Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Бизнес компания как ресурс формирования социальных компетенций учащихся в центре образования

    Репейкова Инна Анатольевна, руководитель IT-центра МАОУ «Лицей №121»

    Центр образования № 178 представляет собой образовательную площадку, являющуюся уникальной средой для всестороннего развития учащихся. Миссия Центра образования – формирование высоконравственной интеллектуальной, творческой личности, обладающей ключевыми компетентностями, обеспечивающими ее успешную социализацию в динамично развивающемся обществе.

    Современное информационное общество предъявляет новые требования к системе образования, которые характеризуются такими факторами как:

    - смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умений учиться самостоятельно;

    - освоение навыков работы с любой информацией и формирование навыков самостоятельного, а не репродуктивного типа мышления;

    - дополнение традиционного принципа формировать «знания, умения и навыки» принципом «формировать компетентность».

    Высокие требования предъявляются к личностно-ценностным качествам учащихся и социальным компетентностям, способности быстрого вхождения в социум, где целью выступает гармоничная, целостная личность, владеющая социальным опытом. Поэтому одна из задач системы общего образования, которая в полной мере реализуется в центре образования № 178, - заложить основы социальной компетентности личности, т.е. помочь учащимся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

    Сегодня Россия быстрыми темпами входит в мировое экономическое пространство. Мы активно сотрудничаем с разными странами, и данное сотрудничество предполагает понимание международной экономической терминологии и свободное владение языком бизнеса и предпринимательства. В наши дни молодежь должна иметь представление о том, как работает экономика, какое значение имеет бизнес в формировании условий жизни и какова ее роль в мировой экономике. В связи с этим актуальность приобретает деятельность школьных бизнес компаний в процессе дополнительного образования.

    Занятия в школьной бизнес компании представляют собой ролевую игру, в процессе которой участники получают новые знания и умения в области предпринимательства и применяют их на примерах управления типовой версией малого бизнеса.

    Цели проведения игры:

    1. экономическое образование

    2. развитие коммуникативных навыков

    3. мотивация к получению образования

    4. информирование о благотворительной деятельности

    5. вовлечение родителей, представителей бизнеса и общественности в образовательный процесс.

    В процессе игры участники создают игровое «предприятие», действующее на рынке «свободной конкуренции», и выступают в роли «инвесторов», «акционеров», «руководителей», «служащих», «рабочих». Все решения принимаются учащимися самостоятельно. Учителя, родители, представители бизнеса и общественности не принимают участие в управлении и деятельности школьной бизнес компании и выступают в роли «консультантов», «экспертов», наставников, которые делятся с учащимися своим практическим профессиональным опытом, а также «акционеров» и «потребителей» продукции школьной компании. Деятельность осуществляется на добровольной основе в соответствии с правилами и ограничениями, принятыми в ролевой игре. В игре используются упрощенные модели «рынка», «предприятия», «системы налогообложения», позволяющие участникам в наглядной форме вести «бухгалтерию предприятия». Четкое соблюдение правил, распределение ролей и выполнение обязанностей каждым участником является основой достижения образовательных и социально-информационных целей игры. Участники при обсуждении, принятии и реализации своих решений должны аргументировать их ссылками на соответствующие нормативные документы, справочно-информационные источники, методическую литературу.

    Под руководством учителей и консультантов участники бизнес компании:

  • изучают базовые основы и закономерности предпринимательской деятельности и малого предпринимательства;
  • анализируют различные аспекты хозяйственной деятельности предприятия, его экономической самостоятельности, эффективной организации производства;
  • рассматривают принципы управления, маркетинга и финансовой деятельности малого бизнеса, работы с персоналом, основ бухгалтерского учета, налогообложения;
  • развивают навыки критического и творческого мышления, коммуникации и взаимодействия в коллективе;
  • совершенствуют навыки работы с информацией и пользования современными компьютерными технологиями.
  • В Центре образования № 178 в течение 2011-2012 учебного года сформировалась школьная бизнес компания - TEAM XXI, разработавшая несколько проектов и представившая их на различных мероприятиях городского, республиканского и международного уровня.

    1. Республиканский фестиваль IT-стартапов «IT-Jump».

    Команда TEAM XXI стала победителем первого Республиканского фестиваля IT- стартапов «IT-Jump». (Октябрь 2011г.) Ребята разработали проект Mobile City, который поможет приезжающим в наш город гостям спланировать и просчитать свое свободное время, легко соориентироваться в незнакомом месте, забронировать авиа и ж/д билеты, а также увидеть неординарную Казань.

    2. Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации. Фокус группа.

    Кафедрой «Инженерно-технических дисциплин и сервиса» была проведена фокус - группа «Проблемы и перспективы развития сервиса в России. Бизнес компания TEAM XXI выступила с презентацией разрабатываемого приложения, проектом Mobile City перед аудиторией - студентами специальности «Сервис» очной и заочной форм обучения. Ребята ответили на широкий круг вопросов потенциальной аудитории пользователей приложения. В результате состоявшегося мероприятия ребята получили большой объем информации о покупательском поведении и реакции на появление приложения на рынке. В процессе фокус – группы наши ребята показали умение вести дискуссию, способность достойно держаться перед оппонентами, грамотно аргументировать свою точку зрения. (Декабрь 2011)

    3. Встреча с Аленой Поповой ( инвестор в высокотехнологические проекты), которая активно пропагандирует и популяризирует системы электронного правительства, а также поддерживает и развивает гражданские сетевые проекты и инициативы,занимается поддержкой и развитием женского предпринимательства. Известный благотворитель.

    В беседе за круглым столом в IT- парке участники бизнес-компании TEAM XXI рассказали о своих проектах, о желаниях и перспективах своей работы в области программирования.

    (Декабрь 2011)

    4. Форум молодых предпринимателей Республики Татарстан.

    Бизнес-компания TEAM XXI приняла участие в выездном форуме в МЦ "Волга", где прошли тренинги, мастер-классы и круглые столы. Ребята приняли участие в мастер-классе маркетолога Лилии Алеевой, тренинге по целеполаганию «Лаборатории личной эффективности», сыграли в классические дебаты и «Железного предпринимателя», участвовали в обсуждении проблемы получения первичных инвестиций молодыми предпринимателями и развития бизнес-клубов в ВУЗахТатарстана. Главной задачей форума явилось создание эффективной площадки коммуникации, где десятки единомышленников смогли обменяться идеями, опытом и вдохновением. (Февраль 2012)

    5. XII Слет школьных компаний Республики Татарстан. Команда Центра Образования № 178 TEAM XXI стала участником слета, представив два разных продукта - проект мобильного приложения Mobile City и товары ручной работы для интерьерных решений Luxury Home. Слет проходил в Торгово- промышленной палате Республики Татарстан. (Май 2012)

    Очевидно, что опыт участия в различных программах, слетах, фестивалях и конкурсах способствуют формированию социальных и коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем. Также в процессе работы над проектами участники бизнес компании в полной мере осознают, что значит организовать собственное дело, выбрать направление деятельности и продукцию, определить потребность в стартовом капитале, заниматься производством, рекламой и сбытом, работать в коллективе и управлять бизнесом. Юные бизнесмены понимают, какое значение для успеха общего дела имеют планирование, маркетинг, финансы, эффективная коммуникация и передовой менеджмент. И самое важное, что успех деятельности зависит от вклада в работу, энтузиазма, сотрудничества и взаимодействия ради достижения поставленных целей, которые удастся осуществить всему коллективу и каждому его члену в отдельности. Все, что участники бизнес компании узнают в процессе совместной работы, в ближайшем будущем сделает их конкурентноспособными и подготовленными к вступлению во взрослую жизнь.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152