Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Продуктивные формы воспитания интереса к чтению у детей

    Зайцева Елена Германовна, заведующая библиотекой школы № 70 Кировского района г.Казани

    Чтение лежит в основе информационной, образовательной, познавательной, профессиональной, а также повседневной и досугово-развлекательной деятельности человека.

    Технике чтения дети учатся в начальной школе. В средних классах ребята учатся читать по-разному: учебник – вдумчиво, внимательно, а весёлую книжку – быстрее, обсуждая отдельные эпизоды с родными и друзьями. Постепенно дети учатся разграничивать понятия «учебное (деловое)» и «досуговое» чтение. Сейчас много говорится о кризисе детского чтения, о нежелании ребят читать, о мерах, которые необходимо принимать, чтобы изменить подобное положение.

    Как вообще читают наши дети? Что читают помимо программной литературы? «Читать или не читать? Вот в чём вопрос...» - таково было название проведённого мной анкетирование среди учащихся нашей школы, целью которого было изучение круга чтения школьников. Результаты были таковы: 32,5% опрошенных читают часто, 61,5% читают реже и 6% вообще не читают. Круг чтения ребят довольно однообразен: младшие школьники увлекаются чтением детских журналов и комиксов, подростки отдают предпочтение газетам, популярным молодёжным изданиям, содержащим кроссворды, гороскопы, хронику светской жизни знаменитостей, анонсы кинофильмов и др. Серьёзное чтение и чтение «для души» зачастую оставляет детей равнодушными. Я, как заведующая библиотекой, стараюсь привлечь ребят к систематическому чтению серьёзной русской и зарубежной литературы.

    Привлечь внимание читателей, удержать это внимание, заинтересовать их, направить детей на изучение той или иной темы – вот некоторые из главных задач библиотеки. Внимание и интерес – это лишь первые ступени в самообразовании учащихся. А заинтересовать ребят я могу, используя наглядные средства, то есть в первую очередь через визуальное восприятие.

    Одной из форм визуального воздействия на читателей является книжная выставка. В оформлении книжных выставок я стараюсь учитывать следующие основные линии содержания образования с учётом национально-регионального компонента:

    · культурно-историческая линия («Чистое слово – чистое сердце», «По страницам истории мирового искусства», «Книги-юбиляры», «Выдающиеся деятели науки и техники» (тематическая полка), «Периодические издания Казани», «Татарские писатели – детям», «Два века Казанского университета» (посвящённая истории Казанского Государственного университета);

    · социально-правовая линия («Как найти себя в мире профессий», «Дерзайте, вы талантливы!» (в помощь профориентационной работе), «Для тех, кто ищет, думает, творит» (тематическая полка), «Родителям о детях», «Семейная педагогика». В помощь патриотическому воспитанию оформлены постоянно действующие книжные выставки: «Огненные строки» (выставка произведений писателей – татар о Великой Отечественной войне), «Дорогой мужества», «Об этом забывать нельзя!», «Строки, добытые в боях» (посвящённые Победе в Великой Отечественной войне), «Выстояли и победили!» (выставка, посвящённая юбилею прорыва блокады Ленинграда), «Воспитывать патриотов», «В краю моём родном», «Есть жизнь после смерти....» (выставка, посвящённая дню рождения Мусы Джалиля);

    · информационно-методологическая («Знакомьтесь, новый учебник», «В мире формул, знаков, чисел», «Для тех, кто хочет знать больше» выставка альтернативных учебников), «Изучаем татарский язык», «Готовимся к ЕГЭ», «Профильное обучение»: это выставки в помощь учебному процессу), «Новинки литературы» (тематическая полка для всех категорий читателей), «Для тех, кто ищет, думает, творит» и др.);

    · экологическая («О братьях наших меньших», «Экологический вестник», «Под пологом шумного леса», «Земля – наш общий дом» (журнально-газетная витрина), «Природа и человек. Актуальные проблемы экологии», «Мир чудес живой природы»);

    · валеологическая («Твоё здоровье – в твоих руках!», «Имя беды - наркомания», «Береги здоровье смолоду», «Валеология – наука о здоровье» (книжная выставка для учителей);

    Следующей формой работы, направленной на привлечение ребят к систематическому чтению являются информационные стенды, которые мне помогают оформлять сами ребята. Эта форма работы интересна и мне, и ребятам, поскольку включает в себя исследовательскую и творческую деятельность. Ребята помогают мне в поиске и отборе материала, его обработке на компьютере и в конечном эстетическом оформлении стенда.

    Среди наших совместных проектов можно назвать: «От бранного слова – к коррозии духа» (информационный стенд, в помощь духовно-нравственному воспитанию личности); «Казань архитектурная» (иллюстративная витрина, вмещающая в себя материал об архитектурных символах нашего города), «Казань 1000-летняя: древняя и молодая» (переносная раскладная выставка, содержащая сжатую информацию об истории Казани, её экономическом развитии, науке, культуре и спорте), информационный стенд для старшеклассников «Одиночка», посвящённый Габдулле Тукаю, стенды, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне: «Жестокая память: битве под Сталинградом посвящается», «Шагнувшие в бессмертие» (о наших земляках, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной войны).

    Показать необычное в обычном – один из приёмов, который всегда срабатывает. Так, у нас родилась идея создания стенда «В мире интересного», цель которого – привлечь внимание читателей библиотеки к чтению периодики. Вместе с ребятами мы стали распечатывать особенно интересные и занимательные страницы из газет и журналов на отдельных листах и помещать их под рубриками «Разговор по душам», «Юной хозяйке», «Рецепты красоты и здоровья», «Спортплощадка», «Зверьё моё», «Отдохни» и др. Подростки стали читать сначала эти рубрики, а потом и всё издание. Именно с чтения журналов и газет, популярных в молодёжной среде у многих ребят возникает интерес к серьёзному чтению.

    Используя книжный фонд и фонд нетрадиционных носителей информации школьной библиотеки, учащиеся старших классов создают компьютерные презентации: «Библиотека Лобачевского – культурная сокровищница мира», «Жизнь моя песней звенела в народе...», «Здоровый образ жизни», «Габдулла Тукай. 120-летию со дня рождения поэта посвящается» и др.

    Активная роль в процессе приобщения ребят к систематическому чтению принадлежит и таким формам воздействия, которые предусматривают деятельное, заинтересованное отношение читателей к книге и библиотеке (массовые формы). Это различные соревновательные мероприятия (конкурсы, игры, викторины, турниры), характеризующиеся интеллектуальной активностью участников; диспуты, обсуждения, а также мероприятия, способствующие развитию творческих способностей читателей (театрализация, изобразительное искусство). Любое мероприятие я готовлю вместе с детьми. Самую высокую результативность имеет подготовительный период: именно тогда пополняются ряды читателей, когда заинтересовавшийся проблемой школьник приводит единомышленников. Именно в это время происходит перелом интереса в познавательную сторону. Главное в этом процессе полностью не удовлетворять читательский интерес, ибо это не самоцель. Целью должно быть дальнейшее развитие этого интереса. Существует древняя истина: сем больше знаний имеет человек, тем больше у него потребность получать эти знания.

    Такие мероприятия, как литературная игра «Путешествие в Сказкоград», «Юный гражданин России» (правовая игра, посвящённая Дню независимости России), «Море зовёт» (литературно-игровой час), «Овощной базар» (театрализация литературных сказок об овощах), викторины «Великолепная семёрка», «По страницам Красной книги» (ко Дню защиты животных), обзор литературы «О братьях наших меньших», беседа «Этикет от А до Я», «Мои любимые друзья» (вечер досуга, посвящённый домашним любимцам), «Листая славные страницы...»(тематический вечер, посвящённый истории Казанского порохового завода), «Halloween» праздник, организованный совместно с кафедрой английского языка надолго остаются в памяти у ребят – учащихся начального и среднего звена.

    Широко используются и такие формы, как конкурс рисунков по мотивам прочитанной книги, громкие чтения книг на различную тематику, презентации книг, беседы с учащимися («Как делают книгу», « Всем лучшим во мне я обязан книгам»).

    Не остаются без внимания и старшеклассники. Для них библиотекой проводятся литературно-музыкальные композиции («Есть жизнь после смерти...», посвящённая памяти татарского поэта-героя Мусы Джалиля, «С улыбкой ласковой жены...», посвящённая жене А. Блока Любови Менделеевой совместно с кафедрой русского языка и литературы), «Поговорим о чистоте речи» – диспут в рамках Всероссийской акции «Чистое слово», внеклассное мероприятие «Государственная символика России и Татарстана», «Голоса серебряного века» громкие чтения стихотворений для учащихся 10-11 классов, беседы с учащимися: «Болезни цивилизации», встреча с редколлегией газеты «Сабантуй», посвящённая Дню чтения, обзоры литературы: «Скажи наркотикам НЕТ!», «Открытие века: история космонавтики» и др.

    Ребята очень увлекаются процессом подготовки мероприятий, ведь для них это повод для общения, а для продуктивного развития общения со временем они чувствуют необходимость в дополнительных знаниях, в чтении.

    Моя функция как библиотекаря проявить внимания к их интересу, помочь подросткам в поисках интересующей литературы. Всё это объединяет единомышленников, побуждает к познанию нового. Очень важно, что, ощутив недостаток знаний для полноценного общения со сверстниками, ребёнок приходит в библиотеку и даже не читавший прежде подросток потянется к книге или журналу, потому что для него важно выглядеть достойно в глазах ровесников.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152