Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Формирование культуроведческой компетенции учащихся во внеурочной деятельности

    Халикова Ирина Витальевна, учитель первой квалификационной категории, руководитель театральной студии «Зазеркалье» МБОУ «Гимназии № 50» Кировского района г. Казани

    Настоящее положение дел в обществе, кризис духовности, поразивший все его слои, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных и гуманитарных ценностей России, воспитание детей и подростков всестороннеразвитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное наследие. В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие больше, чем их ровесники 10-15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, много знают, прекрасно владеют компьютером, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Они не умеют общаться, виртуальные контакты заменяют им «живое» общение, их речь примитивна и ограниченна, словарный запас узок и специфичен. Проживая часами в виртуальном мире сети Интернет, они чувствуют себя неуютно, дискомфортно в обычной жизни, что порождает огромный круг психологических проблем. Отмечая недостаток наблюдательности, творческого воображения, несформированности эмоциональной сферы у детей и подростков, школьные психологи все чаще ставят диагноз – «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».

    В этом контексте необыкновенно важным представляется введение в круг дисциплин, предметов и тем, способствующих углубленному эстетическому воспитанию, формированию культуроведческих компетенций у учащихся нашей гимназии, специализированной образовательной программы «Школьный театр», призванной стать основой постижения учащимися своих творческих возможностей и способствовать гармоническому развитию личности, т.е. воспитание органической потребности в искусстве, приобщение к Театру, как к виду гуманитарной деятельности, синтезирующему в себе литературу, музыку, танец и изобразительное искусство. По большому счету, цель – воспитание Человека, ориентированного, в первую очередь, на главенство духовного начала в жизни, на нравственные ценности, присущие русскому гуманистическому искусству XIX-XX веков. Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой. Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации образования, является то, что участие в жизни школьного театра не рассчитано на детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок, желающий получить представление о театральном искусстве во всех его проявлениях и самостоятельно практически «проверить на себе» эти знания получает реальную возможность сделать это, заметим, бесплатно.

    Школьный театр, как идея и особый жанр драматического искусства, можно определить как особую внутреннюю потребность его приверженцев в обогащении своих знаний в гуманитарной области. Большинство его участников не претендует на профессиональную карьеру, тем более на какое-либо материальное вознаграждение – это особый процесс становления широко эрудированной разносторонне развитой личности, со сформированной культуроведческой компетентностью, способной активно использовать полученные навыки и основы культурно-эстетического мировоззрения в любой сфере деятельности, вне зависимости от профессиональной ориентации. Хотя стоит отметить, что театральная студия «Зазеркалье», существующая с 2005 года, повлияла на выбор будущей профессии шести своих выпускников, связавших свою судьбу с театром.

    Еще одной важной чертой нашего школьного театра является то, что в нем не принято стремиться к результату – спектаклю. Важен процесс постижения смысла происходящего на сцене во всем его объеме: профессиональном, нравственном и т.д. Подобная студийная работа призвана дать возможность погружения в сокровенный замысел драматурга, неторопливого постижения сути актерского дела – драматического действия в характере другого человека. В таком деле начисто отсутствует конъюнктура, желание угодить зрителю и поразить кого-либо. Именно к такому виду театра очень точно подходят строчки А.С. Пушкина:

    «Служенье муз не терпит суеты

    Прекрасное должно быть величаво...»

    Не следует думать, что подобный подход диктует обязательную методическую строгость и сухость, граничащую со скукой. Школьный театр «Зазеркалье» – дело веселое, ибо именно здесь есть место эксперименту, «капустнику», самодеятельному творчеству, в лучшем понимании этого выражения. В атмосфере школьного театра рождаются свои поэты, драматурги, художники, фотографы и т.д. Главная черта подобного вида искусства – свободное творчество по велению души.

    Особо надо сказать о том, что метод предполагает создание особенного нравственного климата в группах, в них нет ни отличников, ни отстающих. Дети сами анализируют свою работу и работу своих товарищей, именно анализируют, а не оценивают. Педагог лишь внимательно следит за тем, чтобы этот анализ был всегда выдержан в доброжелательном тоне, поправляя детей там, где они допускают резкие и обидные замечания. В такой атмосфере легче всего дают всходы ростки коллективизма, терпимости друг к другу, уважение индивидуальности. Вместе с тем ребенок, анализируя происходящее, приучается «думать вслух», формировать, излагать свои мысли в определенной последовательности, выделять главное и отмечать второстепенное и т.д. Развитие логического мышления идет руку об руку с формированием навыков ораторского искусства и сценической речи. Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде. Репетиционный процесс, как корректирующий, позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что, оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом.

    Занятия в театре ведутся по программе, включающей несколько разделов.

    Раздел «Актерское мастерство» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

    Раздел «Сценическое движение» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

    Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

    Несмотря на то, что создание спектакля не является для театральной студии самоцелью, эта деятельность способствует овладению детьми навыками общения и коллективного творчества. В репертуаре «Зазеркалья» с 2005 года несколько спектаклей из классики мировой русской и татарской литературы, таких как: «Безумный день, или женитьба Фигаро» Бомарше, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Дуэнья» Шэридана, «Ханума» Цагарели, «Первый спектакль» Камала; произведения современных драматургов: «Гусарская баллада», «Отважное сердце», «От красной крысы до зеленой звезды»; сказки: «Волшебное кольцо», «Морозко», «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Особо хочется отметить работу по этнокультурной составляющей репертуара, включающей в себя театрализацию обрядов, традиций и праздников русского народа: Кузьминки, Масленица, Рождественские посиделки, Коляда, Святки, Сватовство и т.д.

    Эффективность работы театра «Зазеркалье» проявляется в повышении у детей уровня развития по основным диагностическим показателям. Занятия театральным искусством помогли многим адаптироваться к школьным условиям, обрести веру в свои силы и возможности, научиться деловому общению в процессе театрализованной деятельности. Признание успехов юных артистов выражается в победах на различных конкурсах, фестивалях, смотрах самодеятельного творчества:

    Первое место в сценическом туре городского конкурса юных краеведов «Серебряный век в Казани»;

    Первое место в сценическом туре городского конкурса юных краеведов «Казань многонациональная»;

    Третье место в городском конкурсе театральных коллективов, посвященном 100-летию Татарского Государственного Академического Театра им.Г.Камала;

    Второе место в городском конкурсе-фестивале детских театральных коллективов «Весь мир-театр» - грамота «За лучший актерский ансамбль»;

    Первое место в 3-их Кирилло-Мефодиевских чтениях, посвященных Дню славянской письменности и культуры за сохранение и возрождение народных традиций;

    Первое место в театральном туре городской интеллектуальной игры старшеклассников «Виктория», посвященной 200-летию Н.В.Гоголя;

    Первое место в городской интеллектуальной игре по русской литературе «Виктория», посвященной юбилею А.П.Чехова;

    Дипломанты республиканского фольклорного фестиваля «Каравон»;

    Третье место во Всероссийском конкурсе «Созидание и творчество» в номинации «Традиции и обряды моего народа».

    Актеры театральной студии «Зазеркалье» с радостью делятся своим творчеством, играя для учащихся, педагогов и родителей нашей гимназии, воспитанников детского дома, ветеранов, военнослужащих подшефной воинской части, читателей клуба городской библиотеки № 24 и для всех, кто не равнодушен к великому искусству – Театр.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152