Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Развитие творческих способностей школьников в условиях муниципального образования

    Тарасова Галина Викторовна, методист Городского методического центра, к.п.н.

    Детям нужно определить место в жизни
    не в зависимости от способностей их отца,
    но от способности их души
    Платон

    Изучением проблемы творческих способностей занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Среди них Дж.Гилфорд, А.Маслоу, Э.Торренс, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Б.М. Теплов, Т.И.Шамова, Ж.А.Зайцева и другие.

    «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью» - такое определение даётся в энциклопедическом словаре.

    Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б.М.Теплов).

    Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определённому, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности.

    Лев Семёнович Выготский, классик отечественной психологической науки писал: «...именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».

    Развитие творческих способностей – процесс сложный, долгий и многогранный. Понять, что интересует ребёнка, помогает общение с ним, совместная деятельность учителя и ученика. Однако для общения с личностью, особенно с одарённой личностью, требуется немалое искусство и призвание. И чаще всего их демонстрирует учитель. На наш взгляд, только учительская инициатива, профессиональная и личностная компетентность могут обеспечить развитие творческих способностей у школьников.

    Развить творческие способности школьников в муниципальном образовании помогает умело организованный процесс обучения на уроках и во внеурочное время, чтобы школьник почувствовал себя в роли изобретателя, творца, так как именно в деятельности происходит развитие творческих способностей ребёнка. Следовательно, главная задача учителя – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.

    Сегодня учителя школ города широко используют различные возможности через создание гибких, адаптивных программ дополнительного образования на индивидуализацию обучения, расширение форм работы, что в значительной степени влияет на создание комфорта и успешности развития каждого ребенка в той или иной деятельности, развитие его творческих способностей, выявление одаренной личности. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Так поступают многие педагогические коллективы. Выявлять и развивать творческие способности у школьников педагогический коллектив гимназии №122 (директор Тигина О.А.) начинает с начальной школы. Многие годы в гимназии функционирует Школа Юного Зайца. Действенные формы работы с одарёнными школьниками в системе дополнительного образования в лицее-интернате №2 (директор Мухаметов И.Р.) – профильные смены, олимпиадные клубы (исторический, биологический, английский и информатика), где ведётся подготовка к предметным олимпиадам и ЕГЭ. Различные формы дополнительного образования успешно используются в школах №9,12,18,24,33,39,62,146, гимназиях №7, 37,102, лицее №178 и многих других. Развитие творческих способностей неразрывно связано с положительной мотивацией обучения, формированием познавательных интересов, умением применять полученные знания на практике, демонстрировать свои результаты, общаясь со своими сверстниками и учителями.

    Система интеллектуальных, творческих конкурсов, способствующая повышению интереса школьников к интеллектуальной и творческой деятельности в городе, зарекомендовала себя как эффективный инструмент для раскрытия внутренних резервов, способностей, творческого потенциала ребёнка, поиска и выявления талантливых детей, стимул к получению знаний сверх обязательной образовательной программы.

    Анализ данных об участии школьников в научно-исследовательских конференциях свидетельствует о повышенном интересе учащихся к учебно-исследовательской деятельности. В рамках различных форм образовательной работы (дополнительное образование, школьные научные общества, экспедиции) школьники выполняют исследовательские проекты в различных областях естественно-математических и гуманитарных наук.

    Практика показывает, что активной деятельности школьников, повышению уровня самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся способствует участие в школьных научных обществах учащихся, где вырабатываются такие качества как умение работать индивидуально и в группе, трудолюбие, терпение, толерантность, умение слушать своих товарищей, принимать самостоятельные решения, проявлять настойчивость в достижении поставленной цели. Школьное научное общество учащихся – это сообщество школьников и учителей, находящихся в постоянном творческом поиске. В 93 учреждениях образования создано 128 школьных научных обществ по 10 направлениям 23 предметам под руководством 170 учёных и педагогов. В ШНО занято 4638 школьников, что практически стабильно по сравнению с прошедшим учебным годом. 228 учителей города активно вовлекают школьников в исследовательскую деятельность. Состав руководителей школьных научных обществ в основном стабильный, что положительно сказывается на результатах участия школьников в научно-исследовательских конференциях. Но мы не гонимся за процентами. Для нас главное, чтобы ребёнок нашёл себя, а учитель был готов помочь ему.

    Творческий порыв учителей, руководителей школьных научных обществ нуждается в поддержке, положительный опыт - в распространении. Форум школьных научных обществ, который проводится в Казани не первый год – одна из форм распространения опыта работы школьных научных обществ учащихся, учителей, научных руководителей, совершенствования умений и навыков ведения исследовательской и проектной деятельности школьников. Это и возможность для школьников представить свой труд. Интересные формы работы были представлены НТОЛ лицея №145 (рук. Стигунова Т. В.); «Олимпийский резерв» лицея им. Н.И. Лобачевского при КГУ» (рук. Воронин М. В.); «Геодромчик» школы №57 (рук. Гибадуллина А. И.); «Интеллект» гимназии №90 (рук. Трошина Н.Я.), ШНО гимназии №139 (рук. Гайнутдинова С.З., Романова Л.Ю.) и многие-многие другие.

    Школьники вырастают на наших глазах, участвуя ежегодно в городских научно-исследовательских конференциях учащихся. Вместе с ними мы радуемся их успехам, отслеживаем их результативность в динамике. В рамках сотрудничества с высшими учебными заведениями в феврале-марте 2012 года проведено 7 городских научно-исследовательских конференций школьников. Это - конференции имени К.Д.Ушинского на базе гимназии №37 (директор Гаврилина М.А.), имени Д.Лихачёва на базе школы №62 (директор Руденко Т.М.) Авиастроительного, имени Д.Вилькеева на базе школы №23 (директор Шакирзянова А.Д.), Ломоносовские чтения на базе гимназии №7 (директор Кочнева Л.П.) Ново-Савиновского, «Мир науки» на базе школы №24 (директор Васильева А.Н.), конференция имени Х.Атласи на базе гимназии №40 Приволжского (директор Дериновская А.Г.), «Интеллект. Карьера» на базе гимназии №90 (директор Закирзянова Г.Д.) Советского районов.

    На конференциях были представлены 1202 работы школьников из 109 общеобразовательных учреждений города, а также 10 школ Республики Татарстан.

    В качестве экспертов и членов жюри активное участие приняли учёные и преподаватели КФУ, ФГБОУ ВПО «КНИТУ», КНИТУ – КАИ, ИРО РТ, Институт экономики, управления и права, методисты ГМЦ Управления образования, а также учителя школ города.

    Круг обсуждаемых вопросов охватывал проблемы естественно-математических и гуманитарных наук, педагогической психологии, вопросы философии, охраны здоровья и окружающей среды. Члены жюри отметили работы, посвященные вопросам языкового облика города, современной лексики, используемой в наименованиях предприятий, фирм, названиях журналов и др.

    Участники конференций продемонстрировали знание татарской литературы, навыки говорения на хорошем литературном английском языке, затрагивали проблемы культуры, экономики, социального обеспечения жителей представляемой страны, делали сопоставительный анализ исследуемых проблем, что является ценным для их решения.

    Представлены исследовательские работы с широким спектром экологических исследований: водных, наземных экосистем и особенности состояния экосистемы г. Казани, связанные с отрицательным воздействием на природу на основе общенаучных и авторских исследований.

    Всё большее количество школьников младших классов принимают участие в конференциях, которые демонстрируют разнообразие своих интересов. Материал исследования выходит далеко за рамки программы начального образования. Представленные исследовательские работы способствуют развитию любознательности, исследовательской мысли и устойчивого интереса к окружающему миру.

    Занятия наукой, благородным и насущно важным делом, под силу не каждому ребёнку. Передовые учителя школ города (Жуковец Л.М., учитель школы №119, Иванова С.Т., учитель гимназии №37, Такмовцева М.В., учитель гимназии №8, Хакимуллина Д.Н., учитель гимназии №36, Алешечкина О.В., учитель гимназии №75, Романова Л.Ю., учитель гимназии №139, Хабибуллина Ф.Ф., учитель школы №33, Кузнецова В.И., Трошина Н.Я., заместители директоров по учебной работе школы №24, гимназии №90 соответственно и многие-многие другие) готовы поддерживать национальное достояние нашей страны - интеллектуально одарённых детей. Часть из них станет профессиональными учёными, кто-то займётся политикой, медициной, искусством, образованием. Раннее и деятельное знакомство школьников с наукой необыкновенно важно, так как уже в ранней юности школьники получают несравненную выучку и привычку к победе.

    Высокий уровень многих работ, представленных учащимися гимназий, лицеев, общеобразовательных школ свидетельствует о глубокой, творческой, системной работе учителей и кураторов конференций, руководителей учреждений образования. Поэтому из года в год повышается и качество научных работ юных исследователей, и качество организации и проведения конференций, которые превращаются в праздник ума, интеллекта, творчества и созидания.

    Широкую популярность приобрело конкурсное движение, позволяющее максимально развивать творческую активность у школьников, способствующее развитию интеллекта. Среди них интеллектуальный конкурс «Ученик года» для учащихся 9-11 классов, проект «Городской фестиваль знатоков иностранных языков», другие. Значимость проведению фестиваля придаёт подготовка к Универсиаде-2013. Фестиваль включает различные конкурсы (переводчиков, экскурсоводов, эссе, сочинений, на лучшее исполнение песни, стихотворений на иностранных языках, праздники и др.

    В целях достойной встречи Всемирных игр в 2013 году в городе разработан целевой проект «Английский – для всех», основной задачей которого является повышение качества иноязычного образования, выявление и поддержка талантливых детей, подготовка волонтёров. В проект вовлечены 1500 школьников и 69 учителей английского языка средних общеобразовательных школ № 12, 18, 33, 39, 70, 84, 135, 165, 167, гимназий № 7, 8, 19, 102, 122, 125, 139 города, на базе которых организованы ресурсные центры. По мнению участников проекта, школьники совершенствуют знания по английскому языку, учатся умению вести диалог, овладевают навыками публичной презентации, много нового узнают об истории, культуре, спортивных достижениях родного города.

    Важна оценка труда учителя и ученика. По итогам проведения конференций, фестивалей, конкурсов вручаются сертификаты участника, победители удостаиваются дипломов, награждаются памятными подарками. Учителям вручаются благодарственные письма.

    Оказание методической помощи учителям – одна из главных составляющих работы города по развитию творческих способностей учащихся, выявления одарённых. Основные компоненты готовности учителей к работе со школьниками: базовый (общая профессиональная педагогическая подготовка как учителя предметника и личностные качества), специфический компонент (знания о творческих способностях учащихся, явлении одаренности, психологических особенностях детей, формах, технологиях обучения подобной категории детей).

    В городском методическом центре организуются такие формы работы с учителями, как:

    - городские теоретические семинары, направленные на информационное обеспечение учителей, методистов, руководителей школьных научных обществ;

    - обучающие семинары, в ходе которых проводится знакомство с методикой ведения научных исследований, организацией и проведением эксперимента, особенностями работы с литературными источниками, справочным материалом; анализ литературно-критических источников (журналы, газеты, сборники статей), отрабатываются умения оформлять научно-исследовательскую работу, навыки участия в научной дискуссии; разрабатывать проекты и т.д. с привлечением ведущих педагогов-мастеров, учёных;

    - научно-практические семинары, стажировки, где сочетаются теоретические и практические занятия, связь науки и практики;

    - круглые столы совместно с представителями вузов, студентами и школьниками по проблемам преемственности обучения и воспитания;

    - тренинговые занятия;

    - компьютерные презентации;

    - консультации по запросам образовательных учреждений для педагогов, работающих с одаренными детьми;

    - выпуски информационно-методических сборников («Одарённые дети – интеллектуальный потенциал Казани», «Учитель, воспитавший ученика»), буклетов «III городской форум школьных научных обществ «Интеллект рождается сегодня»;

    - подготовка и выпуск методических рекомендаций по подготовке учащихся 9-11 классов к олимпиадам по иностранным языкам (английский, немецкий, французский);

    - публикация тезисов учащихся, победителей и призёров научно-исследовательских конференций учащихся;

    - разработка положений, сценариев проведения конкурсов, мероприятий;

    - съёмка и просмотр видеозаписей наиболее интересных мероприятий по работе с одарёнными, талантливыми школьниками.

    На семинарах, конференциях, в сборниках представлен опыт работы педагогических коллективов лицея-интерната №2, гимназий №2,7,94, школ №9,33,39, 62, других по развитию творческих способностей школьников.

    В тоже время проводимая работа требует осмысления и совершенствования форм работы в тесном сотрудничестве с учёными.

    Необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку учителей. Выявление и развитие творческих способностей школьников – это шаг к выявлению и развитию одарённых детей. Важнейшая составляющая - профессиональная готовность учителей осуществлять поддержку и развитие одаренных детей, для чего необходимо вооружить руководителей и учителей образовательных учреждений различных типов знаниями о психолого-педагогических основах деятельности по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. В связи с этим город совершенствует целенаправленную комплексную работу по оказанию помощи учителям по развитию творческих способностей школьников, работе с одарёнными для педагогов любых типов образовательных учреждений в целях повышения их компетентности.

    В рамках сотрудничества с КФУ в декабре 2011 года проведены курсы учителей-предметников, занимающихся с одарёнными и талантливыми школьниками. 37 учителей-предметников и методистов ГМЦ получили документы установочного образца в объёме 72 часов по итогам окончания курсов.

    В 2011-2012 учебном году в городе совместно с Институтом педагогики и психологии КФУ (зам. директора по научной работе Виноградов В.Л.) была создана рабочая группа по реализации городского проекта «Развитие одарённости детей и школьников в городе Казани», в рамках которого состоялись встречи руководителей и педагогов школ, специалистов Управления образования, методистов Городского методического центра г. Казани с учёными КФУ, где обсуждался план сотрудничества, рабочая концепция развития одарённости, ориентированная на использование внутренних резервов образовательного, научного и инновационного потенциала, структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности, повышение роли и места учебно-научно-инновационного комплекса школы в едином образовательном пространстве города, скорректирована карта одарённого школьника, проведено тестирование учащихся 10-х классов школ №33,39,110,167, гимназии №90,102 по профессиональной направленности (проф.интересы). В апреле 2012 года в экспериментальном порядке (накопительная система обучения), июне проводились курсы по проблеме: «Диагностика и развитие одарённости» с целью получения знаний и навыков по диагностике и развитию одарённости, начиная с дошкольного звена, заканчивая начальной и средней школой, где обучалось 37 человек. Перед слушателями курсов выступили: канд. пед. наук, доцент, заместитель директора по научной работе Института педагогики и психологии КФУ Виноградов В.Л., доктор пед.наук, профессор КФУ Габдулхаков В.Ф., доктор психол. наук, профессор Попов Л.М., кандидат психол. наук, доцент КФУ Башинова С.Н., кандидат психол. наук, доцент КФУ Ульянова Э.Э., канд. пед. наук, доцент КФУ Камалова Л.А. и другие.

    В сентябре 2012 года мы станем участниками научно-практической конференции «Одарённость и девиация современного ребёнка: опыт развития и преодоления», которая поможет всем заинтересованным данной проблемой лицам, обменяться опытом работы, найти новые подходы к развитию одаренных детей и молодежи, определить пути преобразования работы с одаренными детьми в действующий ресурс обновления и развития, как образовательного учреждения (ДОУ, школа, гимназия, лицей), так и высшей школы.



    Список литературы


    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.:Просвещение, 1967.

    2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: 1998.

    3. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х томах. – М.: Педагогики, 1985.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152