Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Летняя школа
  • Детские оздоровительные лагеря как одна из форм работы по воспитанию здорового образа жизни ребенка

    Королевская Ольга Иларионовна, методист МБОУДОД «Центр детского технического творчества «Факел» Вахитовского района г.Казани

    Аннотация

    Представленный материал посвящен проблеме организации летнего отдыха подрастающего поколения в условиях оздоровительного пришкольного лагеря, поскольку воспитание здорового образа жизни – актуальная тема на сегодняшний день. Статья содержит опыт работы педагогического коллектива Центра детского технического творчества «Факел». Данный материал может представлять интерес для работников учреждений дополнительного образования детей.


    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Оно помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

    Нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого. Надо помнить, что человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.

    Воспитание культуры здорового образа жизни - актуальная тема на сегодняшний день. Как привлечь детей и подростков к здоровому образу жизни, организовать их в свободный от основных дел временной период?

    С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

    Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому каникулы для ребёнка – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх.

    На помощь родителям и детям открываютсяоздоровительные лагеря: пришкольные, загородные. Что такое пришкольный лагерь? Чем он удобен для родителей? И чем привлекает детей?

    Оздоровительный пришкольный лагерь, как правило, организуется на базе ближайшей школы, детского Центра и предполагает дневное пребывание детей. Это его первое преимущество! Ребёнок целый день находится под присмотром педагогов в привычной для него атмосфере, а вечером возвращается домой.

    Еще одним плюсом является то, что педагоги, работающие в пришкольном лагере, хорошо знают особенности характера ребенка, его привычки и интересы. А ребенок, соответственно, знает педагогов, поэтому привыкать к новым людям ему не придется. Это особенно благоприятно складывается для тех детей, которые трудно адаптируются в новом обществе.

    А детям пришкольный лагерь нравится тем, что он находится близко и никуда не надо ехать. Большинству детей достаточно сложно уезжать на длительное время далеко от дома, так как они начинают скучать по родителям, друзьям, личным вещам и привычным для них увлечениям. По статистике, это самая распространенная причина, по которой дети возвращаются домой из летних лагерей раньше окончания смены. Когда ребенок отдыхает в пришкольном лагере, он не испытывает подобных стрессовых моментов, потому что знает, что вечером встретится с родителями и поиграет за любимым компьютером.

    Первоочередной задачей летнего пришкольного лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков; а так же помочь детям разного уровня воспитания и развития обрести более глубокое понимание самого себя и своих взаимоотношений с окружающими. Воспитательная ценность работы лагеря заключается в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга ребят, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего человека.

    В работе лагеря педагоги учитывают специфику внешкольного воспитания:

    · добровольность участия детей в различных делах;

    · свободный выбор ими занятий, организованных форм и видов деятельности;

    · вариативность программы деятельности с учетом индивидуальных интересов, способностей уровня развития ребенка конкретныхусловий работы внешкольного учреждения.

    Основополагающий принцип деятельности лагеря – воспитание через вовлечение детей в программу, через погружение в мир творчества.

    Традиционно в структуре смены выделяют три периода: организационный (вводный), основной и итоговый (заключительный), каждый из которых позволяет решать комплекс задач воспитательной и оздоровительной работы в жизнедеятельности лагеря. Как показала практика, основное содержание работы пришкольного летнего лагеря составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность.

    Много лет педагогический коллектив Центра детского технического творчества «Факел» ведет работу с детьми и подростками, посещающими пришкольные лагеря.В основе развития лагерной смены лежит идея сюжетно-ролевой игры.С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Главное в игровой модели – это замысел – задуманный интересный план действий или деятельности. В творческом союзе взрослых и детей Центра родилась идея: создать лагерную смену в виде сюжетно-ролевой игры. Была составлена программа лагеря «Радость». Каждый год к этой программе составляется новый план работы с определенной темой:«Добрая дорога детства», «Путешествие по Факеляндии». В этом году в сотворчестве педагогов и детей выбрана сказочная тема «Там, на неведомых дорожках...». Взят лучший опыт прошлого и настоящего, нафантазированный ребятами.

    Программа состоит из трех частей:

    · спортивно-развлекательная часть - игра;

    · творческая часть - мастер-классы;

    · развивающая познавательная часть – экскурсия.

    № п/п

    Дата

    Время

    Наименование мероприятия

    Ответствен-ный

    Цель

    1. Спортивно-развлекательная программа

    «Там, на неведомых дорожках...»




    Конкурсные площадки:


    «Колпак на колпаке»

    «С кочки на кочку»

    «Коронуй принцессу»

    «Меткий стрелок»

    «Срази войско»

    Пдо Центра

    Пропаганда активного летнего отдыха, здорового образа жизни, воспитание волевых качеств, развитие коммуникативных качеств учащихся.

    2. «MagicLand» - мастер-классы






    · «ЦветокЛотоса» -

    об. «Детская йога»

    · «Волшебный карандаш»

    - об. «Художественное конструирование»

    · «Мы бродячие артисты»

    об. «Подросток – театр жизни»

    · «Туристские узлы» -

    об. «Спорт.тех.туризм»

    · «Мышь-проводник

    в страну чудес» - об. «Програм-мирование»

    Пдо Центра

    Организация детского досуга, формирование познавательной активности и здорового образа жизни, активизация творческого воображения, развитие практических умений.

    3. Э к с к у р с и и




    «Казанский Кремль – памятник международного значения»

    Пдо Центра

    Формирование интереса к истории, традициям, культурной жизни татарского народа.


    Игры, викторины, мастер-классы, экскурсии побуждают ребят к приобретению новых знаний, умений, навыков, к серьезным размышлениям.

    В наших мероприятиях ключевыми являются слова «творчество, радость и успех». В конце смены, конечно же, подводятся итоги деятельности.

    Жизнь в лагере полна различными положительными событиями, встречами. Педагоги Центра используют все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой, когда старшие руководят младшими, младшие помогают старшим и учатся у них.Традиции Центра, рождающие дух дружбы, единения, совместного творчества, дают возможность расширения межвозрастного общения. На первый план работы, как педагогов, так и детей выходят сотрудничество, сотворчество, соуправление.

    Четвертый год в Голубом заливе (р.Волга), на базе отдыха от КГТУ им.А.Н.Туполева, открывается летний лагерь для подростков секции «Мото».

    Основнаязадача работы загородного лагеря «Мото» - это возможность обучающегося овладеть техническим мастерством вождения мотоцикла, собранного своими руками, и действиями на трассе, в процессе учебно-тренировочных сборов.

    Учебно-тренировочные сборы – это хорошая техническая подготовка спортсмена, которая позволяет проанализировать свои успехи и неудачи, находить их причину и пути устранения в процессе дальнейших тренировок, а так же намечать пути совершенствования.

    Прежде чем открыть лагерную смену, обучающиеся объединения «Мото» (пдо Опарин А.В.) приводят в порядок территорию лагеря, корпуса, готовят гоночную трассу, очищают прилегающую территорию пляжа,и леса от стекла, мусора. Затем следят, поддерживают чистоту и порядок на территории лагеря всю смену, так как окружающая природа облагораживает подростка, забота о ней заставляет о многом задуматься.

    Роль педагога в работе с детьми, несомненно, очень велика, в лагере нет папы и мамы, которые заботятся о ребенке, нет старших братьев и сестер, к которым можно обратиться за помощью. Поэтому педагог для ребенка – и папа, и мама, и самый значимый взрослый, который может и умеет все. Педагоги нашего Центра – это люди, профессионально принимающие на себя ответственность за другого человека – своего воспитанника, за его благополучие, здоровье, моральное состояние. И главная функция педагога в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.

    Ожидаемые результаты работы лагеря:

    - удовлетворение потребностей и интересов детей и подростков;

    - оздоровление детей через возмещение, уравновешивание сил, снятие напряжений, отдых;

    - укрепление здоровья детей, мотивация подростков на собственное оздоровление;

    - развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;

    - овладение навыками трудовой деятельности;

    - повышение культуры взаимоотношений школьников и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

    -формирование традиций Центра.

    Мероприятия, проводимые в лагере, являются эффективными и играют огромную роль в воспитании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.

    Подводя итог, скажу, что все ребята, без исключения, с радостью ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу или усовершенствовать свои навыки, приобретенные раннее.

    Чтобы жизнь в лагере, была интересной, педагоги, фантазируйте, дерзайте, творите сами и вместе с ребятами.



    Список литературы

    1. Байкова Л.А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр, Педагогический поиск, 1999

    2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование в школе? М.: АРКТИ, 2005

    3. Великородная В.А. Здравствуй, лето!М.,1984.

    4. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. М: ВЛАДОС, 2004

    5. Ерошенков И.Н. Культурно – воспитательная деятельность с детьми и подростками. Учебное пособие. – М., 2001.

    6. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. М: ВАКО, 2005.

    7. Лето.Каникулы.Лагерь/Под ред.С.А.Шмакова.Липецк,1995.

    8. Лосева О.А. Режим и организация досуга. М.:Педагогика,1991.

    9. Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., КоржоваН.Б.Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе:Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. М.: НИИ семьи,1998.

    10. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа,1993.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152