Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Возможности технологии театральной педагогики и социального проектирования в формировании здорового образа жизни детей дошкольного и школьного возраста

    Федорычева Юлия Юрьевна учитель биологии высшей квалификационной категории, педагог-организатор МБОУ СОШ № 55 с углубленным изучением отдельных предметов Кировско-Московского района

    Современные концепции образования, направленные на реализацию гуманистической профессиональной парадигмы, ориентируют на целостное развитие человека, раскрытие качественного своеобразия его творческой индивидуальности. В соответствии с этим современные требования в развитии педагогической технологии выдвигают на первый план необходимостьширокой интеграции в содержании и структуре образовательного и воспитательного процесса. Это проявляется в усилении тенденции к синтезу знаний, их взаимопроникновению. Особое место в интеграции занимает проблема сочетания педагогических технологий, целей, задач обучения и воспитания, а так же выбор формы деятельности педагога и учащихся.Результатом решения данной проблемы стал социальный проект «Театр в чемодане», который действует в нашей школе уже два года.

    Ценностные установки данного проекта нацелены на выявление педагогической и технологической сущности понятия «интеграция», что даст возможность педагогу пройти всю технологическую цепочку (от рождения идеи до конечного результата) по созданию интегрированного обучающего продукта, объединяющего учителя, детей различного возраста, педагогов дошкольного образовательного учреждения, специалистов –психлологов, родителей.

    Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Кстати, именно готовый к показу спектакль, а вернее сам этот показ на зрителя, зачастую проверяет, состоялся коллектив или нет. Дети сочиняют, импровизируют роли... Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей, дети рисуют, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл ц цель как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. По ведущему методу деятельности наш проект можно отнести к творческому, вместе с тем в нем присутствуют и элементы информационно-поисковые. Для того чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить особенности психологии детей дошкольного возраста( наши зрители-это воспитанники ДОУ микрорайона школы),средства выражения обучающей идеи спектакля и т.д. В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное – воспитание человека, его души и чувств. В нашем проекте интегрируются такие предметные области, как биология, экология, литература, возрастная психология, информационные технологии, изобразительное искусство, музыка.

    Проект ориентирован на:

  • формирование и развитие у детей 3-6 лет навыков здоровых привычек в повседневной жизни
  • информированность посредством театрально-игровых форм в области здорового образа жизни, межличностного общения и безопасного поведения дома и в общественных местах
  • развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству средствами театра кукол
  • формирование и развитие информационных, социальных и коммуникативных компетенций у обучающихся
  • Основные задачи педагога в проекте:

  • Привлечь учащихся к социально-значимой проектно-творческой деятельности
  • помочь детям освоить разные способы приобретения знаний из различных источников информации.
  • сформировать у участников проекта представления о театре кукол, как средстве обучения жизненно важным навыкам детей дошкольного возраста
  • Проблемные вопросы


  • Какие жизненно-важные навыки необходимо развивать у детей дошкольного возраста?
  • Какие психологические особенности восприятия есть у маленьких детей?
  • Как объединить в кукольном спектакле обучающую и психологическую составляющие ?
  • Учебные вопросы


  • Как выбрать тематику спектаклей?
  • Как создать сценарий?
  • Особенности актерской игры для маленьких детей.
  • Как самому оживить куклу?
  • Как сделать декорацию к спектаклю?
  • Наш проект направлен на помощь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, межличностного общения и безопасного поведения дома и в общественных местах

    Проект предполагает знания особенностей кукольного театра, владение художественным словом, знакомство с психо-эмоциональными особенностями детей младшего возраста, умения работать слитературным и публицистическим текстом, с ресурсами интернет, с пакетом прикладныхпрограмм (офисным пакетом), технологические умения по работе с тканью, деревом, папье-маше и др.материалами .


    Проект связан с поддержкой и углублением понимания и развитияумений учащихся, соответствуют возрасту учащихся, учащиеся самрегулирует уровень сложности подготовки куклы, тематику и содержание сценария. ИспользованиеИКТ осуществляет поддержку развития навыков исследования, сотрудничества и навыков общения у учеников. Дети вовлечены в совместную деятельность по реализации основных задач воспитания. Участвуя в подобных проектах, дети учатся анализировать результаты своей деятельности, чётко осознают свою необходимость и важность своего участия через грамотно налаженную обратную связь с теми, кому адресуют свои представления.

    Театр изначально предполагался как мобильный, передвижной . Его экспозиционный проект из трех частей:1)экспозиционное пространство возникающее из легко трансформирующихся конструкций, содержательно наполненное работами кукольных мастеров, картинками и прочими предметами, используемыми в представлении; 2) творческая мастерская по изготовлению театральных кукол, создание сценариев, и актерского мастерства; 3) специально оборудованное пространство для разыгрывания спектаклей- это красиво декорированный старый чемодан, который представляет собой сцену и пространство для спектакля.

    Каждый спектакль посвящен одной теме. Например, в спектакле «Зачем чистить зубы?» персонажи - дети, между которыми начинается диалог, в который вовлекаются зрители. «А вы чистите зубы? А знаете для чего их надо чистить?» Затем появляется персонаж Зубная фея, открывается волшебный чемодан,а там... начинается сказка, куклы, музыки, стихи, игры. В конце 15-ти минутного спектакля зрители уже знают, для чего чистить зубы, какие продукты вредят зубам, как правильно чистить зубы.Для тематики сценариев выбрано три направления: здоровый образ жизни, межличностное общение и безопасность поведения в общественных местах.

    Работа над проектом предполагает выполнение следующих социально – воспитательных функций:

    Информационную – рас­пространение сведений о навыках здорового образа жизни, социально-коммуникативных навыках, этикете и т.д.

    Воспитательную – пропаганда здорового образа жизни

    Творческую – участники проекта вовлечены в работу над сценарием, поиск персонажей, их изготовление, поиск актерских приемов для воплощения в кукольные образы.

    Социально-управленческую – формирование социальных ориентаций, чувства ответственности и значимости своей деятельности.

    То, что в качестве ведущих и организаторов всех мероприятий выступают не взрос­лые люди, а подростки, во многом повышает дове­рие и интерес младших ребят к предоставляемой ин­формации. Но и для старшеклассников участие в таких проектах оказывается полезным, поскольку в ходе их подготовки происходит формирование лич­ностного отношения к ЗОЖ.

    Как следствие – мы создаем интересную и необходимую профилактическую форму работы, нацеленную на разновозрастные группы детей

    Актуальность этого проекта состоит в том, что он способствует привлечению подростков к участию в работе над созданием театрализованных кукольных представлений, также подростки привлекаются к пропаганде ЗОЖ и обучению социально-коммуникативным навыкам детей дошкольного возраста. Уникальность проекта состоит в том, что он воспитывает не только «субъект», но и самих « воспитателей» В этом состоит его особая ценность, как средства воспитания подрастающего поколения.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152