Главное предназначение современной общеобразовательной и профессиональной школы – гуманизация образования и воспитания. Гуманистическая педагогика рассматривается как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Образовательное учреждение должно стать для обучающихся местом, где они не только получают определенные знания, а прежде всего учатся искренне и непредвзято анализировать многообразные явления и процессы, которыми наполняется реальная жизнь.
Современные требования к процессу обучения и воспитания в профессиональном учебном заведении можно кратко выразить формулой:
Обучение + Воспитание + Развитие познавательных способностей + Формирование потребностей к личностному росту
Английский педагог Спенсер Джонс в своей книге «Мама по минутам» излагает интересную систему воспитания: (01) – своего рода символ, мы видим эти цифры, глядя на электронные часы. Давайте помнить: достаточно всего одной минуты в день, чтобы посмотреть в глаза ребенку и увидеть, все ли у него в порядке, или что-то его беспокоит.
Быть родителем – значит находиться в «боевой готовности» 24/7, то есть 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если вы классный руководитель, то ваши обязанности вполне сравнимы с родительскими, во всяком случае с точки зрения учащихся и родителей вашей подопечной группы.
Для преподавателей, работающих в системе профессионального образования, воспитательный процесс очень важен: ведь мы очень часто имеем дело с педагогически запущенными подростками из неблагополучных семей. И роль воспитателя в нашем случае берет на себя не только семья, но учебное заведение, педагогический коллектив, конкретный педагог.
Воспитательную работу в своих группах я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Надежды Егоровны Щурковой.
Человек становится личностью, когда обретает способность реализовывать свои природные задачи, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка.
Вторая составляющая – нравственность, мораль, духовные стержни. И, наконец, творчество. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. Достигнув этого триединства, личность оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У той жизни есть три основы – истина, добро и красота.
Целевая установка:
Цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития подростка, его самовыражения и профессионального становления.
Цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Задачи доминанты:
- формировать ценностное отношение к природе как общему дому человечества;
- формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;
- формировать представления о человеке как о субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
- формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;
- формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Описание идеи:
Первый шаг – понимание и принятие норм культурной жизни. У них единая основа – истина, добро и красота (начальная школа).
Второй шаг – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 классы).
Третий шаг – обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (8-9 классы).
Четвертый шаг – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути ( 9-10 классы).
В условиях профессиональной школы можно смело добавить пятый шаг –профессиональное становление.
Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных своих функциях:
1) Обустройство жизни ребенка в учебном заведении;
2) Организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива;
3) Организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойный Человека? Это, в первую очередь:
- принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры).
- принцип субъективности – необходимо содействовать развитию у подростка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – своей жизни.
- принцип принятия подростка как данности – нужно уважать личность ученика, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать право на данное поведение.
Основополагающие виды деятельности:
- Познавательная (знакомство с объектами окружающего мира);
- Преобразовательная (подросток созидает, творит и получает от этого радость, так как может осязать продукт своего творчества);
- Ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, подросток приобретает личностный смысл жизни);
- Общение (подросток, взаимодействуя с другим объектом, учится принимать ценность другого).
Так как же реализовывать эти задачи? Ответ есть: необходимо использовать такую организацию учебного процесса, при которой обучающиеся получили бы возможность овладеть важнейшими мыслительными операциями, рациональными приемами умственных действий, которые несли бы в себе воспитательное начало.
Несколько лет назад наш колледж в качестве единой методической темы утвердил методическую систему под названием «Педагогика сотрудничества». Педагогические работники, приняв основные идеи и принципы данной системы, реализуя их в своей работе, убедились в ее правильности и эффективности.
Подросток приходит в новую образовательную среду, в новый подростковый коллектив... Как облегчить ему период адаптации в новой среде? На помощь приходят общие совместные мероприятия: работа над книгой рекордов группы «Самый – самый» (отмечаем любой успех подростка: в учебном процессе, в профессиональной области, в спортивных результатах, в общественной деятельности). По материалам книги рекордов ведется работа над презентацией «Жизнь моей группы», итогом которой станет мультимедийный альбом-презентация «Моя студенческая весна» - подарок каждому выпускнику группы по окончании колледжа.
После поступления в колледж подростки вовлекаются в профессиональную среду. Не у каждого из ребят этот выбор осознан: просто пришел, посоветовали родители, здесь у меня учатся друзья...
И вот начинается первое знакомство с азами профессии на первых классных часах, экскурсиях по колледжу, по цехам базового предприятия, на уроках специальных дисциплин, а также в учебно-производственных мастерских на уроках производственного обучения. Начинается кропотливая работа по всем направлениям: работа классного руководителя и мастера п/о с обучающимися группы над воплощением «проекта» - « Путешествие в мир профессий». Это и экскурсии на производство, изготовление мини-макетов, фотовитрины « Мой трудовой день», конкурс презентаций « Моя будущая профессия» - идет большая работа по социализации подростка в профессиональной среде.
Процесс обучения занимает долгий период жизни человека, но объем полученных знаний, умений и навыков зависит от уровня развития, воспитания человека и от его умения общаться. Косноязычность современной молодежи побудила меня к разработке цикла внеурочных занятий в рамках элективного курса « Культура речи современного рабочего», связанных с развитием речевой культуры подростков.
Для работы по теме акцент был сделан на метод образовательного проекта. Вот несколько примеров реализации данного метода.
Проект-исследование « Речевой этикет делового человека» строился по следующему плану: обучающиеся получили мини-темы исследовательских проектов и работали над ними под руководством учителя. При подготовке проектов были использованы зрительный и литературный ряды (плакаты, рисунки, видеоролики, презентация книг по теме, инсценировки); опора на знания студентов по литературе, истории, обществознанию. Студенты защищали следующие мини-проекты:
- история развития делового языка в России;
- деловой язык Петровской эпохи;
- история речевого этикета при дворе Екатерины II;
- молодежный сленг как явление языка.
На протяжении работы над проектом формировались умения вести деловую беседу; развивались практические навыки публичного выступления и партнерского общения, а также такие качества личности, как вежливость и тактичность.
Проект-погружение в историческую среду « Эпистолярный жанр и русское письмо от времен Петра Первого до наших дней»... Студенты представили
мини-проекты по темам:
- история русской почты;
- требования к письму во времена Петра Первого;
- о тонкостях переписки в 19 веке;
- интерпретация стихотворения М.Цветаевой « Генералам двенадцатого
года».
Закончился проект диспутом « Поему мы сегодня не пишем писем?».
На протяжении всей подготовки к защите проекта у обучающихся формировались умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме; анализировать художественные произведения, написанные в эпистолярном жанре; появилось желание вести разговор с другом посредством письма.
Формирование жизненной позиции – это одна из главных воспитательного процесса. Поскольку в системе профессионального образования большой процент подростков с девиантным поведением, на которых большое влияние оказывают улица, субкультура, неблагополучные семьи, у них очень часто смещены понятия: хорошо – плохо, уважение себя как личности – равнодушие к себе и окружающим. Здесь помощником и воспитателем я считаю книгу. Для проведения классных часов я заранее отбираю произведения того или иного автора, намечаю темы и вопросы для обсуждения. Предлагаю темы проведенных классных часов:
« Почему подросткам порой бывает трудно в жизни?»
(по книге Н. Добрякова « Король живет в интернате»).
1) Почему сын не замечал, что мама его особый человек?
2) Кто помог сыну «обрести» мать?
3) Доброта, взаимопонимание в противовес злобе и ненависти.
« Социальное и духовное нездоровье нашего общества».
(по рассказу А.Астафьева «Людочка»).
1) Кто виноват в гибели Людочки?
2) Осуждаете ли вы поведение матери?
3) В чем долг матери, по-вашему?
4) Что спасет мир от бесчеловечности?
« Такого могло не быть...» (по книге В.А.Еремина «Улица – подросток – воспитатель» ).
1) Твои друзья – кто они?
2) Твое времяпрепровождение.
3) Каковы твои интересы?
4) Оглянись вокруг, жизнь интересная штука.
Интерактивная игра «Алкоголь и наркотики – я за или против?», проект «Путь в пропасть – мгновение, путь из пропасти – годы...» дают подросткам понимание, что наркомания и алкоголизм – это не сладостное занятие, не баловство и не приятное времяпрепровождение, а страшная, мучительная болезнь, весь ужас которой в том, что виновником ее является сам человек, его безответственное отношение к себе и судьбе своих близких.
Литературно-правовая игра «По следам Остапа Бендера...» (см. Приложение) (по литературному материалу романов И.Ильфа и Е.Петрова) позволяет подросткам с девиантным поведением примерить на себя «роли» литературных героев и ситуации, в которые те попадают.
Цели, которые преследует данная игра: во-первых, помочь закрепить в сознании подростков необходимые нормы права; во-вторых, помочь им в преодолении чувства безответственности за поступки, которые они совершают; в-третьих, дать подросткам с девиантным поведением понимание того, что преступное деяние – это не только нарушение закона, но и явление аморальное и безнравственное по сути.
Немаловажную роль в воспитательной работе имеет контакт и взаимопонимание с родителями подопечных. К сожалению, на учебную группу из 25 – 26 человек, только у 5 – 6 подростков полные семьи. Обычно детей воспитывают одинокие мамы, но в последнее время намечается тенденция – одинокие отцы, которые попадают в чрезвычайно сложные воспитательные ситуации.
Уже на первом родительском собрании вырабатываются общие требования семьи и учебного образовательного учреждения по отношению к воспитанникам. Создается копилка « Родительский секрет» (особенности характера, поведения подростков, особые подходы родителей к своему ребенку). В течение всего процесса обучения для родителей проводятся «Воспитательные ликбезы»: «Психологические особенности подростков», «Проблемы взаимоотношений родителей и подростков», «Трудная работа быть мамой (папой)», «Почему подростку трудно в современном мире?». На собрания приглашается психолог, некоторые собрания проводятся как практикумы или интерактивные игры. Сегодня у подростков больше проблем, чем 10 – 15 лет назад, и родители должны уделять им максимум времени и внимания. А по данным социального опроса, установлено, что за сутки родители уделяют своим детям всего 18 минут. Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях. Какие бы времена ни были, какие бы события не происходили, мой ребенок – это моя самая большая ценность и общение с ним – это та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни».
Свои размышления по поводу способов и методов воспитания хочу закончить обширной, но емкой цитатой из книги А.В.Мудрика «Социализация вчера и сегодня»: «В современной России идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация, общая нестабильность общества переходного типа существенно влияют на воспитание...
...Перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что?» развивать в человеке, а вернее в каком направлении его развивать, и соответственно параллельно искать ответ на вопрос «как?» это делать».