Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Дополнительное образование
  • Учреждение дополнительного образования и детское общественное движение: опыт социально-педагогического взаимодействия

    Фоменко Людмила Михайловна, зав. отделом ЦДТ Вахитовского района г. Казани, куратор детского движения Вахитовского района г. Казани;
    Политова Валерия Вячеславовна, научный консультант ЦДТ Вахитовского района г. Казани, к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики КФУ

    Взаимодействие учреждений дополнительного образования (УДО) и детских общественных объединений (ДОО) в современных условиях обусловлено: а) необходимостью качественного обновления этих субъектов воспитания; б) жизненной необходимостью объединения позитивных воспитательных усилий «близких» по природе учреждений дополнительного образования и детских общественных объединений в создании среды благоприятного и позитивного развития ребенка и взрослого (воспитательного пространства); в) важностью преодоления негативных тенденций в реализации их воспитательных функций через взаимообогащение. Формы социально-педагогического взаимодействия разнообразны; они возникают, меняются в процессе роста взаимопонимания, заинтересованности друг в друге, расширяющихся межличностных взаимоотношений взрослых и детей, изменений в окружающем социуме и определяются, прежде всего, содержанием общей деятельности. Актуальность формирования конкурентоспособности личности подростка заключается в том, что современные реалии рыночной экономики предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Сегодня в обществе все более осознается необходимость усиления заботы о воспитании и социализации детей, формирование сильной государственной политики в этой сфере. Детское общественное объединение – важнейший институт социализации подростка, где апробируются технологии, формы, пути и механизмы, формируется новый опыт взаимодействия всех институтов воспитания в решении проблем детства. Особое место занимает здесь Центр Детского творчества – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей Вахитовского района г. Казани. Одним из ведущих направлений деятельности ЦДТ является работа с детскими общественными объединениями и организациями. Благодаря этой деятельности работа ДОО приобретает сегодня новые черты, требуя координации со школой, государственными и негосударственными субъектами воспитания, ибо современный этап развития детского движения в городе Казани и Вахитовском районе характеризуется многообразием, разнонаправленностью деятельности, разновозрастным составом, единством общего и национально-особого. Работа ЦДТ ведется по двум главным направлениям – это инструктивно-методическая и организационно-массовая деятельность. В методическом отделе создан банк средств информационного и программного обеспечения деятельности разновозрастных детских объединений и организаций района, который ежемесячно пополняется новыми сведениями, проектами деятельности организаций, портфолио участников ежегодного конкурса «Лидер ДОО».

    В Вахитовском районе действует 58 детских общественных организаций и объединений, 15 органов ученического самоуправления, 3 организации старшеклассников, в которые входит 9456 школьников, что составляет 78,6% от количества учащихся в районе – 11 994 чел.

    Детские общественные организации, детские общественные объединения по интересам, органы ученического самоуправления и организации старшеклассников, как правило, базируются в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Все они объединены в районную Ассоциацию «Вахитовец», которую возглавляет совет ДОО, он действует на базе ЦДТ и координирует всю деятельность Детского движения в районе.

    Яркой в этом отношении является детская общественная организация лиц.116 «Дети Гиппократа». Программа данной детской организации привлекает подростков своей социальной значимостью, актуальностью, возможностью создать такую модель общества, где нуждающиеся в помощи начнут верить в свои способности и реализовывать их, а те, кто способен помочь, поймут то, что важнее не слова жалости, а взаимоотношения на равных, реальная помощь, основанная на уважении к человеку. О высокой нравственности и прекрасных целях организации «Дети Гиппократа» говорят названия всех направлений деятельности: «Верни надежду!», «Мы все можем!», «Школа взаимной человечности». Задачи этой организации трудны, но благородны и вполне решаемы. Именно, здесь можно развить в себе лидерские качества и проявить их в реальных жизненных ситуациях.

    Объединения - «Поиск» гимн.96; «ТИД-2 » шк.39; «АК БАРС» шк.1; «Космические разведчики» лиц. им. Н.И.Лобачевского при КФУ ; «Маса Шорашим» шк.12; «СПЕЦНАЗ» и «Кадетское движение» кадетская школа-интернат и т.д. представляют другое направление детских объединений, созданных на основе общих интересов и увлечений. Объединение «Поиск» ведет систематическую работу по восстановлению имен без вести пропавших земляков, совершает экспедиции в районы, выезжает в «Долину смерти», ведет переписку с родственниками павших в боях за родину, вносит все новые имена в «Книгу Памяти». На основе материалов, собранных в экспедициях и поездках, создан музей и ведется интересная просветительская работа. Детское объединение шк.12 «Маса Шорашим» сотрудничает и работает по международной программе «Память сердца». Цель данного объединения – поисковая работа по местам еврейского Гетто.

    Создавать условия для эффективной деятельности детских общественных организаций по выявлению лидерских качеств подростков, вовлекать подростков в различные сферы общения через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы для рассмотрения разнообразных аспектов жизнедеятельности – одна из задач отдела. На изменение активности подростков оказывают влияние социально-значимые дела, которые требуют максимальной отдачи от каждого участника (фестивали детских организаций и объединений, слеты, благотворительные и трудовые акции в рамках, проведение «Осенней недели» и «Весенней недели добра», Вахты Памяти, конкурсы, социальное проектирование общественно-значимых проектов и т.д.). Именно здесь происходит четкая идентификация социальной роли и индивидуальной позиции подростков. На протяжении последних лет в Вахитовском районе реализуется достаточное количество программ деятельности ДОО и детских объединений по интересам, органов ученического самоуправления и организаций старшеклассников.

    Содействовать предоставлению возможностей проверки творческих способностей с помощью игры и социального проектирования, которые помогли бы смоделировать реальные жизненные ситуации – является одним из направлений работы с детскими общественными организациями в ЦДТ. Так, в районе ежегодно проводится конкурс социальных общественно-значимых проектов «Я – гражданин России». Участники конкурса проводят анкетирование, социальный опрос, определяют смету финансирования реализации проекта и реализуют все это не только в презентации проекта, но и в реальной жизни.

    Члены ДОО предпочитают активные формы деятельности, проявляют стремление утвердиться, повысить свою самооценку и статус. Они обладают стремлением к самореализации, самоутверждению и расширению набора своих социальных ролей, стремятся наполнить свою жизнь и жизнь детского объединения социально значимым смыслом. Так, районный конкурс «Лидер-2012» был организован и проходил в ЦДТ. Его девиз: «Среди больших и малых дел достойный лидера удел!». В этом конкурсе приняли участие лидеры ДОО школ района: Шафигуллин Дамир лиц. им Н.И.Лобачевского при КГУ, Симановская Инна «Форум»; Зяблицева Александра «Спектр -Содружество» шк.13; Дианова Вероника «Дети Гиппократа» лицей 116; Упенова Дарина ДОО «СНТ» гимн.27; Семенова Кристина шк.41.; Курмаев Эмиль шк.1; Ворончихин Антон, Соколов Антон, Власов Антон «Кадетское движение «КШИ-6»; Фахрутдинов Булат «Содружество» шк.51; Крутикова Ксения «Кнессет» шк.12.Участники конкурса готовили собственные резюме, портфолио, социально-значимые проекты, писали сочинения на тему «Герой нашего времени», готовили методические рекомендации по деятельности своей организации. Все победители конкурса сами в дальнейшем являлись организаторами аналогичных конкурсов в своих детских общественных организациях и объединениях, что позволило реализовать уникальную возможность обрести положительный опыт в различных видах деятельности, ибо ДОО не имеют жесткой оценочной системы, не нуждаются в стандартизации и открывают широкий простор для творческой реализации самых современных интересов подростков.

    Общественное детское движение, ученическое самоуправление, социально полезная, общественная деятельность в условиях коллектива –сферы, в которых подросток имеет реальные возможности для апробации своих потенциальных сил в деле принятия совместных решений, выстраивания позитивного и социального взаимодействия в группе. Поэтому в практике используются такие формы работы программ обучения детского и взрослого актива ДОО как:

  • доклады и сообщения из опыта работы в сочетании с показом на открытых учебах актива;
  • выставки тематических разработок, мультимедийных и дидактических материалов по социальному проектированию в ДОО;
  • создание методических рекомендаций по традициям и новациям ДОО;
  • пополнение информационного банка данных ДОО и детских объединений;
  • организационно-методическое обеспечение и проведение различных районных мероприятий и конкурсов, связанных с деятельностью ДОО;.
  • проведение мини исследований развития социальной активности детей, основ деятельности ДОО через систематические: социальный опрос, анкетирование, создание ситуаций и др..
  • разработка пакетов нормативно-правовых документов по деятельности ДОО в районе (в помощь педагогам – организаторам и руководителям ДОО);
  • проведение научно - практических семинаров, круглых столов по проблемам детского движения в районе (по специальному плану);
  • обучение детского актива, волонтеров, шефских и тимуровских отрядов.
  • Особо необходимо отметить программы, разрабатываемые в ЦДТ и направленные на социальное проектирование, что дает возможность самостоятельных проб подростком своих способностей, поисков, творчества. Однако, тестирование современных подростков (300 учащихся Вахитовского района г. Казани), принимающих участие в детских общественных организациях, показало, что только 9,0% обладают высокой степенью социального интереса. Именно, они способны к сотрудничеству, помощи другу, способности принять другую точку зрения даже за счет личных интересов. А время сегодня диктует становление такой детской общественной организации, в деятельности которой особое значение приобретают социальные отношения. Поэтому сегодня мы должны воспитывать особых лидеров, которых отличают: потребность проявлять себя, никогда не доставляя вреда другим; умение видеть, кому нужна помощь и вовремя протянуть руку дружбы; организаторские способности, позволяющие действовать каждому, проявлять свои знания, умения, навыки; вера в потенциальные возможности каждого, его «изюминку», особенность, отличающую его от других.

    Мы сменили тематику занятий, методику их организации, направив усилия на то, чтобы в результате формировались такие устойчивые качества, как коммуникабельность, сопереживание, ответственность, инициатива, сочувствие, самоуважение, а главными задачами детской общественной организации поставили – социальное проектирование, социальное взаимодействие, социальные инициативы, что позволило научить подростков вглядываться в человека, раскрывать его способности (в том числе и латентные), создавать условия для действия других, чтобы за ними чаще оставалось права выбора.

    Таким образом, социально-педагогическое взаимодействие УДО и ДОО позволяет детской организации активно и эффективно содействовать воспитанию и социализации современных подростков, утверждает его перспективность и необходимость участия в целостном воспитательном пространстве.


      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152