детей. Прежде всего, детей привлекают содержательные культурно-массовые мероприятия, яркие действа и личное участие во всех делах. Также используем народный календарь и календарь памятных дат. В плане работы обязательны мероприятия, посвященные таким праздничным и выдающимся датам июня:
1 - Игровая программа "Праздник детства", в рамках Международного дня защиты детей;
6 - Конкурс стихов и рисунков к произведениям А.С.Пушкина, посвященный дню рождения великого русского поэта;
12 - Беседы, конкурс рисунков на асфальте, чтение стихов в честь празднования Дня России;
22 - Линейка, минута молчания, беседы в отрядах; выставки рисунков, посвященных Дню памяти и скорби погибших во время Великой Отечественной войны.
Охрана жизни и здоровья детей во время отдыха - это один из важнейших вопросов в работе лагеря с дневным пребыванием. Перед началом смены работники лагеря знакомятся с соответствующими приказами, должностными обязанностями, инструкциями по технике безопасности.
В первый день работы лагеря с воспитанниками проводится вступительный инструктаж по безопасности жизнедеятельности, ознакомление с правилами поведения в лагере, во время экскурсий, прогулок. В соответствии с планом работы и с целью предупреждения несчастных случаев с детьми во время лагерной смены проводятся беседы по ТБ, инструктажи такие, как:
- правила пользования электроприборами;
- правила противопожарной безопасности;
- правила безопасности на водоемах;
- правила защиты от насекомых, клещей, комаров;
- тепловой и солнечный удары;
- Осторожно! Ядовитые грибы!;
- занятия по правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности;
Большой летний перерыв у школьников - это период укрепления их здоровья, познания интересного, новых знакомств и приключений; это пора моральной закалки, духовного обогащения, пора ярких впечатлений, творчества, активного познания мира и себя в нем. Этого ожидают наши сегодняшние воспитанники, мечтают об этом, строят планы. Поэтому давайте поможем им в том, чтобы их надежды обязательно исполнились!
И, в заключении,
Если Вы впервые стали начальником пришкольного лагеря -
10 шагов к успеху:
1 шаг. Надо порадоваться! И начать изучение опыта предыдущего начальника, провести анкетирование ребят с целью выявления их интересов.
2 шаг. С воодушевлением разработать программу деятельности лагеря, план работы на смену и подготовить сценарную папку запланированных мероприятий.
3 шаг. Играючи заинтересовать ребят и их родителей ярким информационным стендом, афишами, буклетами, т.о. набрать контингент отдыхающих.
4 шаг. Надо напрячься! Составить документацию лагеря в соответствии с требованиями.
5 шаг. С хорошим настроением! Разработать общую стратегию со всеми педагогами-вожатыми по проведению лагерной смены.
6 шаг. Весело и организованно пройти со всеми сотрудниками лагеря медицинский осмотр.
7 шаг. Надо создать атмосферу праздника! Ярко и красочно оформить закрепленные кабинеты и игровую лагеря.
8 шаг. Не давать скучать детям! Использовать ресурсы своих педагогов-вожатых, учреждений дополнительного образования, города и района, и т.п.
9 шаг. С удовольствием ежедневно вести учет посещения и питания, контроль за проводимыми мероприятиями, проведением инструктажа по технике безопасности.
10 шаг. Не всплакнуть по поводу окончания смены! Подготовить отчетную документацию.
Понравилось? Все повторится на следующий год!