Портал  |  Форум  |  Контакт  

Выпуски журнала

Свидетельство


    

  • Современные воспитательные технологии
  • Групповая работа как форма организации внеурочной деятельности учащихся

    Алексеева Татьяна Александровна учитель начальных классов 2 квалификационной категории МБОУ «Гимназия 102 им .М.С.Устиновой»

    С введением ФГОС в школе появилось понятие внеурочной деятельности. Дети больше времени проводят в школе. Задача учителя организовать в это время деятельность так, чтобы она шла на пользу детям.

    Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

    На уроках дети работают фронтально, индивидуально, в парах. Групповая форма на уроках в начальной школе используется реже. Внеурочная деятельность позволяет применять групповую форму работы шире. Дети могут организовывать группы по интересам, по жеребьёвке, да и просто, добровольно, по желанию. И группы могут быть как постоянными, так и временными (для выполнения определенного задания). Цель использования такой формы работы:

    -формирование коммуникативных качеств у учащихся;

    -формирование положительной самооценки;

    -качественное выполнение задания.

    А учитель решает главную задачу – организация детского коллектива и развитие каждого школьника в этом коллективе.

    При проектировании внеурочной деятельности я вырабатываю согласованное мнение всех участников образовательного процесса (педагога, учеников, родителей) о минимальном количестве времени участия каждого ученика во внеурочной деятельности. Я учитываю замечание Д.В.Григорьева и П.В.Степанова о том, что «время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения».

    Хочу поделиться опытом создания проекта в групповой работе.

    С второклассниками во время внеурочной работы мы создали книгу. Название её «Удивительное рядом». Книга – раскладушка. Страниц столько же в книге, сколько и учеников в классе. Содержание книги: звери, птицы, насекомые, рыбы и т.д. Количество разделов выбирали по количеству групп учащихся. Каждая группа ребят готовила свой раздел.

    Первый этап работы. Работа с разделом в группе. Ребята обсуждают, выбирают тех животных, о которых будут писать. Ребята могут консультироваться, советоваться со взрослыми, учителями, показывать свои черновые работы. Срок проведения первого этапа 1-3 дня.

    Второй этап. Подбор информации. Самостоятельная работа ученика. Срок проведения этого этапа 1-2 недели. В конце второй недели каждый ученик должен знать, что он будет писать о своем животном, и как он нарисует его на своей страничке.

    Третий этап. Изготовление своей странички. Срок проведения 1-2 недели. Ребята работают в группах после уроков, обмениваются источниками информации, помогают друг другу выполнить рисунок. На данном этапе можно использовать и компьютерные технологии. Учитель проверяет грамотность, шрифт и содержание работы у каждого ученика.

    Четвертый этап. Сборка книги. Срок проведения 1 неделя. Учитель один раз показывает, как надо склеивать страницы между собой, делать переплет. Сначала страницы склеивают по две. Дают время просохнуть, потом страницы переплетают между собой. Переплет страниц выполняет инициативная группа. В конце недели книга собрана.

    Пятый этап. Подготовка обложки и содержания книги. Обложку готовят ребята только первую лицевую страницу, последняя страница осталась открытой, книга может иметь продолжение.

    С этой работой можно выступить перед младшими классами.

    Проводя такую работу, я преследовала ещё одну цель: многие дети не читают книги, это нормально? Большинство скажет: «Нет». Но что делать? Два часа литературного чтения в начальной школе – это мало. А внеурочная деятельность – разве это не выход? Организовать занятия так, чтобы они способствовали развитию интереса к чтению.

    Работа по созданию книги «Удивительное рядом» и преследует такую цель.

    Книга – это кладезь человеческого культурного наследия. Именно из книг человек черпает знания. Поэтому я предложила ребятам создать книгу и показать свои знания о животном мире, который рядом с нами.

    Групповая работа, по моему мнению, способствует:

    1. Формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывает в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Возможность почувствовать себя полноправным участником образовательного процесса, вместе делающим общее дело, усиливает понимание каждым участником процесса своей меры ответственности за конечные результаты совместной работы.

    2. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями в процессе групповой работы становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, лидерства, умения налаживать контакты и предлагать план общего действия, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.

    3. В группе взаимодействие со сверстниками, опирающееся на внешний социальный контроль и непосредственную обратную связь, создает особо благоприятные условия для усвоения механизмов эмоционально-волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно-нравственные и этические нормы.



    Литература

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

    2.Григорьев Д.В. , Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.,2010.


      Сертификат:









    Kazanobr.ru. Электронный научно-методический журнал. © Copyright 2011-2012.
    Городской методический центр Управления образования г.Казани.
    Сайт является средством массовой информации (СМИ). Свидетельство о регистрации Эл №ФС 77-44152