Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Дополнительное образование
  • Социальное партнерство учреждения дополнительного образования и родительской общественности

    Исакова Ольга Ивановна, директор ДМШ №19 Советского района г.Казани

    Наметившиеся в последние годы позитивные процессы в социальной сфере во многом связаны с развитием системы социального партнерства.

    Что собой представляет социальное партнерство?

    Слово «партнер» происходит от французского partena ire, что означает участник какой либо игры, совместной деятельности. Новый малый французский энциклопедический словарь Робера (1995), определяет партнерство как объединение предприятий и социальных институтов для ведения совместной деятельности.

    Вообще понятие «партнерство» обозначает взаимодействие сторон для достижения удовлетворения их интересов и потребностей. При этом предполагается, что стороны имеют для этого равные шансы и возможности.

    Термин «социальное» относится к числу многозначных и многомерных понятий обществоведческого знания. Чаще всего он отождествляется с категорией «общественное».

    Есть несколько уровней понимания и определения социального партнерства:

    1-ый - связан с развитием и функционированием партнерских отношений в обществе в целом;

    2-ой – дает возможность показать роль и влияние социального партнерства на экономическую, политическую и духовную сферу жизни общества;

    3-ий - способствует, выявлению специфики партнерских отношений.

    Доктор политических наук, наша землячка Фарида Гайнуллина предлагает следующее определение: «Социальное партнерство возникает там и тогда, где и когда формируется не просто спонтанное согласие, но есть осознанная потребность и необходимость в общей позиции, согласованном поведении, общем упорядочивании общественных отношений».

    В отрасли «образование» работа по дальнейшему совершенствованию социального партнерства находится в состоянии динамичного развития и является объектом первостепенного внимания.

    Согласно основным документам российской образовательной системы родители являются участниками образовательного процесса. Другими словами: они имеют равные с педагогами права, и, значит, несут равную с ними ответственность за результаты образования своих детей.

    Взаимодействие с родителями в условиях дополнительного образования может иметь несколько уровней:

    · Личностный – предполагает непосредственное общение педагога и родителей;

    · Опосредованный – взаимодействие педагога с большинством родителей через небольшой выбранный родительский актив;

    · Функциональный – представляет собой социально-ролевые контакты педагогического и родительского коллективов.

    В повседневной практике учреждения дополнительного образования используются все уровни взаимодействия, дополняющие и углубляющие друг друга.

    Основная цель организации системного взаимодействия УДО с родителями – максимальное их вовлечение в учебно-воспитательный процесс. Это позволит изменить представление многих родителей о роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения будущих граждан. Совместная работа с ребенком, обсуждение успехов, преодоление неудач позволяет увидеть своего ребенка по-новому, ощутить себя значимым для него человеком.

    Дополнительное образование имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей. Это:

    - Повышение педагогического потенциала семьи через организацию родительского лектория.

    - Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через участие родителей в учебной и внеурочной деятельности.

    - Создание совместного досуга детей и родителей.

    - Формирование различных видов родительских активов, комитетов, попечительских советов.

    - Организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений.

    - Помощь социально незащищенным семьям.

    Реализация такого комплекса мероприятий по организации взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьей невозможна без активного участия всего педагогического коллектива, администрации, педагогов, психологов.

    Общеизвестно, что сотрудничество школы и семьи там имеет высокую результативность, где с помощью советов учреждений, родительских комитетов, попечительских советов сформировано и практически реализуется общественное мнение родителей в необходимости многоплановой помощи школе, где родители ощущают педагогическую поддержку в семейном воспитании, где педагогический и родительский коллективы – соратники и партнеры не только в деле укрепления материальной базы школы, но в организации воспитательной деятельности.

    Взаимодействие подразумевает согласованные цели, содержание, формы работы и, конечно, результат. Это целенаправленное сотрудничество строится на согласованных нормах отношений, прописанных и утвержденных в конкретных локальных актах (договорах, соглашениях, положениях и т.п.). Именно эти маленькие «школьные законы» объединяют усилия и разделяют полномочия между педагогами и родителями в их общем добром деле – воспитании достойных, успешных и счастливых людей.

    Нравственное совершенствование среды, предупреждение духовной пустоты в сфере быта, свободного времени, моделирование единой, неразрывной системы воспитания взрослых и детей в социуме, создание в нем целостного воспитательного комплекса актуальнейшие, наиважнейшие социально-педагогические задачи дополнительного образования, решение которых за нами, уважаемые коллеги.


    Список литературы

    1. Гайнуллина Ф.И. Политические аспекты социального партнерства в России.- М. 2001 г.

    2. Сунгатуллина Ф.Г. Сборник материалов открытой районной конференции «Развитие творческой активности в УДО» под редакцией И.Э.Ярмакеева, Казань 2005 г.

    3. Информационный сборник Татарской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ. Социальное партнерство – наши приоритеты, 2006 г.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152