Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Дополнительное образование
  • Синтез традиционных и инновационных технологий – залог успеха учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании детей

    Чалдаева Наталья Михайловна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МБОУДОД «ДМШ №26» Вахитовского района г.Казани

    «Синтез традиций, накопленных многими поколениями
    музыкантов-исполнителей, педагогов, ученых и
    новых педагогических технологий может не только
    ускорить и облегчить процесс обучения музыке,
    изменить слушательскую аудиторию, но и решить
    проблему более широкого вовлечения общества в
    процесс музыкального образования и просвещения».

    М.Швыдкой [3,3]

    Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов – инновационных и традиционных. В системе дополнительного образования практикуются оба типа технологий, но с каждым годом наблюдается все более заметный рост инновационных методов и форм в обучении детей. Из социально пассивного, нередко рутинизированного и совершающегося в традиционных рамках, образование методично становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», понимаемую, в свою очередь, как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь дополнительное образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями; при этом запускается механизм саморазвития ( самосовершенствования, самообразования), обеспечивающий готовность личности к реализации собственной индивидуальности в обществе с его переменами и развитием.

    Новшества и изменения вносятся в цели, содержание, методы и технологии, формы организации учебного процесса, учебно-методическое обеспечение, а главное, в деятельность учителя и ученика. В школах дополнительного образования лучший результат дает применение личностно-ориентированных технологий, заключающих в себе такие педагогические новшества, как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровнего обучения», «коллективного взаимообучения», «модульного обучения» и др. Именно личностно-ориентированные технологии помогают приблизить обучение к обучающемуся, приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям ученика, различному уровню сложности содержания обучения.

    Но, к сожалению, в современной системе образования имеет место существенное противоречие между быстрыми темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютно образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу – максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию через развитие способов деятельности (любой). Выход из противоречия – педагогика сотрудничества, представляющая идею совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

    Содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а помогают в этом такие формы работы, как объединение, интеграция школьных дисциплин, вариативность и дифференциация обучения, обязательно положительная стимуляция учения, понимание того, что каждый ребенок от природы обладает своими дарованиями, каждый ребенок по-своему талантлив. Именно от педагога зависит какое дальнейшее развитие получат его творческие способности, насколько он сумеет выявить, раскрыть и развить в ученике творческое начало. Д.Д.Шостакович говорил: «Если в самом нежном возрасте, когда человек так восприимчив ко всему прекрасному, разбудить в нем художника, развить слух и дать необходимые знания, - то вся последующая жизнь наших детей станет неизмеримо богаче и полнее». С этими словами перекликается высказывание П.И.Чайковского: «Испытанные в годы юности художественные восторги оставляют след на всю жизнь». [3,107]

    Главное для всех инновационных технологий – это личностный подход, фундаментальность образования. Творческое начало, сущностный и акмеологический подход, профессионализм. Эти параметры являются основополагающими для музыкальной школы № 26 системы образования

    г. Казани.

    Широкое применение в младших классах нашей музыкальной школы получили игровые технологии, представляющие дидактическое средство одновременного метода и методики. «Игровые технологии помогают раскрыть потенциал познания на чувственном уровне, когда ученик испытывает эмоциональное удовлетворение от участия в интересном и занимательном процессе и на этой основе происходит формирование положительного отношения к учителю, к предмету, интереса, потребности участия в образовательном процессе, в общении и совместной деятельности». [1,167]

    Игровые методы используются в работе каждого преподавателя по специальным дисциплинам (по классу фортепиано, народных, струнных, духовых инструментов, в работе с хором, на уроках сольфеджио. Это ритмические упражнения с использованием шумовых и ударных инструментов, упражнения-игры на развитие дыхания, дикции (музыкальные попевки, скороговорки, несложные каноны, вариативное сочинение по типу рондо, диктант с досочинением, «фотодиктант», ритмическая и мелодическая импровизация, определение музыкального размера в стихотворениях, работа с книжками-раскрасками и загадками, музыкальные «Угадай-ки» и многое другое. Работа проводится по известным технологиям Т.Первозванской, О.Мининой, Т.Калининой, Д.Огородного, В.Емельянова, А Артоболевской, Т.Смирновой, а также по собственным методическим наработкам. Через игровой метод ученик мобильнее и результативнее осваивает и усваивает определенные знания и навыки.

    Показательным примером сочетания игровых и коллективных технологий, включающих формы интеграции различных видов искусства, являются яркие, содержательные и познавательные театрализованные музыкальные спектакли. Автор, постановщик, музыкальный и художественный руководитель постановок – преподаватель фортепиано Халикова Наталия Габдулловна, личность творческая, с неисчерпаемым источником идей и фантазии, богатым художественным воображением, умением эмоционально зажечь и повести за собой детей. А дети, в свою очередь, всегда с нетерпением ждут встреч с новыми музыкальными сказками и концертными представлениями, с которыми они выступают перед родителями, учащимися школы и перед широкой слушательской аудиторией на концертных площадках города. Наталия Габдулловна старается задействовать всех учеников класса: кто играет на инструменте, кто поет соло, кто в ансамбле, кто-то читает стихи, кто-то исполняет ролевые задания. Это всегда костюмировано, декорировано и, конечно, празднично. Таковы музыкальные сказки по мотивам «Красной шапочки», «Про репку», «Буратино», «Белоснежки», «Снежной королевы», игровые программы «Под парусом мечты летит планета детства», «Новогодние заморочки», выпускные праздники, «Посвящение в юные музыканты» и др. При этом, педагог обязательно реализует и учебные цели – закрепление и актуализация знаний, профессиональных умений, навыков и цели воспитательные, эстетические. В игровом пространстве ребенок полнее раскрывается как творческая личность, самореализуется и самоутверждается.

    Игровые и коллективные технологии применяет в своей практике преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Чалдаева Наталья Михайловна. Они отражены в ее учебной программе по сольфеджио. Педагог применяет творческое музицирование на национальном духовом инструменте курае в младших классах на уроках сольфеджио. К традиционным заданиям освоения ритма посредством игры на ударных и шумовых инструментах Наталья Михайловна добавляет игру на курае с фортепианным сопровождением. Именно из такого учебного музицирования сформировались школьные ансамбли кураистов, выступающие на различных концертах, конкурсах, праздничных и благотворительных мероприятиях. Ансамбль является лицом польского лицея №5 при встрече делегаций из других стран: Англии, Польши, Германии и др. Участники ансамблей кураистов стали лауреатами и дипломантами городских, Республиканских и Межрегиональных конкурсов. В такой форме реализуется национально-региональный компонент в образовании и воспитании учащихся.

    Преимущества коллективных способов обучения заключаются в следующем: «совершенствование навыков логического мышления и понимания в результате повторяющихся упражнений, мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; повышение ответственности не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение». [1,160-161]

    Так же активно применяются принципы технологии развивающего обучения и воспитания. Основой мотивации данной учебной деятельности является формирование познавательного интереса учащихся. Развивающее обучение включает: «ведение обучения на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; быстрый темп продвижения в изучении материала; соосознание учащимися хода умственных действий; включение в состав обучения эмоциональной сферы; внимание педагога на развитие каждого учащегося». [1,156] Акцент делается на развитие у учащихся умения мыслить, наблюдать, практически действовать.

    Учебная программа по музыкальной литературе преподавателя Чалдаевой Н.М. построена с учетом положений развивающего обучения и воспитания. Для наиболее успешного и результативного усвоения материала автор позиционирует комплексный подход в методике преподавания этого предмета. Одной из важнейших задач – научить учащихся не только слушать, но и слышать музыку, понимать и принимать ее; необходимо научить размышлять и рассуждать о многосложном процессе композиторского творчества. В связи с этим, программа курса содержит обширные межпредметные связи (музыка, литература, история, философия, живопись, театр, кино) – приобщение к культурологи. В основе программы – исторический подход, поскольку в музыкальном искусстве самым непосредственным образом находят отражение характерные особенности той или иной эпохи, а также преемственность в развитии форм и жанров. Педагог является инициатором переименования предмета «музыкально литературы» в предмет «история музыки». Также в обязательном порядке должен присутствовать духовно-нравственный и воспитательный аспект в обучении учащихся – только музыке дано выразить самые глубокие, психологически сложные состояния и утонченные нюансы человеческой души. К примеру, предлагается собственный вариант материала первого полугодия первого года обучения – приобщения к основам культурологи. Это экскурс в историю мировой музыки – от Древнего мира через эпохи Античности, Средневековья, Возрождения к раннему классицизму – эпохе Барокко. Данный экскурс включает: зарождение музыки, ее социальное назначение в разные эпохи, как средство отражения действительности, возникновение и формирование жанров, форм искусства, музыкальных инструментов, нотной графики, музыкальной науки и т.д.

    Активно практикуется в рамках нашей музыкальной школы технология разноуровневого обучения, что отражается в учебных программах преподавателей по специальным предметам. Педагогическая парадигма здесь заключается в том, что «различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала». [1,158]

    В основе этой методики – индивидуальный подход к каждому ученику. Педагоги считают, что неталантливых детей нет. Необходимо найти ключ к раскрытию заложенных природой способностей, помочь им развиться и тем самым реализоваться каждому как творческой личности. Итогом кропотливого труда и высокопрофессиональной деятельности преподавателей является воспитание в стенах нашей школы лауреатов и обладателей Гран При на олимпиадах и конкурсах от городского до международного уровня.

    Примером претворения элементов модульной технологии может служить творческая деятельность нашего ученика Мурата Бакеева. Он проявляет себя самоопределяющей личностью в классе педагога Н.Г.Халиковой по предмету композиции (модуля). Педагог разрабатывает свои методы работы с учеником, которые состоят из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач. Если в раннем и среднем школьном возрасте техника сочинения только осваивается, эмпирически зреет, обрастая слуховым багажом гармоний, мелодий, стилей, чувством формы, владением искусством метро-ритмической организации, многими техническими приемами – фактурными, тембровыми, динамическими, то в старшем школьном возрасте искусство сочинения крепнет. Ученик становится музыкантом не в бытовом, привычном определении, а в существенном, понятийном. Предмет «музыку» он знает не по внешним приметам, а изнутри, через деятельность. Опыт показывает, что дети импровизирующие, сочиняющие, совершенно иначе слушают и слышат музыку. Мурат Бакеев имеет дипломы лауреата всероссийских и международных конкурсов за исполнение авторских произведений; издан сборник «3 пьесы для фортепиано» юного композитора.

    Педагогическое кредо преподавателей ДМШ № 26 – личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей, индивидуальное воздействие на личность ребенка через созидающий, творческий коллектив.

    Итогом является более глубокое усвоение учебного материала, готовность учащихся к творческой деятельности. Они становятся более общественно адаптированными, проявляют активную жизненную позицию во всех сферах жизнедеятельности.

    Список литературы

    1. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ В.И.Волынкин. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.

    2. Волкова, А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов: учебное пособие/ А.А.Волкова, Л.В.Димитрова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.

    3. Новые технологии в музыкальном образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Части I, II. – Омский госуниверситет. 2000. – 267 с.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152