Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • О воспитательной функции интеллектуальных соревнований школьников (на примере математических боёв)

    Зеличёнок Альберт Бенцианович, кандидат физико-математических наук, учитель математики высшей категории, МАОУ "Лицей № 131"; по совместительству - руководитель кружка математических боёв при Городском дворце детского творчества имени А. Алиша;
    Зеличёнок Алиса Альбертовна, учитель английского языка, МАОУ "Лицей № 131".

    Сегодня всё более популярными становятся интеллектуальные соревнования школьников. Их палитра достаточно пестра: предметные олимпиады и различные викторины, «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринги», диспуты и интеллектуальные марафоны. Замечательно, что учащиеся могут реализовать себя, продемонстрировать свои способности и знания, не всегда актуализированные в учебном процессе. Однако при этом нам представляется крайне важным, чтобы все эти личные и командные состязания не становились для организаторов самоцелью, соревнованиями исключительно ради самих соревнований. Они должны быть существенной составной частью общего воспитательного процесса, в первую очередь, в области интеллектуального развития и психологического формирования школьников, способствовать тому, чтобы учащийся стал образованной, гармонично развитой, глубоко, самостоятельно и свободно мыслящей личностью. Кстати, в связи с этим остаётся лишь сожалеть, что государственная поддержка почти всецело отдана предметным олимпиадам. Другие интеллектуальные соревнования учащихся (в особенности командные) в гораздо большей степени решают вышеуказанную воспитательную задачу.

    В данной статье авторам хотелось бы рассмотреть, как исполняет воспитательную функцию такая замечательная командная интеллектуальная игра, как математический бой. Этот вид интеллектуальных состязаний нам особенно близок, поскольку один из авторов является инициатором проведения, организатором и председателем жюри открытого городского турнира математических боёв в Казани, а второй (вторая) – многолетней (с пятого по одиннадцатый класс) участницей школьных турниров математических боёв, а после окончания школы способствует проведению городского турнира, помогая жюри в составлении так называемых «Больших викторин», речь о которых пойдёт ниже. Таким образом, соединив свои наблюдения, мы можем взглянуть на математический бой и извне, с позиции организатора, и изнутри, с позиции участника. Что, как нам представляется, придаёт сделанным выводам больше объективности.

    Математический бой - это соревнование двух команд в умении решать задачи и докладывать результаты. Математический бой – это уникальная форма устных командных математических олимпиад, одна из важнейших и наиболее популярных в России. Бои особенно интересны тем, что позволяют учащимся реализовывать те свои качества и задатки, которые не выявляются и тем более не развиваются ни на уроках, ни на обычных олимпиадах.

    Следует отметить, что, соединяя в себе лучшие черты устных математических олимпиад, командных математических олимпиад, а также интеллектуальных соревнований общей направленности (диспутов, интеллектуальных марафонов и т.п.), математический бой представляет собой интереснейший, хотя и не всегда зрелищный и недостаточно понятный неспециалисту, пример успешного и продуктивного сочетания индивидуальной и коллективной работы. Чтобы подчеркнуть уникальный командно-личный характер математических боёв, жюри казанского городского турнира всегда награждает по итогам учебного года игроков, отличившихся не только в командном, но и в личном зачёте.

    В науке, в передовых отраслях производства, в бизнесе крайне важно умение организовать коллективную креативную деятельность. В связи с этим хотелось бы отметить, что математические бои позволяют выявлять, воспитывать и разви­вать такие ценные для социализации, более того – необходимые человеку в современном обществе качества, как умение организовать командную деятельность, правильно распределить личные и коллективные усилия, при необходимости взять ответственность за принятие решения на себя. Полезна также развивающаяся в процессе участия в математических боях способность правильно оценивать сравнительную сложность решённых командой задач, чтобы вызывать противника каждый раз на наиболее труд­ную из оставшихся заданий.

    Большое значение в жизни и деятельности современного человека имеют такие качества, как умение грамотно, чётко и компактно изложить свою точку зрения или результаты личной либо командной работы и в ходе дискуссии защитить их. Эти качества развивают математические бои, поскольку именно они требуются от докладчика, чтобы успешно представить у доски своё (или командное - что непринципиально) решение соответствующей задачи и в борьбе с оппонентом отстоять его правильность.

    Для оппонента необходимы и в процессе участия в математических боях развиваются такие качества, как умение внимательно, слушать доклад противника, находить в нём ошибки, воспри­нимая чужую логику, аргументированно оспаривать результаты и, по возможности, полностью разрушать чужое решение. Эти способности и навыки трудно пе­реоценить, а актуализируются они именно с помощью математических боёв, но не в «традиционных» олимпиадах, включая даже сравнительно редкие командные олимпиады.

    Бытует мнение, что в данный момент нашему государству не требуются аналитически и критически мыслящие граждане, что сейчас значительно выше ценятся послушные исполнители. Однако данная точка зрения чрезвычайно близорука. Россия, как никакая другая из цивилизованных стран, нуждается в коренной демократизации, широчайшей либерализации во всех сферах жизни, технической революции и полной перестройке науки, производства и бизнес-сферы. А всё это невозможно без активнейшего участия людей, способных непредвзято, без оглядки на авторитеты взглянуть на любую проблему, иначе говоря, без умеющих критически мыслить аналитиков.

    Одной из целей системы математических боев является развитие у учащихся всех вышеуказанных качеств и математических способностей через вовлечение их в данную систему деятельности.

    Кроме того, поскольку математика, будучи самой точной и вместе с тем самой абстрактной из наук, способствует некоторой узости интеллектуального и культурного развития личности и чрезмерной специализации, чрезвычайно важно по мере возможности стимулировать всестороннее развитие личности школьников и студентов, ориентирующихся на углублённое изучение математики, использовать для этого любую подходящую возможность. В частности, в казанских городских турнирах математических боев, а также в проводящихся под их эгидой школьных турнирах (в частности, в средней школе № 9 с углублённым изучением английского языка, в лицее № 131 г.Казани) для решения вышеуказанной задачи используется ежегодная церемония награждения наиболее отличившихся команд и отдельных участников. Все последние годы на данной церемонии традиционно проводится так называемая «Большая викторина», состоящая из ряда викторин и конкурсов, ориентированных на выявление и стимулирование знаний учащихся в области литературы, кино, искусства в целом, естественных и гуманитарных наук, спорта, на проверку сообразительности, развития интуиции и общей эрудиции. Заданий математического характера в «Большой викторине» из принципиальных соображений не содержится.

    Нам представляется полезным включить в данную статью в качестве примера «Большую викторину – 2009». Тем более, что содержащиеся в ней задания не являются «морально устаревшими» и вполне могут быть использованы и сегодня. Кроме того, приведённые здесь задания «Большой викторины» могут служить образцом, отталкиваясь от которого, коллеги самостоятельно разработают задания для интеллектуальных состязаний подобного типа.

    В заключении, хотелось бы отметить, что с декабря 2011 года Городской дворец детского творчества имени Абдуллы Алиша проводит раз в полугодие «Большие викторины» в качестве самостоятельных городских командных интеллектуальных соревнований школьников, что, безусловно, вносит дополнительное разнообразие в общую картину интеллектуальных состязаний учащихся в городе Казани.



    Приложение

    Большая викторина 2009

    1. Сопоставьте произведение и персонаж (по принципу 1-10), напишите имя автора (по 1 баллу)

    Рошфор

    Трое в лодке, не считая собаки

    Мюмла

    Тайна третьей планеты

    Монморанси

    Гамлет

    капитан Зелёный

    Северное сияние

    голован Щекн

    Шляпа Воллшебника

    Розенкранц

    Звёздные дневники Ийона Тихогго

    Берен

    Гарри Поттер и философский камень

    Лира

    3 мушкетёра

    Рон Уизли

    Жук в муравейнике

    профессор Тарантога

    Сильмариллион

    2. Здесь соединены начало названия одного и конец названия другого произведения одного и того же автора. Восстановите оба названия и приведите фамилию автора (по 1 баллу за каждое название и автора)

    Волны гасят Амальтею

    Когда король волчица

    Двадцать лет фехтования

    Девять принцев Авалона

    Владычица Предназначения

    Белый щенок на границе тьмы

    Из пушки на воздушном шаре

    Страх и ненависть свиней

    Заповедник Талисмана

    Кладбище домашних с костями

    3. Сопоставьте спортсмена и вид спорта (по 1 баллу)

    Уэйн Гретцки

    бокс

    Игорь Акинфеев

    штанга

    Коби Брайант

    фигурное катание

    Мохаммед Али

    лёгкая атлетика

    Майкл Фелпс

    баскетбол

    Елена Исинбаева

    футбол

    Александр Ягудин

    шахматы

    Гарри Каспаров

    конькобежный спорт

    Наим Сулейман-оглу

    хоккей

    Эрик Хейден

    плавание


    4. Сопоставьте актёра и фильм, в котором он играл (по 1 баллу)

    А.Шварценеггер

    Утопим Мону

    Б.Уиллис

    Возмещение ущерба

    Ж.—П.Бельмондо

    Фантомас

    Д. Де Вито

    Армагедддон

    С. Сталлоне

    Убить дракона

    Л. Де Фюнес

    Калина красная

    О. Янковский

    Безымянная звезда

    В.Высоцкий

    Сбрось маму с поезда

    В.Шукшин

    Профессионал

    И.Костолевский

    Как царь Пётр арапа женил


    5. В каждой фразе зашифровано название столицы государства (например: Тутмос квакал). Укажите столицу и государство (по 1 баллу за то и другое).


    Почувствовав, что он устал, Лин надумал передохнуть. Свежая коврига хлеба – вот что я люблю. «Дубли, дубли, дубли»...- нашёптывал в ужасе Привалов. Художник сам стер даму с холста. Овен алкает травы, но не мяса. От его слов ад у цирка превратился в рай. Мона копала картошку изящно. И всё-таки лис сабо надел, но ходить в них не смог. Тиран арестован, тирания торжествует! Раб атаковал хозяина поцелуями. «Смотри – полисмен!» - вскричал грабитель, убегая. Сук режь, лишь усевшись на нём.


    6. Для каждого из данных фильмов укажите в правом столбце режиссёра (по 3 балла).

    Властелин колец


    Основной инстинкт


    Инопланетянин


    Годзилла (США)


    Город Греха


    Дракула Брэма Стокера


    Матрица


    Формула любви


    Ночной дозор


    Бриллиантовая рука


    Служебный роман


    Унесённые призраками



    7. Викторина «Кто хочет стать...». Из четырёх предложенных вариантов ответов выбрать правильный (число баллов равно номеру вопроса).

    1) Сколько минут длится тайм в футболе? А) 30 Б) 40 В) 45 Г) 60

    2) Сколько романов о Гарри Потере написала Джоан Роулинг? А) 6 Б) 7 В) 9 Г) 10

    3) Больше всего наград на церемонии вручения Оскаров - 2009 собрал фильм... А) Старикам здесь не место Б) Миллионер из трущоб В) Загадочная история Бенджамина Баттона Г) Рок-н-рольщик

    4) Сколько фильмов входит в канонический цикл «Кошмар на улице Вязов»? А) 12 Б) 10 В) 9 Г) 7

    5) Голливудский фильм «Особо опасен» снял режиссёр... А) Тимур Бикмамбетов Б) Андрон Михалков-Кончаловский Б) Пётр Тодоровский Г) Александр Герман

    6) Фильм «Вспомнить всё» снят по рассказу... А) Роберта Шекли Б) Филипа Дика В) Рэя Брэдбери Г) Харлана Эллисона

    7) Завершающая книга трилогии братьев Стругацких о Максиме Каммерере называется... А) Волны гасят ветер Б) Хищные вещи века В) Град обреченный Г) Улитка на склоне

    8) Старшим тренером мужского баскетбольного клуба ЦСКА, под руководством которого клуб впервые в истории РФ выиграл в 2006 году Евролигу, являлся... А) Станислав Ерёмин Б) Дэвид Блатт В) Сергей Белов Г) Этторе Мессина

    9) Огромная подземная крепость Моргота на северо-западе Средиземья называлась... А) Дориат Б) Менегрот; В) Ангбанд Г) Кардолан

    10) Одна из книг цикла «Тёмная Башня» Стивена Кинга называется... А) Глаза дракона Б) Колдун и кристалл В) Игра Джералда Г) Роза Марена

    8. В левом столбце приведены псевдонимы литературных героев. В правый столбец занесите их настоящие имена (по 5 баллов за каждое)

    Портос


    Волдеморт


    Штирлиц


    Бродяжник


    Бэтмен


    Железный Человек


    капитан Немо


    граф Монте-Кристо


    Дон Кихот


    Странник



    9. Кто автор крылатых фраз, приведённых в 1 столбце? Выберите из приведённых во 2 столбце 4 вариантов наиболее вероятный, с вашей точки зрения, и поставьте возле него в 3 столбце цифру 1, рядом со следующим по вероятности - цифру 2, со следующим – цифру 3; цифру 4 ставить не стоит. Если правильный вариант помечен цифрой 1, вы получите за него 3 балла; цифрой 2 – 2 балла; цифрой 3 – 1 балл.


    А счастье было так возможно


    Лермонтов


    Грибоедов


    Пушкин


    Некрасов



    Точность — вежливость королей


    Генрих Третий английский


    Людовик Восемнадцатый французский


    Карл Двенадцатый шведский


    Фердинанд Седьмой Испанский



    Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать!


    Гоголь


    Достоевский


    Чехов


    Лев Толстой



    Благими (добрыми) намерениями ад вымощен


    Вальтер Скотт, английский писатель


    Кристофер Марло, английский поэт


    Роберт Бёрнс, шотландский поэт


    Герберт Джонсон, английский писатель



    Буря в стакане воды


    Вольтер


    Эразм Роттердамский


    Монтескье


    Кант



    В надежде славы и добра


    Блок


    Пушкин


    Баратынский


    Жуковский



    Где стол был яств, там гроб стоит


    Тредиаковский


    Жуковский


    Державин


    Рылеев



    Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает


    П.А. Столыпин


    Н. Макиавелли


    У. Черчилль


    Ж. де Местр



    Мастера культуры


    В.Ленин


    М.Горький


    А.Фадеев


    И.Сталин



    Окно в Европу


    А. Пушкин


    Пётр Первый


    Н. Карамзин


    Л. Толстой


    10. Ответьте на вопросы викторины. Правильный ответ – 5 баллов.

    1. Кто режиссёр фильма «Кошмар на улице Вязов - 1»?

    2. Кто автор цикла фантастических повестей об Алисе Селезнёвой – девочке из будущего?

    3. Кто из персонажей братьев Стругацких часто произносил фразу: - Можно, я лягу?

    4. Кто является тренером английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед»?

    5. Кому из актёров впервые за всю историю премии «Оскар»данная награда была присуждена посмертно?

    6. Кто написал поэму в прозе «Москва – Петушки»? Указать не только фамилию, но и имя.

    7. Какой спортсмен завоевал больше всех золотых медалей на Олимпийских Играх?

    8. Кто автор «вампирского» цикла «Сумерки» - «Затмение» - «Новолуние» - «Рассвет»?

    9. Эти три телезвезды хорошо известны каждому из нас. Блондина зовут Степан, шатена зовут Филипп. А как зовут лысого?

    10. Человек, толкавший свою машину, остановился возле гостиницы. Как только это произошло, он понял, что обанкротился. Почему?



    Ответы

    1. 1-8, А.Дюма

    2-5 Т.Янссон

    3-1 Джером К. Джером

    4-2 К. Булычёе

    5-9 Стругацкие

    6-3 Шекспир

    7-10 Толкиен

    8-4 Ф.Пулман

    9-7 Дж.Роулинг

    10-6 С.Лем

    2. Волны гасят ветер Путь на Амальтею А. И Б. Стругацкие

    Когда король губит Францию Французская волчица М.Дрюон

    Двадцать лет спустя Учитель фехтования А.Дюма

    Девять принцев Амбера Ружья Авалона Р.Желязны

    Владычица Озера Меч Предназначения А.Сапковский

    Белый щенок ищет хозяина Золотое колечко на границе тьмы В.Крапивин

    Из пушки на Луну Пять недель на воздушном шаре Ж.Верн

    Страх и ненависть в Лас-Вегасе Поколение свиней Х.С. Томпсон

    Заповедник гоблинов Братство Талисмана К.Саймак

    Кладбище домашних животных Мешок с костями С.Кинг

    3. 1-9, 2-6, 3-5, 4-1, 5-10, 6-4, 7-3, 8-7, 9-2, 10-8

    4. 1-2, 2-4, 3-9, 4-1, 5-8, 6-3, 7-5, 8-10, 9-6, 10-7

    5. Таллинн - Эстония; Рига – Латвия; Дублин- Ирландия; Амстердам – Голландия; Вена – Австрия; Вадуц – Лихтенштейн; Монако – Монако; Лиссабон – Португалия; Тирана – Албания; Рабат – Марокко; Триполи – Ливия; Сукре – Боливия.

    6.

    Властелин колец

    Питер Джексон

    Основной инстинкт

    Пол Верховен

    Инопланетянин

    Стивен Спилберт

    Годзилла (США)

    Р. Эммерих

    Город Греха

    Роберто Родригес

    Дракула Брэма Стокера

    Френсис Форд Коппола

    Матрица

    братья Вачовски

    Формула любви

    Марк Захаров

    Ночной дозор

    Тимур Бикмамбетов

    Бриллиантовая рука

    Леонид Гайдай

    Служебный роман

    Эльдар Рязанов

    Унесённые призраками

    Хаяо Миядзаки

    7. 1) В; 2) Б; 3) Б; 4) Г 5) А; 6) Б 7)А; 8) Г; 9) В; 10) Б.

    8.

    Портос

    Дю Валлон

    Волдеморт

    Том Реддл

    Штирлиц

    Всеволод Владимирович Владимиров (Максим Максимович Исаев)

    Бродяжник

    Арагорн

    Бэтмен

    Брюс Уэйн

    Железный Человек

    Тони Старк

    капитан Немо

    принц Даккар

    граф Монте-Кристо

    Эдмон Дантес

    Дон Кихот

    Алонсо Кихано

    Странник

    Арнольд Сикорски


    9.


    А счастье было так возможно


    Лермонтов


    Грибоедов


    Пушкин

    +

    Некрасов



    Точность — вежливость королей


    Генрих Третий английский


    Людовик Восемнадцатый французский

    +

    Карл Двенадцатый шведский


    Фердинанд Седьмой Испанский



    Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать!


    Гоголь

    +

    Достоевский


    Чехов


    Лев Толстой



    Благими (добрыми) намерениями ад вымощен


    Вальтер Скотт, английский писатель


    Кристофер Марло, английский поэт


    Роберт Бёрнс, шотландский поэт


    Герберт Джонсон, английский писатель

    +


    Буря в стакане воды


    Вольтер


    Эразм Роттердамский


    Монтескье

    +

    Кант



    В надежде славы и добра


    Блок


    Пушкин

    +

    Баратынский


    Жуковский



    Где стол был яств, там гроб стоит


    Тредиаковский


    Жуковский


    Державин

    +

    Рылеев



    Каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает


    П.А. Столыпин


    Н. Макиавелли


    У. Черчилль


    Ж. де Местр

    +


    Мастера культуры


    В.Ленин


    М.Горький

    +

    А.Фадеев


    И.Сталин



    Окно в Европу


    А. Пушкин

    +

    Пётр Первый


    Н. Карамзин


    Л. Толстой


    10. 1 – Уэс Крэйвен 2 – Кир Булычёв 3 – Леонид Горбовский 4 – сэр Алекс Фергюсон

    5 – Хиту Леджеру 6 – Венедикт Ерофеев 7 – американский пловец Майкл Фелпс

    8 – Стефани Майер 9 – Хрюша 10 - он играл в "Монополию"


      Сертификаты:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152