Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Современные технологии работы с учащимися во внеурочное время

    Ерёмина Валентина Маркеловна, учитель технологии высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 27 с татарским языком обучения» Вахитовского района г.Казани. Победитель конкурса ПНПО. Мастер народных художественных промыслов РТ

    Мы дарим людям красоту,
    Чтоб сердце их не очерствело,
    Чтоб не казалось черным белое
    А значит, дарим доброту.
    Прохладу трав и шум ручья,
    И краски зорь мы дарим людям
    Без красоты добра не будет,
    А без добра и жить нельзя.
    Дарите людям красоту
    И просто так,
    И в дни рожденья:
    Она дает веру и терпенье,
    Дарите людям красоту!





    Предмет «Технология» призван воспитывать гармонично развитую, художественно одаренную личность, способную реализовывать свои творческие задатки и способности. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством формирования общекультурных компетенций. В основе большинства современных моделей образования лежит понятие «компетенции», введенное в научный оборот еще в 90-е годы. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать общепринятые способы выполнения действий. Уровень овладения ключевыми компетенциями выступает неоспоримым критерием качества полученного образования. Компетенция – это особого свойства информационный ресурс, содержащий знания, опыт и навыки для достижения поставленных целей, это способность применять свои знания на практике. К ключевым компетенциям относят общекультурные и профессиональные компетенции, сегодня перед школой ставят задачу обеспечения требуемыми компетенциями учащихся. Общекультурные компетенции – это круг определенных вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать определенными навыками и опытом. В этот круг входит познание общечеловеческой и национальной культуры, духовно-нравственных и художественных основ жизни человека, культурологических особенностей социальных явлений и традиций, роли религии, обрядов, ритуалов в бытовой и досуговой сфере, системы духовных ценностей. Среди духовных ценностей наибольшим влиянием в формировании личности обладают эстетические ценности, связанные с эмоциональной сферой. Эстетическое освоение действительности состоит из трех неразрывных сторон: развития эстетических чувств, потребления и производства эстетических ценностей. Эстетические чувства представляют собой активное переживание эстетических свойств действительности и искусства. Цель образования в области формирования общекультурных компетенций – дать учащимся необходимые знания в области культуры, видах художественного творчества, истории возникновения отдельных видов искусства. Наиболее близким и понятным для школьников видом искусства является народное и декоративно-прикладное искусство, которое окружает детей во множестве своих проявлений с ранних лет. Декоративно-прикладное искусство выражает древнейший пласт духовной культуры любого народа, черты национального характера, представлений о нравственных идеалах, неразрывно связанных с родной природой, вековыми народными обычаями и традициями. На уроках технологии в средней школе возможны самые разнообразные формы ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства и практического участия в самом процессе создания предметов декоративного творчества. Важнейший аспект преподавания технологии – соединения творчества с конкретной технологией, что предполагает освоение технологических и технических приемов по отдельным видам художественного ручного труда. Реализуется компетентностный подход в проектном методе обучения.

    Для внеклассной работы по предмету «Технология» я выбрала 3 направления:

    1. индивидуальная работа;

    2. групповая работа;

    3. массовая работа.

    К первому направлению относится работа с одаренными детьми, которых я готовлю для участия в олимпиадах, конкурсах. Такая подготовка происходит как расширение и углубление знаний учащихся в области технологии и смежных дисциплин. Моя задача – научить осуществлять творческие проекты повышенной сложности. При этом хорошо работают личностно-ориентированная технология, проблемная, поисковая, исследовательская. Работа ученицы 10 класса Гимадиевой Альфии «Орнамент казанских татар: история и современность» была удостоена Диплома 1 степени на 1Х Всероссийском молодежном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ по проблемам культурного наследия «ЮНЕКО». Целью этой работы было изучение истории возникновения орнамента татарского народа. В работе была показана преемственность между мастерами древности и современности. Нам очень жаль, что ученицы 8 классов не допускаются к участию в предметной олимпиаде, а привлечь учениц 9-10 классов, которые изучают совсем другие разделы технологии и нацелены уже на сдачу ЕГЭ, чрезвычайно сложно.


    Для учащихся, имеющих склонность к практической работе, интерес к творческому поиску, я организую групповую работу. Для них я провожу индивидуальные и групповые консультации. От изготовления отдельных изделий мы перешли к созданию коллекций. Два года мы работали над изготовлением коллекции «До Универсиады-2013 осталось...». Мы очень надеемся, что в рамках проведения Универсиады-2013 будут проводиться конкурсы детских творческих работ. Наша коллекция выполнена в технике лоскутного шитья с некоторой долей юмора.

    Лучшие работы моих учениц приглашаются на выставки и переходят в музеи – работа-победительница конкурса «Легенда о Зиланте» хранится в Музее Казанского кремля. На Республиканский этап Международного фестиваля «Детство без границ» в 2010 году была представлена коллекция работ из 7 наименований. В разделе «Родина – источник вдохновения» наша коллекция получила П место в Республиканском конкурсе в номинации «Народные промыслы»; три работы были отобраны в Москву на Всероссийский этап конкурса.

    Еще одна форма групповой работы – проведение мастер-классов для учителей города и республики. На этих мастер-классах ученицы делятся своими знаниями и умениями в области художественной обработки материалов с учителями. Ученицы очень тщательно готовятся к таким встречам, понимая ту огромную ответственность, которая ложится на них. Прежде, чем показывать приемы работы с лоскутом учителям, мы сами отрабатываем всю цепочку технологического цикла.

    Все годы работы учителем технологии в гимназии №27 я веду кружок для девочек «Волшебный лоскуток». Мой предмет предоставляет возможность сочетания учебной и внеучебной деятельности. Кружок – это третье, массовое направление в работе. Выполнение творческого проекта только в учебное время весьма затруднительно, поскольку ученицы выбирают довольно большие и сложные изделия. Домашняя работа не всегда им под силу – дома не с кем посоветоваться, поэтому ученицы приходят на занятия кружка, который дает им возможность посоветоваться со мной и друг с другом. Занятия кружка у нас проходят как веселые посиделки друзей, где все равны, где уважают за мастерство, где исчезает граница статусов и все готовы придти на помощь. Программа занятий кружка входит в мою авторскую программу «Веков связующая нить» непрерывного образования учащихся и учителей общеобразовательных учреждений по разделу «Художественная обработка материалов». Эта программа помогла мне создать оптимальные условия для развития творческого потенциала и саморазвития учащихся, для формирования позитивных установок, художественных ценностей. Организация прикладной художественной деятельности во внеурочное время через обучение искусству лоскутного шитья является одним из приемов погружения в мир прекрасного, формирования общекультурных компетенций.

    В 2010 году меня пригласили в Школу-интернат 1-П вида для глухих и слабослышащих детей им.Е.Г. Ласточкиной вести кружок по художественной обработке текстильного лоскута. Я столкнулась с проблемой проведения занятий с детьми, ограниченными в своем общении. Я не знала языка глухих людей, а они не могли слышать моих объяснений. Мне пришлось искать новые методические приемы объяснения материала - здесь я оценила возможности информационно-коммуникационных технологий, которые способны визуализировать устную речь, перевести ее в картины, понятные всем и без слов. Еще одна проблема коррекционных школ – сложная эмоциональная сфера учащихся с ограниченными возможностями. Я решила использовать простоту, доходчивость, жизнерадостный настрой изделий народного искусства. Я подобрала такие технологии и изделия, которые оказались под силу учащимся коррекционной школы. Выставка их работ украсила празднование 125-летия Школы-интерната в феврале 2011 года. Кроме того, творческие работы учащихся Школы-интерната были представлены на 1У Всероссийском фестивале «Живая традиция» (2010г., г.Набережные Челны), на У1Межрегиональном конкурсе педагогов общеобразовательных учреждений «От творчества учителя к творчеству ученика» (2011г., с. Кукмор) и на выставке, посвященной Дням русской культуры на Ассамблее народов Татарстана (2011г., г.Казань).

    Воспитание учащихся во внеурочное время предполагает использование определенных технологий. Я использую как традиционные – беседы на занятиях кружка, обсуждение и поиск тем для творческих проектов, подведение итогов очередного конкурса, фестиваля, выставки, так и новые, специфические. К ним относятся шоу-технологии – показы своих изделий, сшитых на занятиях. Так, после создания коллекции в стиле лоскутного шитья «Жилет для младшей сестренки» ученицы демонстрировали их на сцене в танцевальной манере. В этом номере нам удалось совместить два вида искусства – декоративно-прикладной и хореографический.


    Для школьного танцевального коллектива мои ученицы сшили японские костюмы. Работа оказалась настолько сложной и трудоемкой, что к ней пришлось привлечь родителей. Мы совместно искали в Интернете выкройки японского национального костюма, подбирали цветовое решение. Работа учениц получила достойную оценку, и теперь в костюмах, сшитых руками учащихся, танцуют их одноклассницы, украшая районные и городские мероприятия. В коллективном творческом проекте «Японский национальный костюм» оказались востребованными все технологии, межпредметные связи, взаимная поддержка учениц из разных классов, совместная работа с учителем (я не только руководила процессом, но и сама шила наравне с ученицами), с родителями, т.е. осуществлялась подлинная педагогика сотрудничества.

    Существуют определенные требования к проведению внеклассных мероприятий, и я стараюсь их выполнять. К ним относятся:

    v педагогические – в каждом проекте, в каждом мероприятии реализую три взаимосвязанные задачи: обучение, развитие, воспитание с учетом возрастных особенностей учащихся и актуальностью содержания;

    v методические – соответствие формы и содержания, образовательный характер мероприятия, его новизна, эмоциональность и привлекательность для учащихся;

    v организационные – четкость в организации мероприятия, наглядность, управление ходом мероприятия;

    v проявление личных и коммуникативных качеств учителя – создание ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат на занятиях.


    Организация прикладной художественной деятельности во внеурочное время через обучение искусству лоскутного шитья является одним из приёмов погружения в мир прекрасного, создания эмоционального комфорта.

    Предлагаемые объекты труда подобраны с таким расчётом, чтобы они были направлены не только на расширение и углубление технико-технологических знаний и умений в области художественной обработки тканей, полученных на уроках технологии, но и на самореализацию личности в этом виде деятельности, на приобщение детей к художественному творчеству, что позволяет ощутить связь времён.



      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152