Аннотация
Представленный материал посвящен проблеме организации летнего отдыха подрастающего поколения в условиях оздоровительного пришкольного лагеря, поскольку воспитание здорового образа жизни – актуальная тема на сегодняшний день. Статья содержит опыт работы педагогического коллектива Центра детского технического творчества «Факел». Данный материал может представлять интерес для работников учреждений дополнительного образования детей.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого. Надо помнить, что человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Воспитание культуры здорового образа жизни - актуальная тема на сегодняшний день. Как привлечь детей и подростков к здоровому образу жизни, организовать их в свободный от основных дел временной период?
С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому каникулы для ребёнка – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх.
На помощь родителям и детям открываютсяоздоровительные лагеря: пришкольные, загородные. Что такое пришкольный лагерь? Чем он удобен для родителей? И чем привлекает детей?
Оздоровительный пришкольный лагерь, как правило, организуется на базе ближайшей школы, детского Центра и предполагает дневное пребывание детей. Это его первое преимущество! Ребёнок целый день находится под присмотром педагогов в привычной для него атмосфере, а вечером возвращается домой.
Еще одним плюсом является то, что педагоги, работающие в пришкольном лагере, хорошо знают особенности характера ребенка, его привычки и интересы. А ребенок, соответственно, знает педагогов, поэтому привыкать к новым людям ему не придется. Это особенно благоприятно складывается для тех детей, которые трудно адаптируются в новом обществе.
А детям пришкольный лагерь нравится тем, что он находится близко и никуда не надо ехать. Большинству детей достаточно сложно уезжать на длительное время далеко от дома, так как они начинают скучать по родителям, друзьям, личным вещам и привычным для них увлечениям. По статистике, это самая распространенная причина, по которой дети возвращаются домой из летних лагерей раньше окончания смены. Когда ребенок отдыхает в пришкольном лагере, он не испытывает подобных стрессовых моментов, потому что знает, что вечером встретится с родителями и поиграет за любимым компьютером.
Первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков; а так же помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Воспитательная ценность работы лагеря заключается в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга ребят, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека.
В работе лагеря педагоги учитывают специфику внешкольного воспитания:
· добровольность участия детей в различных делах;
· свободный выбор ими занятий, организованных форм и видов деятельности;
· вариативность программы деятельности с учетом индивидуальных интересов, способностей уровня развития ребенка конкретныхусловий работы внешкольного учреждения.
Основополагающий принцип деятельности лагеря – воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества.
Традиционно в структуре смены выделяют три периода: организационный (вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности лагеря. Как показала практика, основное содержание работы пришкольного летнего лагеря составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность.
Много лет педагогический коллектив Центра детского технического творчества «Факел» ведет работу с детьми и подростками, посещающими пришкольные лагеря.В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры.С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Главное в игровой модели – это замысел – задуманный интересный план действий или деятельности. В творческом союзе взрослых и детей Центра родилась идея: создать лагерную смену в виде сюжетно-ролевой игры. Была составлена программа лагеря «Радость». Каждый год к этой программе составляется новый план работы с определенной темой:«Добрая дорога детства», «Путешествие по Факеляндии». В этом году в сотворчестве педагогов и детей выбрана сказочная тема «Там, на неведомых дорожках...». Взят лучший опыт прошлого и настоящего, нафантазированный ребятами.
Программа состоит из трех частей:
· спортивно-развлекательная часть - игра;
· творческая часть - мастер-классы;
· развивающая познавательная часть – экскурсия.
№ п/п | Дата | Время | Наименование мероприятия | Ответствен-ный | Цель | |
1. Спортивно-развлекательная программа «Там, на неведомых дорожках...» | ||||||
| | | Конкурсные площадки: «Колпак на колпаке» «С кочки на кочку» «Коронуй принцессу» «Меткий стрелок» «Срази войско» | Пдо Центра | Пропаганда активного летнего отдыха, здорового образа жизни, воспитание волевых качеств, развитие коммуникативных качеств учащихся. | |
2. «MagicLand» - мастер-классы | ||||||
| | | · «ЦветокЛотоса» - об. «Детская йога» · «Волшебный карандаш» - об. «Художественное конструирование» · «Мы бродячие артисты» об. «Подросток – театр жизни» · «Туристские узлы» - об. «Спорт.тех.туризм» · «Мышь-проводник в страну чудес» - об. «Програм-мирование» | Пдо Центра | Организация детского досуга, формирование познавательной активности и здорового образа жизни, активизация творческого воображения, развитие практических умений. | |
3. Э к с к у р с и и | ||||||
| | | «Казанский Кремль – памятник международного значения» | Пдо Центра | Формирование интереса к истории, традициям, культурной жизни татарского народа. | |
Игры, викторины, мастер-классы, экскурсии побуждают ребят к приобретению новых знаний, умений, навыков, к серьезным размышлениям.
В наших мероприятиях ключевыми являются слова «творчество, радость и успех». В конце смены, конечно же, подводятся итоги деятельности.
Жизнь в лагере полна различными положительными событиями, встречами. Педагоги Центра используют все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой, когда старшие руководят младшими, младшие помогают старшим и учатся у них.Традиции Центра, рождающие дух дружбы, единения, совместного творчества, дают возможность расширения межвозрастного общения. На первый план работы, как педагогов, так и детей выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление.
Четвертый год в Голубом заливе (р.Волга), на базе отдыха от КГТУ им.А.Н.Туполева, открывается летний лагерь для подростков секции «Мото».
Основнаязадача работы загородного лагеря «Мото» - это возможность обучающегося овладеть техническим мастерством вождения мотоцикла, собранного своими руками, и действиями на трассе, в процессе учебно-тренировочных сборов.
Учебно-тренировочные сборы – это хорошая техническая подготовка спортсмена, которая позволяет проанализировать свои успехи и неудачи, находить их причину и пути устранения в процессе дальнейших тренировок, а так же намечать пути совершенствования.
Прежде чем открыть лагерную смену, обучающиеся объединения «Мото» (пдо Опарин А.В.) приводят в порядок территорию лагеря, корпуса, готовят гоночную трассу, очищают прилегающую территорию пляжа,и леса от стекла, мусора. Затем следят, поддерживают чистоту и порядок на территории лагеря всю смену, так как окружающая природа облагораживает подростка, забота о ней заставляет о многом задуматься.
Роль педагога в работе с детьми, несомненно, очень велика, в лагере нет папы и мамы, которые заботятся о ребенке, нет старших братьев и сестер, к которым можно обратиться за помощью. Поэтому педагог для ребенка – и папа, и мама, и самый значимый взрослый, который может и умеет все. Педагоги нашего Центра – это люди, профессионально принимающие на себя ответственность за другого человека – своего воспитанника, за его благополучие, здоровье, моральное состояние. И главная функция педагога в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- удовлетворение потребностей и интересов детей и подростков;
- оздоровление детей через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжений, отдых;
- укрепление здоровья детей, мотивация подростков на собственное оздоровление;
- развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- овладение навыками трудовой деятельности;
- повышение культуры взаимоотношений школьников и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
-формирование традиций Центра.
Мероприятия, проводимые в лагере, являются эффективными и играют огромную роль в воспитании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.
Подводя итог, скажу, что все ребята, без исключения, с радостью ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу или усовершенствовать свои навыки, приобретенные раннее.
Чтобы жизнь в лагере, была интересной, педагоги, фантазируйте, дерзайте, творите сами и вместе с ребятами.
Список литературы
1. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр, Педагогический поиск, 1999
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? М.: АРКТИ, 2005
3. Великородная В.А. Здравствуй, лето!М.,1984.
4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М: ВЛАДОС, 2004
5. Ерошенков И.Н. Культурно – воспитательная деятельность с детьми и подростками. Учебное пособие. – М., 2001.
6. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М: ВАКО, 2005.
7. Лето.Каникулы.Лагерь/Под ред.С.А.Шмакова.Липецк,1995.
8. Лосева О.А. Режим и организация досуга. М.:Педагогика,1991.
9. Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., КоржоваН.Б.Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе:Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. М.: НИИ семьи,1998.
10. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа,1993.